Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

Тесты формата «Какой ты суп?» всё ещё приносят больше денег, чем новости и трудоёмкие расследования.

23 и 24 января 2019 года сразу несколько медиакомпаний объявили о сокращении штата в новостных редакциях. Huffington Post, Yahoo и AOL сократили 7% сотрудников — около 800 человек, а BuzzFeed уволила 15% сотрудников — 215 человек. Среди попавших под сокращение есть журналисты с многолетним опытом работы и лауреаты Пулитцеровской премии.

Cosmopolitan
Cosmopolitan

По мнению The Washington Post, новости о сокращениях взволновали как сотрудников компаний, так и всю медиаиндустрию. Считалось, цифровые издания станут преемниками печатных, радио- и телевизионных СМИ. Но вместо этого BuzzFeed, Vice, Vox, Business Insider, Refinery 29 и The Daily Beast быстро росли, но либо приносили незначительную прибыль, либо работали в минус.

Выручка Verizon от цифровых медиа упала на 6% до $2,1 млрд в четвёртом квартале 2018 года, а Vice и Vox признали, что не могут достигнуть поставленных целей и вынуждены экономить. BuzzFeed с выручкой в $300 млн в 2018 году признала, что этого недостаточно, чтобы продемонстрировать хороший рост и развитие. Но в отличие от большинства других изданий, проблемы внутри компании ещё серьёзнее.

Сокращения в BuzzFeed

23 января 2019 года медиакомпания BuzzFeed объявила о планируемом сокращении штата в ближайшие две недели, что позволит в будущем уменьшить расходы. Во внутреннем письме сотрудникам гендиректор BuzzFeed Джона Перетти говорит, что несмотря на рост выручки за последние два года, компания не может избежать сокращения расходов.

Кого сократили

  • Отделы здравоохранения, национальной безопасности и американских новостей BuzzFeed News.
  • Команду BuzzFeed Originals, работающую над тестами и сериалами, сократили на 40%.
  • Редакцию кулинарного подсайта Tasty и подсайта Goodful, посвящённого психологии и полезным советам.
  • Market — отдел по работе с коммерческим контентом, а также отделы производства и публикации брендированного контента.
  • Подразделение BuzzFeed Studio — компания сосредоточится на публикации шоу на сторонних платформах.
  • Отдел, посвящённый проблемам ЛГБТ*, сократили до одного человека в Нью-Йорке.
  • 17 из 37 человек из британской редакции BuzzFeed News.
  • 11 из 25 человек из австралийского подразделения BuzzFeed News.
  • Испанское подразделение закрыто полностью, закрыто новостное подразделение в Мексике, уволен единственный российский сотрудник Виктор Степанов.
Спасибо всем за искреннюю добрую поддержку. Для нас это многое значит. Проясню: сократили 11 рабочих мест, 25 человек получили письма, в которых сказано, что нас либо уволят, либо мы останемся на 14 оставшихся местах.

Таким образом, часть редакций будет объединена в единую контентную группу, а коммерческое подразделение объединится с маркетинговым в группу цифрового маркетинга.

Реструктуризация снизит расходы и увеличит операционную прибыль. Это позволит контролировать будущее компании и развиваться без необходимости снова привлекать дополнительные инвестиции.

Джона Перетти, глава BuzzFeed

Это уже вторая волна сокращений в BuzzFeed — предыдущая произошла в ноябре 2017 года, когда компания сократила около 100 сотрудников и реорганизовала рекламный отдел. Свой пост покинул специалист в области рекламы Грег Коулман, бывший президент BuzzFeed. Он стал советником компании.

Почему BuzzFeed сокращает сотрудников и проводит реструктуризацию

Повышение прибыли за счёт сокращения слабых подразделений

Компания на 15–20% не выполняла план по выручке, который составлял около $350 млн, и отложила планы по проведению IPO в 2018 году. По мнению издания Digiday, увольнения означают конец эпохи, при которой компания могла наращивать доход за счет краткосрочной прибыли, экспериментировать и не экономить на запуске новых проектов.

Принцип сокращений прост: направления, редакции и отделы, относительно которых принято решение, что их нельзя превратить в прибыльный бизнес, решено сократить. Но это, подчеркну, как я вижу ситуацию со своей стороны. Может, со стороны руководства всё выглядит иначе. К сожалению, коммуникация между сотрудниками и начальством во время сокращений оставляет желать лучшего.

Виктор Степанов, российский сотрудник BuzzFeed

Основная стратегия BuzzFeed «Протестируй и научись», спонсируемая венчурными фондами, позволяла создавать множество различных направлений, проверяя, что из них может стать успешным. Компания открыла студию для съёмок шоу и видео, запустила новостное издание BuzzFeed News с серьёзными расследованиями, занялась продажей нативной рекламы, приносящей $50 млн в год, открыла зарубежные подразделения и сторонние проекты.

В 2018 году компания заключала партнёрства с платформами для производства эксклюзивных шоу: ежедневное утреннее шоу на Twitter AM to DM продлили на второй сезон, а Netflix оплатила съёмки 20-серийного документального сериала Follow This о жизни редакции новостей, но отменила его.

Авторы AM to DM отвечают на твиты во время рекламной паузы.  Шоу спонсируется Twitter The New York Times
Авторы AM to DM отвечают на твиты во время рекламной паузы.  Шоу спонсируется Twitter The New York Times

В 2017 году BuzzFeed привлекла значительные инвестиции в размере $500 млн — в том числе $400 млн от NBCUniversal. Это финансирование подняло оценку компании до $1,7 млрд.

По мнению издания Digiday, теперь компания сосредотачивается на контроле затрат, а не на экспериментах, чтобы оправдать ожидания инвесторов и увеличить прибыль.

Вирусный контент победил качественную журналистику

BuzzFeed сокращает все неперспективные подразделения — основной удар пришёлся на BuzzFeed News, потому что крупные эксклюзивные политические репортажи вызывали больше проблем, чем укрепляли положение издания, а качественная журналистика проиграла развлекательному контенту, на котором построен весь бизнес компании.

Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

В подтверждение этому издание Portland Mercuty приводит в пример Yahoo News — новостной агрегатор, который ежемесячно получает на 100 млн посещений больше, чем New York Times. Также HuffPo со статьями «15 салатов, которые можно есть даже “мужественному” мужчине» получает на 40 млн посещений больше, чем Times, потому что издание ориентировано на вирусный контент.

Влияние Google и Facebook

В 2018 году Google и Facebook суммарно получили 57% дохода американского рекламного рынка в размере $61 млрд, а к ним постепенно присоединяются Instagram и Amazon, которые также продают рекламу.

Доминирование технологических гигантов заставляет тысячи новостных изданий бороться за клочки рекламного рынка. То, что осталось от рекламного рынка после Facebook и Google, недостаточно для поддержки отделов новостей на должном уровне.

Washington Post

Кроме проблем на рекламном рынке, Google и Facebook меняют алгоритмы выдачи публикаций, что серьёзно влияет на трафик, который получают издания. В январе 2018 года Facebook изменила алгоритмы выдачи в ленте новостей, чтобы снизить время, которое тратят пользователи на Facebook. В результате у новостных изданий резко упал веб-трафик от соцсети.

Новый алгоритм показывает больше публикаций от родственников и друзей вместо новостей и развлекательных сообщений, которые являются основным заработком BuzzFeed.

Бывший сотрудник BuzzFeed рассказал Digiday, что материалы издания раньше собирали 200 тысяч посещений через Facebook, но после обновления выдачи «20 тысяч визитов — это очень большое везение». Потеря важного механизма дистрибуции контента сделала невозможным раскрытие многих тем, особенно на зарубежных рынках.

По информации издания Vanity Fair, в 2017 году, когда Facebook анонсировала стратегию “video first”, это же сделала BuzzFeed. $250 млн, полученные изданием от NBCUniversal, пошли на создание видеоконтента: глава BuzzFeed Джона Перетти переехал в Лос-Анджелес, арендовал несколько огромных складов и построил «нечто, названное BuzzFeed Studios».

Но Facebook оказался ненадёжным: стратегия не получила поддержки, а в 2018 году выяснилось, что социальная сеть с 2015 года завышала просмотры видео в 150–900 раз. Также Facebook отменила программу Mic, которую BuzzFeed снимала эксклюзивно для сервиса Facebook Watch.

Реакция сотрудников на сокращения

Представители BuzzFeed признались, что проинформировать всех сотрудников сразу не позволили «юридические и технические сложности». В результате компания рассылает уведомления об увольнениях частями, вызывая напряжение внутри всех подразделений.

Сокращения в компании растянулись на несколько дней, поэтому трудно выделить какой-то конкретный момент «уведомления». Но в начале этой недели было принято окончательное решение. Я созвонился с главой международного подразделения, мы всё обсудили и решили, что сотрудничество на этом заканчивается.

Виктор Степанов

Если с 25 по 28 января 2019 года стало известно о сокращениях только в новостных отделах, то с 29 по 30 января начали увольнять сотрудников других подразделений, связанных с развлекательным контентом.

Сегодня я узнал, что меня увольняют с работы в BuzzFeed в рамках большого сокращения, затрагивающего более 200 сотрудников. Что же, я сделал единственное, что мне показалось правильным, и оставил послание помадой на зеркале в одном из туалетов.

Сотрудники получали звонки или письма о сокращении, находясь в командировках или отпусках. Журналисты BuzzFeed в Twitter называют ситуацию «сюрреалистичной, душераздирающей и мучительной» и считают такое отношение к ним несправедливым, прощаясь с читателями в Twitter.

Нездоровых процессов не было. Отчасти поэтому для большинства сотрудников сокращения стали огромным шоком. Все, даже те, кого они не коснулись, восприняли их очень тяжело. Цель на 2018-й год была такая: начать зарабатывать существенно больше, так как заданные цели по прибыли выполнены не были. Люди посвятили этому весь год, но, оказалось, что показанного роста недостаточно.

Виктор Степанов
Меня сегодня сократили после 4,5 лет работы в BuzzFeed. Об этом уже много говорили за последние несколько дней, но я повторю: здесь действительно одни из лучших людей, которых я когда-либо встречал, и это было волшебным местом для работы.
Уникальная штука в моем сокращении: я в двухнедельном отпуске, и узнал новости по телефону час назад, когда стоял на улице в Дели. Теперь я пишу это, пока прохожу охрану в аэропорте. Быть уволенным за 8 тысяч миль от работы не делает это легче.

Часть сокращённых работников высказывала своё недовольство в закрытом Slack-канале AJA (Ask Jonah Anything), чтобы об увольнениях узнало как можно больше коллег. Один из них спросил, можно ли взять с собой на работу собаку, чтобы снять стресс, но после согласия Перетти другой сотрудник заявил: «Собаки не спасут нас от этого ада».

Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

Скандал с невыплатой денег за переработки и отпуска

26 января 2019 года 585 сотрудников BuzzFeed подписали открытое письмо в адрес руководства издания: по их словам, компания отказалась оплачивать компенсации за переработки и неиспользованный отпуск, за исключением Калифорнии, где такие выплаты закреплены законодательно.

В письме сотрудники рассказали, что часто перерабатывали, не брали отпуск, новостники работали в выходные и праздничные дни, а менеджеры оставались на рабочих местах и не уходили в отпуск, так как были нужны своим командам. Так у людей накопились недели отпуска, которые издание решило не компенсировать.

Исаак Фицджеральд и Саид Джонс NewscastStudio
Исаак Фицджеральд и Саид Джонс NewscastStudio

В понедельник 28 января 2019 года ведущие утреннего шоу BuzzFeed AM to DM Исаак Фицджеральд и Саид Джонс выразили своё недовольство руководством за умалчивание этой проблемы. «Я думаю, что неловко и абсурдно работать на компанию, которая акцентирует внимание на идее, что мы все — семья, все за одно, а потом отказываться платить людям, если этого не требует закон», — заявил Фицджеральд.

Джонс также вмешался и назвал ситуацию постыдной, неловкой и испаряющей любое доверие, которое у него было к команде BuzzFeed.

Всё, что касается компенсации переработок, отпускных и других выплат — всё это ещё находится в процессе оформления. Судя по всему, процесс растянется надолго. Больше здесь пока сказать нечего. Слышал, что в других подразделениях и редакциях компании примерно такая же ситуация.

Виктор Степанов

После эфира и публикации письма в открытых источниках Перетти в Twitter защитил политику компании и заявил, что расчёт сотрудникам был «справедливым», но уже к вечеру после обрушившейся критики согласился обсудить выплаты компенсаций. Вечером 28 января 2019 года руководство издания согласилось выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск всем коллегам, попавшим под сокращение.

Джона Перетти Recode
Джона Перетти Recode

Глава отдела по созданию тестов оказался не нужен — его работу взяли на себя пользователи

Тесты, которыми занимается редакция издания, являются одним из основных источников трафика и дохода BuzzFeed. Музыкальный редактор и создатель тестов BuzzFeed Мэттью Перпетуа, который проработал в издании более шести лет, рассказал в блоге, что пользовательские материалы, в том числе тесты, позволили избавиться от части редакции без ущерба для издания.

Вам может быть интересно: «Зачем тебя увольнять? Ваши тесты приносят очень много денег!» Это правда. Но ещё одна правдивая штука: много трафика поступает от тестов, и большая часть этого трафика — опросы, которые создают читатели.

Недавно вторым по генерируемому трафику на BuzzFeed стал подросток в Мичигане, который ежедневно проводит десятки опросов. Удивительно, сколько прибыли сайт получает от неоплачиваемых волонтёров из сообщества.

И да, для безжалостного капиталистического подхода есть смысл сделать так, чтобы пользователи в будущем создавали практически все опросы. Я понимаю математику. Мне всё ясно.

Мэттью Перпетуа

Фонд Нимана для журналистов подсчитал: из пятнадцати лучших тестов BuzzFeed двенадцать написаны участниками сообщества, а не сотрудниками издания.

Два теста были написаны пользователем, который за 2018 год опубликовал 80 тестов, ещё один автор написал около 200 тестов, и в портфолио на LinkedIn указал, что на главной странице BuzzFeed было более 150 его материалов, самый популярный из которых собрал 1,2 млн просмотров.

Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

Среди самых популярных тестов: «Сможем ли мы угадать ваш возраст и размер бюстгальтера по выбранным цветам?», «Угадываем вашего любимого персонажа “Друзей” по мебели из Urban Outfitters, которая вам понравилась», «Создайте чай из пузырей, и мы расскажем, какое шоу Netflix основано на вашей жизни» и другие.

BuzzFeed, по мнению NiemanLab, считают «разрушителем качественной журналистики» из-за создания простого и дешёвого в производстве контента — списков и опросов. И теперь, по мнению издания, редакторы BuzzFeed столкнулись с создателями ещё более дешёвого и низкоуровневого контента, который их вытесняет.

Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

На BuzzFeed после волны сокращений появился тест «У вас всё ещё есть работа в BuzzFeed?». Его создал бывший сотрудник компании, который высмеял отсутствие профсоюзов, корпоративы «за счёт средств к существованию людей» и призвал вернуть людям деньги за переработки.

Шторм в BuzzFeed: скандальные сокращения, проблемы с Facebook и попытки объединения с другими изданиями

Что BuzzFeed планирует делать дальше

Переход на фрилансеров и поддержка пользовательского контента

По информации источников Digiday, для компенсации потерь BuzzFeed будет нанимать больше фрилансеров, которые займутся работой над видеоконтентом, а приносящие прибыль тесты уже частично отданы в руки пользователей.

Также издание будет ежегодно нанимать около двенадцати стажёров для работы над контентом, «ориентированным на людей». BuzzFeed не считает, что изменения и сокращения ухудшат качество материалов.

Объединение с другими изданиями

В ноябре 2018 года основатель BuzzFeed Джона Перетти заявил, что все текущие попытки заработать деньги — полумеры, и лучшим решением для BuzzFeed и всего медиарынка станет объединение нескольких интернет-изданий в одно. Он привёл в пример Vice, Vox Media, Group Nine Media и Refinery 29, которые выполняют «интересную работу».

Как объединение может быть выгодно медиарынку

  • Перетти считает, что это поможет изданиям бороться с влиянием Google и Facebook на рекламном рынке.
  • Объединённая компания сможет получать больше денег от рекламных материалов, предлагая пользователям релевантный контент по их интересам. Это привлечёт больше рекламодателей.
  • Генеральный директор Group Nine Бен Лерер считает, что консолидация неизбежна. По его мнению, Group Nine не является конкурентом Vice, Vox или BuzzFeed: «Мы соревнуемся как бизнес, но наша основная борьба — с традиционным телевидением и интернет-гигантами». В его группу компаний входят Now This, The Dodo и Thrillist.

По мнению издания Recode, в объединении Group Nine и BuzzFeed есть логика: оба издания «подходят друг к другу», так как специализируются на создании относительного недорогого видео, распространение которых завязано на Facebook и Google.

По информации пяти источников The New York Times, BuzzFeed вела предварительные переговоры как минимум с одним изданием, но Перетти в интервью отказался его назвать.

Почему BuzzFeed и Group Nine могут объединиться

Издание New York Times заметило, что Перетти и Лерер дружат на протяжении более десяти лет, а венчурный инвестор Кеннет Лерер, отец Бена, входит в совет директоров BuzzFeed и Group Nine, что может способствовать их объединению. Но Бен Лерер заявил, что соглашение, в случае потенциального объединения компаний, не будет включать его отца, чтобы избежать конфликта интересов.

Бен Лерер Variety
Бен Лерер Variety

По мнению Recode, объединение изданий потребует заключения соглашения между их владельцами и спонсорами, которые конкурируют друг с другом. Компания Discovery владеет 42% Group Nine. Осенью 2018 года она оценила свою долю в $212 млн, при оценке всего медиаиздания в $500 млн. С Discovery конкурирует Comcast, которая инвестировала в BuzzFeed $400 млн и является крупнейшим спонсором издания.

По информации Vanity Fair, высокая оценка BuzzFeed в $1,3 млрд делает перспективу объединения маловероятной — компания слишком дорогая, а публичное предложение обсуждалось, но было отложено. Издание считает, что через несколько лет независимые издания прекратят существование, выживут только самые большие: The New York Times, Wall Street Journal и Washington Post.

*Верховный суд признал экстремистским «международное общественное движение ЛГБТ» и запретил его деятельность в России. Что конкретно подразумевают под «движением» и считают «экстремизмом» — не уточняется.

2929
12 комментариев

Прекрасно. Добавлю ещё деталей. После страшной катастрофы к несчастным журналистам в соцсети набижали различные быдланы и сочувствующие с предложением learn to code. Тащемта, акулы пера как раз именно это и предлагали ранее самим быдланам, потерявшим работу в своём вонючем Кентукки. И тут такой реприманд неожиданный: быдло предлагает хорошим ребятам из Бруклина taste your own medicine.

Естественно, подобное хамство вызвало праведный гнев и репорты. Но почему-то даже чуваки из Твиттера отказались считать фразу learn to code травлей

20
Ответить

Отдел, посвящённый проблемам ЛГБТ, сократили до одного человека в Нью-Йорке.А вот за это, отче, и партбилет на стол можно положить! (с)

14
Ответить

Понимаю, что нехорошо радоваться чужим неудачам, но тут прям вкусно читать новость. Поделом. Karma, bitch

6
Ответить

из пятнадцати лучших тестов BuzzFeed двенадцать написаны участниками сообщества, а не сотрудниками издания.

Тут не бездушная капиталистическая математика, а просто нафиг нужен такой редактор, если подростки из Мичигана делают его работу лучше.

1
Ответить

Точно так же можно сказать про Пикабу и все СМИ - на первом зачастую появляется контент (включая расследования), которые заходят лучше, чем работы журналистов, но это не значит, что надо распустить штат и набрать его из пользователей Пикабу.

2
Ответить

Кек, Уникальный журналистский коллектив (с). Акулы пера.

1
Ответить

Очень интересно, спасибо. Все думаю, очевидно, что развлекательный попсовый контент делать проще и заходит он лучше. Как минимум, большему кругу людей. Тем не менее, серьезные издания никуда не делись - тот же WSJ, FT, да те же наши РБК, Ъ и Ведомости. Получается, все-таки качественная журналистика может быть успешным бизнес-проектом? Или они все в жестком минусе, тогда как Life или Super! успешны? Всегда было это интересно.

1
Ответить