Кино, журналисты, память и женщины России

Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"
Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"

Помните полезную для жизни притчу про юношу, который встретил трех старцев и спросил, как правильно плыть по реке – по течению или против? Первый старец убеждал юношу, что плыть нужно против течения, преодолевая трудности ради всеобщего блага и совершенствования мира. Второй мудрец был уверен, что течение – это судьба, и тот, кто плывет против течения, идет против нее. А третий старец, второпях скидывая с себя одежду, бросил юноше, что даже не замечает течения, потому что ему просто нравится плавание.

Хорошая притча! Во-первых, короткая. Во-вторых, с неожиданным концом. В-третьих, безусловно, мудрая. Хорошие притчи всегда прикладные, и всегда приходят в жизнь вовремя. Полтора года назад несколько журналистов федеральных изданий встретились в Тольятти, пообщались с местными жителями, узнали городские легенды, и… остались в Автограде на полгода. Решили снимать художественный фильм. Уж больно интересной оказалась она из городских легенд, которая вовсе и не легенда, а всего-навсего история уникального волжского города.

Современный Тольятти, сыгравший себя же, но на 20 лет моложе
Современный Тольятти, сыгравший себя же, но на 20 лет моложе

Оказывается, в 90-е годы, когда по всей России один за другим вымирали советские заводы, оставляя без работы миллионы россиян, в Тольятти коллективы заводов-гигантов каким-то немыслимым образом смогли сохранить и предприятия, и производства, и работу, и семьи рабочих от разорения. Но есть нюанс – в городе текли реки крови. А по этим рекам во все уголки бывшего СССР плыли новенькие ВАЗовские десятки, пятерки, нивы и другие чудеса техники, которые с советских времен были мечтой простого люда. За контроль над площадкой товарных «жигулей» бились на смерть неблагородные рыцари организованных преступных сообществ, посчитавших, что жить красиво им и их близким уже никто запретить не сможет. Короче говоря, в те «благословенные», или как сейчас модно говорить «святые», годы в Тольятти было богато и опасно, и насколько богато, ровно настолько и опасно, смертельно.

Но неожиданно, вопреки инстинкту самосохранения, в Автограде появились люди, которые выступили против того, чтобы город окончательно ушел на съедение ненасытным бандитам. Эти люди представляли две очень ярких профессии – журналисты и милиционеры. Газета «Тольяттинское обозрение», появившаяся в 1996 году, под руководством создателя и главного редактора Валерия Иванова совершенно без купюр писала о происходящих событиях, о действиях власти, силовиков, бандитов, стараясь докопаться до самых мелких деталей. Именно поэтому за короткое время газета стала самой популярной в городе и в киосках «Роспечати» заканчивалась еще утром. Газета передавалась из рук в руки и зачитывалась «до дыр». Информацию «Тольяттинскому обозрению» иногда подкидывал легендарный майор милиции Дмитрий Огородников, человек незаурядного ума, незаурядной внешности (рост 2,05 м, 68 размер верха), и, как следствие, незаурядной судьбы. А чтобы понимать, каково в те времена работалось правоохранителям, достаточно вспомнить, что денег не было даже на бензин служебных машин, не то, что на зарплату. О событиях в Поволжье тех лет святочного документальных фильмов народе "Криминальной России".

Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"
Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"

Валерий Иванов со своим замом Алексеем Сидоровым так страстно пытались докопаться до правды, что сейчас выпуски «Тольяттинского обозрения» можно читать как летописи нашей страны образца 90-х годов. Тольятти с уверенностью можно назвать матрицей постсоветской России, которая в те времена была одним сплошным ратным полем рэкетиров всех мастей. Дмитрий Огородников, будучи оперативным работником, возвращаясь к жизни после очередного покушения, демонстрировал чудеса дедукции и знания поля, что в результате приводило к успехам в раскрытии заказных убийств и хищений на предприятиях.

История русской «Сицилии», из-за фиатовского наследия АвтоВАЗа, действительно, с итальянским налетом, первый раз нелепо запнулась в результате громкого убийства – в 2000 году на светофоре недалеко от УВД был расстрелян майор Огородников, один из символов уголовного розыска Самарской области и всей России. В 2002 году в кабине Нивы в собственном дворе был застрелен главный редактор «Тольяттинского обозрения» Валерий Иванов. А через полтора года – в 2003 от ножевых ранений скончался сменивший друга на ответственном посту Алексей Сидоров. Для полноты картины необходимо знать, что как минимум еще три редактора СМИ были убиты в Тольятти в те годы. А для стопроцентной полноты картины важно помнить, что Валерий Иванов посмертно стал почетным гражданином Тольятти, а Дмитрий Огородников указом президента РФ стал кавалером ордена Мужества, тоже посмертно.

Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"
Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"

Именно эта история о «Тольяттинском обозрении» и майоре милиции увлекла в 2021 году журналистов федеральных изданий. Пришла идея снять художественный фильм о трех хороших парнях, боровшихся за справедливость. Масла подлил тот факт, что всем героям было немного за 30, что напомнило первые строки «Божественной комедии» великого Данте Алигьери – «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу» – как будто о наших героях, оказавшихся в середине жизни в сумрачном волжском лесном массиве.

Рассказывать, как сложно было снимать кино, не цель этой статьи. Вспоминая притчу про течение реки, можно с уверенностью сказать, что удалось материализовать ее смысл – кино случилось. В трех больших театрах Тольятти были найдены 50 профессиональных актеров, к ним присоединились актеры из других регионов – Севастополя, Нижнего Новгорода и Самары. Было закуплено оборудование. Даже какое-то количество финансов было вложено в производство неравнодушными гражданами Автограда. Задумка – кино о журналистах, снятое журналистами – была воплощена в жизнь. Что важно – без грязи, без мата и крови, без киноштампов о 90-х. Один 10-летний мальчик, посмотревший рабочую версию фильма, понял, кем хочет стать – журналистом или полицейским (еще не определился).

Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"
Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"

Спустя полтора года с первого дня, проведенного авторами сценария в самарской областной библиотеке в обнимку с подшивками первых номеров «Тольяттинского обозрения», народно-журналистское кино готово к премьерному показу. Кино – конечно, громко сказано! Скорее, притча – о добре и зле, о выборе и долге, о мужчинах, вставших на защиту государственности России. К слову, журналисты «Тольяттинского обозрения» первыми в мире открыли в газете рубрику «Сообщи, где торгуют смертью», а позже, для поднятия имиджа профессии правоохранителя, устроили награждение трудолюбивых милиционеров, торжественно вручали золотые сердца в красивых рамках. И это, не секундочку, коммерческая газета. Просто газета – коммерческая, а люди – государственники, ощущавшие свою ответственность за будущее детей, которым предстояло жить в нашей стране. Эту черту наших героев много веков назад объяснил опять же гениальный Данте. Он утверждал, что мужчина, живущий в полисе, чтобы, собственно, считаться уважаемым мужем, должен интересоваться жизнью полиса – то есть политикой. Конечно, это камень в огород тысячам испуганных лиц мужского пола, которые, уехав от политики на самокатах через Верхний Ларс, уважаемыми мужчинами считаться уже не будут. Но это их проблема. Надо больше интересоваться полезными притчами.

Хотя, если продолжить мысль о мобилизации, можно прийти к выводу, что ее первая полна началась не в сентябре 2022 года, а в далекие 90-е, когда и цена выбора была выше, и жизнь стоила намного меньше – около сотни долларов. И первыми были мобилизованы именно такие люди, которым посвящен фильм-притча, которых в каждом городе было с десяток – бесстрашно отстаивавших закон и порядок, очень выделявшихся из общей массы плывших по течению (притча и правда прикладная).

Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"
Кадр из фильма "Тачка цвета крови /притча/"

В наши дни, когда женщины всей страны шьют теплую одежду для мужчин в зоне СВО, собирают деньги на квадрокоптеры и тепловизоры, помогают семьям мобилизованных и зачастую берут на себя мужскую по сложности работу, роль русской женщины выходит на первый план, выходя за границы только хранительницы очага. Женщины России участвуют в жизни огромного государства, делом доказывая свою надежность. Кино-притча о смелых журналистах и милиционерах, которое называется «Тачка цвета крови» (в честь первой революционной статьи Валерия Иванова, вышедшей в 1993 году), должно было быть презентовано общественности 15 декабря, в день памяти погибших журналистов. Очень логично, что именно Союз женщин России предложил свою площадку для проведения премьерного показа – ведь именно женщина всегда хранит память о семье, о детях и муже, в фотографиях с подписями на обороте, в дневниках, в которых описаны самые важные семейные события, в видеозаписях и так далее… На презентацию в Союз женщин приедут жены Валерия Иванова и Дмитрия Огородникова и, что важно, дочь Огородникова – ради будущего которой отец отдал свою жизнь.

Екатерина Лахова, руководитель Союза женщин России
Екатерина Лахова, руководитель Союза женщин России

От лица создателей фильма-притчи об уникальных русских мужиках хочется поблагодарить всех женщин страны в лице руководителя Союза женщин России Екатерины Филипповны Лаховой за умение хранить память, за надежную опору, за открытость и желание помогать. Слоган фильма звучит незатейливо: «Нам нужно объединяться!» И женщины России доказывают, что мы, граждане большой северной страны, плывущей не ПО течению, не ПРОТИВ, а выбирающей свою траекторию в океане жизни, едины!

Начать дискуссию