Медиа SidorinLab
529

Фейковые новости: откуда берутся, кому нужны и как им противостоять?

В закладки

Гугл уже выдает подсказки, т.е. тема часто запрашиваемая

По "пенсионеру" быстро появились опровержения

О пенсионере написал "Московский комсомолец" и некоторый процент "недо-СМИ"

— Чем ужаснее трагедия, тем больше люди примеряют её к себе. Они начинают думать, что такое может случиться и с ними, принимают прочитанное близко к сердцу, — сказал психолог Денис Кожевников. — Таким образом человек перестаёт критично относиться к услышанному и прочитанному. Люди верят в более страшную версию. Феномен fakenews, или фальшивых новостей – часть новой реальности. Интернет используется не только для обмена информацией, но и для заработка (денег, авторитета, популярности).

Специалисты уже изучают эту новую интернет-реальность. Они указывают, что по-настоящему новых способов коммуникации не так много. И у троллинга, и у флуда/флейма, и у других «новых» явлений есть вполне объяснимые корни. Ближе всего к фейковым новостям стоят сплетни. Но если раньше цель «вызвать эмоции у слушателя и распространить сплетню дальше» касалась небольшого круга адресатов – некоторой социальной общности (несколько домов, деревня, предприятие, школа), то теперь все это доступно огромному количеству пользователей.

Я сам несколько раз замечал, как действует этот механизм. Часто fakenews выходят за пределы соцсетей и новостных сайтов, и появляются в других местах: мессенджерах, телеграмм-каналах. Их начинают воспроизводить лично. Только за один день я получил сообщение от чата родителей, жены, а вечером – от взволнованной матери. Все они сообщали об опасности неких сладостей (список прилагался, с перечислением производителей). А выглядела «страшилка» максимально достоверно.

Другие примеры фейковых новостей:

  • Будьте осторожны (пишут в фб или ОК), участились случаи отравления детей конфетами...
  • В городе N представители национальности Х приманивают детей и увозят на машинах...
  • Ребенок попил газированный напиток, и теперь он в реанимации...
  • «Синие киты» – в итоге тоже оказались по большей части фейком.
  • «ПОМНИМ! В день пожара Антон спас около 15 детей, которые были отрезаны огнем в игровой зоне…» – призыв дополнялся фото молодого парня с траурной лентой. Информация была «привязана» к трагедии в Зимней вишне.
  • «Папа римский Франциск поддержал Дональда Трампа» – зарубежная «фейковая новость», которая широко разошлась по сети Фейсбук.
  • Пенсионер, на Волге 1959 года, не доказав свою правоту, сел на свой старый добрый автомобиль, и помял 21 машину чиновников госаппарата...

Фейк ньюс: ожидания и реальность

Чтобы понять феномен фейковых новостей, нужно ввести 3 важных определения:

  • Вброс – провокативная, вызывающая эмоции дезинформация. Отличительные черты: общественный резонанс (репосты, распространение), массовое обсуждение, отсутствие конкретного лица, которое взяло бы ответственность за выданную информацию.

  • ЦА, или целевая аудитория (понятие из маркетинга) – «цель» и основная «почва» для ожидаемого эффекта. Создатели вбросов конструируют свои фейк ньюс таким образом, чтобы получить лавинообразное распространение новости.

  • Источник новости – это издание или персона. Могут создаваться на время вброса, а потом – бесследно исчезать.

Кто этим занимается?

Есть три категории заинтересованных людей. Это администраторы сообществ, которые хотят "хайпануть". Это откровенные тролли, которые хотят посмотреть, как будут эмоционально раскачиваться люди – видно, что происходит волна репостов фальшивки, комментарии (люди напуганы, взволнованы, делятся своими историями).

И, конечно, один из основных источников – новостные сайты, которые никак не могут "взлететь" и хоть как-то сравниться по посещаемости с крупнейшими новостниками (с огромными редакциями, сотнями журналистов, которые и создают большую ленту).

Зачем им это нужно?

В новой реальности – интернет-среде – сложно призвать к ответу того, кто откровенно врет. Владельцы ресурсов и площадок, страниц и каналов сталкиваются с тем, что создавать интересный контент сложно.

Растет и градус материалов. У пользователей создается привычка обращать внимание на острые материалы и пропускать аналитику, кропотливо созданные, интересные, но совсем не «жареные» факты. К сожалению, это приводит к тому, что: Правда скучна, а ложь будоражит.

Сконструировать фейк ньюс дешевле и быстрее, чем раскопать интересный инфоповод и подготовить полноценный журналистский материал.

Грачёв Максим
специалист по репутационному маркетингу компании "Сидорин Лаб"

Как цели воздействия можно выделить:

  • Эмоциональный компонент. Интересно посмотреть, как люди начнут дергаться и кричать в комментариях "какой ужас".


  • Популярность и посещаемость. Больше репостов – больше просмотров.

  • Посещаемость и выгода. Есть рекламные блоки – заработают на каждом просмотре.

Конечно, каждый здравый и размышляющий человек не исключает компонент под названием «исследовательский интерес». По аналогии с «фабриками троллей», способными «топить» неугодные видео и пр., создаются комбинаты по созданию фальшивых новостей.

Репутационные риски пока не так велики. Однако даже на банальных «тархунах» уже можно посмотреть, как распространяются фейковые новости, кто становится основной аудиторией. Так определяются механизмы воздействия

«Мама, не хватайся за сердце, это фейк!»

Самая уязвимая категория пользователей – пожилые люди (доверяют написанному на сайте в интернете как газете), дети, молодые мамочки.

Основные «ниточки» воздействия – это:

  • паранойя и недоверие (чувство, что кто-то опасен / что-то представляет опасность, а нам и не говорят, знакомо каждому);
  • страх, паника (когда человек взволнован, он не размышляет, а действует – лайкает, репостит, рассылает в чатах);
  • сопереживание (в «новостях» все описывается таким образом, чтобы вызвать сочувствие).

У каждого найдется своя уязвимость: дети и внуки, тема непризнанного героя и злодеев, крушение ценностей и утраты. Вспомним хотя бы массовые обсуждения и истерию по поводу пожара в Нотр-Дам-де-Пари.

Как противостоять фейковым новостям?

Базовые советы очень просты:

1. Проверять дату публикации. Часто всплывают или используются старые новости. Также применяются устаревшие инфоповоды. Если начать проверять такую информацию, быстро всплывают источники 3–10-летней давности. Тем не менее, они успевают «словить» свою волну лайков, репостов и обсуждений.

2. Подсчитывать количество источников. Подозреваете фейк – скопируйте и вставьте в поиск фразу. Обычно в новостях показывается от 1 до 5 источников, реже – больше. Подавляющее большинство новостей будет размещаться на неизвестных новостных сайтах («Архангельский вестник левой вокзальной колонны»).

3. Однотипность описаний. Если вы видите репосты, но не видите обсуждения от пользователя, огромная вероятность – что это просто фейк. Также во всех источниках (на тех самых 5 сайтах) текст фейковой новости будет одинаковым.

4. Нет отсылок к публичным персонажам / отвечающим за инфоповод. Если «дети попали в больницу, билирубин высокий» – то нужно ФИО главврача, реже – лечащего врача (кто говорит, от чьего имени эта новость). Часто получается так, что цитата выдернута из контекста, хотя изначально принадлежала публичному человеку.

5. Нагнетание обстановки. Если видите эмоциональное описание или ужасающие подробности, это фейк. Дети с пониженным билирубином, несправедливо обиженный дедушка, громящий на своей «Волге» или «Победе» имущество госаппарата – это заявка на эмоциональное вовлечение.

Великий и ужасный интернет: неужели ничему нельзя верить?

Cтоит ли прислушиваться к таким историям? Может, вообще нельзя верить написанному в интернете – как и забору?

На самом деле у каждого свой ответ. Во-первых, многие воспринимают эти истории как развлечение. Во-вторых, они словно проверяют людей на простую адекватность – как вирус, или как санитар леса – зверей на жизнеспособность.

Порой бывает и так, что просто искажаются факты, ведь за распространение «вирусной» или «горячей» новости никто не отвечает.

Основной совет прост – не воспринимайте такие ситуации близко к сердцу. Вообще любые истории и рассказы, как новости, так и нет, нужно еще перепроверять. Или пропускать, если вы не намерены эмоционально включиться в ситуацию.

И любая самая правдивая и подтвержденная новость, со всеми доказательствами, в любой момент может оказаться фейком – если только вы лично не присутствовали и не участвовали в событии.

Это только первый взгляд и общее описание проблемы. В следующей статье я обязательно расскажу, какие есть способы работы с фейк новостями, как их использовать людям и компаниям. Любое явление – хорошее или плохое – можно не только учитывать. Узнаем, как поставить фейки и работу с ними на службу своей репутации, имени и даже заработать уважение.

Автор: Грачёв Максим, специалист по репутационному маркетингу компании "Сидорин Лаб"

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "SidorinLab", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 14, "favorites": 14, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 66124, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 30 Apr 2019 09:47:22 +0300" }
{ "id": 66124, "author_id": 237025, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/66124\/get","add":"\/comments\/66124\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/66124"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199130, "last_count_and_date": null }

7 комментариев 7 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Все тлен? Закрываем интернеты, покупаем Ericsson T28?

Ответить
4

Лучше тогда Nokia 3310!

Ответить
0

Motorola RAZR V3 :)))
Все-таки в наше время хочется быть понтовым, а не с кирпичом ходить :)

Ответить
4

Да, но с Nokia 3310 ты еще и в безопасности ;)

Ответить
4

Существует проблема отсутствия мышления у людей, к сожалению.

Ответить
0

Не существует проблемы фейковых новостей. Существует проблема отсутствия настоящих

Ответить
3

Настоящих - пруд пруди, только они не интересные и не соберут такой охват, как какое-нибудь "Пугачева снова беременна - приснилось Максиму Галкину"
Людей не интересует обычная жизнь, она у них самих есть. Им подавай что-то эдакое

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }