Курлык дополненной реальности

Привет, я веду Telegram-канал «Медиа и депрессия» о том, как мы барахтаемся в медиатрясине. В этом выпуске пытаемся понять, что такое дополненная реальность — вселенная сториз или примерочная виртуальных кроссовок.

Время чтения: около 7 минут.

Каждый представляет себе будущее по-разному. Правда, некие рамки мы уже придумали. Сложно представить ближайшее десятилетие без Илонмасков в Твиттере, которые обсуждают дополненную реальность или работают над новой нейронкой, которая перевернет игру. Радостно ждешь момента, когда люди будут ходить в очках виртуальной реальности, врезаться друг в друга в метро, а потом просить своего персонального AI-ассистента проверить, не повлияет ли это на их программу сна в четверг.

Пока часть человечества занимается конструированием отдаленного будущего, другая — адаптирует настоящее и борется за ваше внимание. Если вы со стороны посмотрите на свою жизнь, то поймете, что ее неотъемлемая часть — это еще не дополненная реальность, а экран телефона.

Чтобы снять самое скучное кино в мире, надо просто поставить рядом с нами камеру. Человек с телефоном стоит, человек с телефоном сидит, человек с телефоном покупает батон в магазине, потому что устал сидеть. На экране всё время происходят довольно интересные вещи: кого-то задержали за истории в Инстаграме; друг, которого вы сто лет не видели, опубликовал сториз в форме, над ними вылезло сообщение о том, что вас уволили с работки; в магазине «Перекрёсток» скидка на сырки «Б. Ю. Александров».

Курлык дополненной реальности

Если на сырках или сториз в вас что-то ёкнуло, значит вы уже поняли, что такое современная дополненная реальность. Возможно, вам, как и мне, казалось, что будущее где-то далеко,и вы никогда не наденете эти нелепые очки виртуальной реальности, не воткнетесь в прохожего, не скорректируете свою программу сна в четверг. Но будущее уже здесь: 15-секундные истории, фотографии с гифками и примитивная функциональность для обратной связи и создают дополненную реальность.

Если посмотреть на платформы вроде Инстаграма, то станет ясно, что это не только форматы — это модели общества, в которых есть своя социальная структура, своя экономика, своя иерархия. Часто эта штука мало связана с реальным миром. Тут со мной согласится любой человек, который видел модного микроинфлюенсера или лайфстайл-блогера вне Инстаграма. В магазе субботним утром с водичкой «Акваминерале», к примеру.

Для пытливых — примеры дополненной реальности в моём понимании:

1. Проект Evert_45 — взял гран-при «Каннских львов» в этом году. Голландская телекоммуникационная компания KPM совместно с агентством N=5 задумались о том, как сохранить память о ветеранах Второй мировой войны и объяснить школьникам, как голландцы попадали в трудовые лагеря и участвовали в движении сопротивления.

В итоге был создан аккаунт в Instagram и влог в Youtube, для которых снимали кино о жизни двух мальчишек во время войны. Соцсети проекта постоянно обновлялись, чтобы создать иллюзию того, что история происходит в реальном времени.

Проект получил настолько хорошую оценку в медиа, что может попасть в школьную программу в Голландии. С точки зрения эмоциональной вовлечённости дедов вроде меня идея работает безотказно, но клюнут ли дети на продолжение этой истории — большой вопрос. Пока они собрали довольно скромное количество просмотров в социальных сетях.

2. Похожий эксперимент с вниманием новой аудитории проворачивают в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Там с помощью сториз в Инстаграме пытаются заставить людей читать книги с телефона. Как показывает практика, читать в специальном приложении — это всё равно привычка, другое дело, когда у тебя сразу после историй друзей появляется отрывок из Кафки.

Нужно только вовремя поднимать палец с экрана, чтобы перейти на следующую страницу. С просмотрами, опять же, все непросто: главу из «Алисы в стране чудес» протоптало 40 тысяч человек — данные по «Метамарфозам» Кафки, видимо, останутся секретом. Один фиг, вы уже в десятом классе все прочитали.

3. В Buzzfeed и вовсе решили, что читать слишком сложно, поэтому проще поставить «Ромео и Джульетту» в Инстаграме — транслировать классику через профили семи разных героев. В Snapchat вообще запустили сериалы Snap Originals, которые сняты в лучших традициях старого СТС, но зато подключены к VR-порталам, в которые можно заглянуть.

4. Ну а в этом пункте все наноинфлюенсеры и микроблогеры, которые заработали немножк денег и создали себе веса, пока вы не тягали гантельку дополненной реальности.

Короч, я тоже долго не мог понять, как мы искусственно попадем в дополненную реальность: кто создаст всю эту информационную надстройку над нашим обществом. Блин, по ходу, ребзь, мы создаем ее сами каждый день. Может, для вас это и не откровение, но я-то из деревни. Курлык.

Когда я это написал, решил еще взять коммент у спеца по дополненной реальности сооснователя Phygitalism, автора канала Phygital art Вани Юницкого, чтобы он мне пояснил за AR-технологии.

AR прошла стадию, когда о ней слышали только гики верхних эшелонов, но пока не обрела своей истинной формы, поселившись в компактные очки, которые могли бы заменить смартфон.

Сейчас это в основном разовые кейсы для брендов, эксперименты и небольшие развлекательные решения. Это то, что доступно взгляду большинства людей, в ближайшем будущем 4–6 лет нас ждут первые массовые очки, скорее всего, от Apple, это будет точкой отсчета. Что недоступно массам сейчас — это реальное и серьезное применение AR в индустриальном секторе, обучении на складах.

Тем не менее технология находится на пути к великой цели, и это означает, что ее алгоритмы, механики и способы применения становятся все более разнообразными и вызывают отклик в сердцах людей совершенно разных профессий и интересов. Конечно, магазины приложений на самые востребованные места выводят развлекательные AR опыты, но существуют и другие примеры.

  1. Игры сейчас становятся мультиплеерными на базе ARKit, например Lego AR.
  2. Масса приложений с фильтрами, 3D-моделями персонажей, с которыми можно делать селфи, снимать скетчи: Holo, Leo AR, Waazy.
  3. С AR можно учиться рисовать в SketchAR, изучать историю в Civilisations AR, танцевать в Dance Reality, изучать небо в Night Sky или точные науки в GeoGebra AR.
  4. С дополненной реальностью можно совершать покупки в Houz, Ikea, примерять на себя новую обувь, лак или «посидеть в авто в полный размер прямо у вас в комнате» с десятками приложений от авто-брендов.
  5. Отдельная большая тема: искусство в дополненной реальности. Есть масса приложений для просмотра объектов искусства прямо рядом с собой, приложения для более глубоко посещения музеев с AR, множество сумасшедших арт-экспериментов в дополненной реальности.
99
4 комментария

Тема примерки для AR, самая актуальная на мой взгляд, пришёл в магаз, или просто проходишь мимо и видишь себя в одежде бренде) будет завораживать

глючно и что самое главное, выглядит плохо и дискредитирует товар, чуть получше с часами например.

Антирекламу только своему каналу делаете, когда постите такую чушь. Либо я не понял, что это стёб....

Вся жизнь это стёб, братан!