60 дней кино и сериалов за 0 ₽
Условия подписки: clck.ru/dnhea. 18+
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 01.09.22 г. включительно на сайте https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.
Медиа
Дарья Дейнека

Что случилось с популярными изданиями 1990-х и 2000-х годов: Cool, Bravo, «Молотком» и другими Статьи редакции

И с людьми, которые за ними стояли.

Фото: Vano2277

Предшественники из СССР

В СССР за печать и распространение молодёжной прессы отвечало государство. В середине 1970-х годов в Советском Союзе издавалось около 20 журналов для молодёжи: «Студенческий меридиан», «Пионер», «Костёр», «Молодой коммунист» и другие.

Они пользовались большим спросом, их тиражи исчислялись миллионами: к началу 1990-х годов тираж «Ровесника», выпускавшегося с 1962 года, доходил до 3 млн экземпляров.

Редакция журнала «Костёр» интересуется у учеников школы №8, в чём они видят смысл перестройки

После распада СССР многое изменилось. Например, на смену централизованной системе дистрибуции и продажи изданий («Союзпечать») пришла рыночная система.

Вслед за этим в Россию пришли и зарубежные издательские дома — Independent Media (Yes!), Burda (Cool), а чуть позже — Bauer (Bravo). Кроме того, в России появились собственные издательства: «Коммерсантъ» («Молоток»), «Ровесник» («Все звёзды») и другие.

И если при СССР перед издателями не стояла задача приносить прибыль, то с 1991 года они начали искать новые источники дохода. В первую очередь — за счёт продажи рекламы.

Для этого им требовалось увеличивать тиражи, и между изданиями возникла конкуренция за вкусы молодых людей — которые также изменились после появления в России зарубежной музыки, кино, брендов, фестивалей и свободы.

«Все звёзды»

Это журнал издательского дома «Ровесник», который в советские времена выпускал одноимённое издание.

После распада СССР издательский дом приватизировали сотрудники редакции, и руководителем компании стал Игорь Чернышков. В 1995 году у него возникла идея выпустить ещё один молодёжный журнал.

Он заметил, что иногда подростки хотят повесить на стену своей комнаты фотографии любимых звезд, но распечатать качественный плакат очень трудно и дорого.

Так Чернышкову пришла идея создать журнал «Все звёзды», который состоял бы только из постеров. Купить такой журнал было бы проще и дешевле, чем искать фотографии звёзд, увеличивать их и печатать в фотоателье самому.

Однако ожидания предпринимателя не оправдались: в течение четырёх лет ежемесячно продавалось около 20 тысяч экземпляров. «Журнал окупал себя, но не более того», — рассказывает vc.ru Игорь Чернышков.

Тогда он решил провести ребрендинг издания. В 1999 году журнал сменил логотип, а также добавил новый формат постеров — А2 (до этого были в формате A4 и А3). Кроме того, в журнале появились тексты.

Чернышков установил жёсткое правило, что материал должен быть коротким. По его словам, читателям «Всех звёзд» нужна лёгкая подача и возможность быстро уловить главное.

Чтобы продвинуть обновлённую версию журнала, издательский дом стал рекламировать его на телеканале MTV, который открылся в России в 1998 году.

По словам Чернышкова, он выбрал этот телеканал из-за невысокой цены рекламных слотов, а также из-за близости к целевой аудитории.

Это стоило по тем временам копейки, то есть около $3000 в месяц — вот, собственно, бюджет.

Но мы сделали очень агрессивные рекламные ролики по пять секунд, в которых был такой слоган: «Журнал “Все звёзды”: делай с ним, что хочешь». И в этих роликах мы делали, что хотели: кидали в него палками, взрывали, делали кораблик, пускали в унитаз, обцеловывали и так далее.

Игорь Чернышков

После рекламной кампании ежемесячные продажи журнала стали удваиваться каждый месяц.

Реклама на MTV

Ещё с 1990-х годов Игорь Чернышков установил правило для редакции: героев постеров выбирают читатели, участвуя в опросах. В каждом номере был вкладыш с тремя полями ввода: первое, второе и третье места.

За первое место начислялся один балл, за второе — два, за третье — три. Читатели заполняли анкеты и отправляли по почте. Всё это считал вручную один из сотрудников редакции.

По словам Чернышкова, возраст аудитории журнала был 9–14 лет. При этом главный редактор издания всегда требовал от сотрудников, чтобы они общались с читателями уважительно, несмотря на разницу в возрасте или желание «позаигрывать», переходя на молодёжный сленг.

Я говорил им: «Во-первых, они вас кормят. Во-вторых, мы пишем для фанатов».

Фанаты и фанатизм — две большие разницы. Вот, например, у меня сын фанател от The Beatles. Он в результате заодно со всеми их песнями выучил и английский язык, а потом ещё стал композитором. Я не говорю, что одно прямо вытекало из другого, но серьёзное фанатство заставляет людей развиваться.

Игорь Чернышков

Сейчас «Все звёзды» продолжает существовать — только вместо постеров Prodigy и «На-На» публикуют постеры Билли Айлиш и BTS.

Тираж одного из майских выпусков составлял 100 тысяч экземпляров. Голосование за то, кто будет на постерах следующего выпуска, теперь проходит в группе во «ВКонтакте» (на неё подписано около 90 тысяч человек).

По словам Чернышкова, рынок печатных медиа не просто сжимается, а схлопывается, и тиражи продолжают падать «стремительно и совершенно обречённо».

Одной из проблем главный редактор называет дистрибьюторов, которые сами устанавливают отпускную цену и мешают мелким издателям попасть на прилавки. «Если им это всё же удаётся и их продажи даже неплохи, то дистрибьюторы могут просто не платить, например, год», — отмечает Чернышков.

Чернышков был бы рад увести проект в интернет и даже предпринимал попытки ранее. Однако он не видит модель монетизации, подходящую для аудитории «Всех звёзд».

Cool

В сентябре 1997 года в России вышел первый номер журнала Cool от немецкого издательского дома Burda.

Год спустя пост главного редактора издания занял Сергей Верейкин, который к тому моменту работал в Cool ответственным редактором.

«К тому моменту Burda уже запустил у нас первые нормальные женские журналы "Бурда" и "Лиза", первый развлекательный — "Отдохни". Было логично делать молодёжный проект, потому что издательский бизнес в России только формировался», — вспоминает он.

Главной особенностью российского рынка тогда, по словам Сергея Верейкина, было то, что музыкальная культура и индустрия только начали развиваться. Молодые люди узнавали о трендах и воспитывали в себе вкус, когда читали журналы.

Если западные коллеги работали с уже сформировавшимся вкусом, фанатскими базами и читателями, которые знали, что это круто, то нам надо было объяснить, что это круто, почему это круто.

Сергей Верейкин

В то время интернет только развивался, брать готовую информацию было неоткуда. Если журналист хотел написать какой-либо материал об исполнителе, ему приходилось звонить и говорить с артистом или его пресс-службой.

Верейкин говорит, что для журналистов Cool это было весельем и уникальной возможностью пообщаться со знаменитостями.

Номер был от 36 страниц. Среди них — минимум пять интервью, каких-то материалов, и всё это каждую неделю. Представьте себе, какой это объём работы, какой темп жизни.

Сергей Верейкин

В самом начале и до завершения проекта журналисты не боялись писать на темы, которые могут кого-то задеть. Сергей Верейкин приводит в пример историю с материалом о Томе Крузе.

Редакция выпустила материал, где рассказала о том, что Том Круз саентолог и из-за этого в Германии, где запрещена саентология, возникли проблемы с показом его фильмов. Из-за материала на издание обиделись саентологи. «Мы ответили, что вопросы не к нам, а к немецкому законодательству», — поясняет Верейкин.

По мнению главного редактора, сейчас бы это превратилось в большой спор в социальных сетях, юристы бы отнеслись к этому серьёзно и попросили бы журналистов не писать на темы, на которые люди могут обидеться.

В этом плане тоже была свобода, но она регулировалась нами самими внутри, мы пытались не переходить какую-то этическую грань.

Сергей Верейкин

Позиция журнала вызывала недовольство не только саентологов: на Cool обратили внимание правоохранительные органы. Они обвиняли издание в публикации откровенных рекламных материалов, которые «эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу». В итоге летом 2006 года Генпрокуратура потребовала закрыть издание, а также журналы Cool Girl и «Молоток».

Через девять дней после обнародования этих претензий Burda закрыл проект Cool, а журнал Cool Girl переименовал в Girl.

Верейкин не помнит о претензиях к журналу в 2006 году. Основной причиной закрытия он называет падение интереса со стороны целевой аудитории, которая переставала читать печатные медиа и уходила в интернет, где за контент платить не нужно. Но отмечает, что журнал до конца оставался прибыльным, несмотря на падение тиражей.

Сейчас Сергей Верейкин руководит коммуникационным агентством Mint (входит в группу BBDO). Он допускает, что может вернуться в журналистику, но, по его мнению, сейчас на рынке не самые удачные условия.

Во первых, в 2000-е годы законодательство в сфере СМИ было мягче: молодёжные издания могли писать о темах, о которых в 2019 году нельзя писать даже в негативном ключе. Например, о подростковом сексе или алкоголизме.

«И хотя в некоторых случаях мы советовались с нашими юристами, не переходим ли мы грань, эта грань была дальше, чем сейчас. Сейчас она под нашим носом», — рассуждает он.

Материал Cool о вреде алкоголизма

Во-вторых, по мнению Верейкина, ключевая проблема современного российского медиарынка заключается в том, что пользователи не готовы платить за текстовый контент так же охотно, как за музыку и сериалы на Netflix — не в последнюю очередь из-за качества контента.

«Просто мы пока, наверное, не придумали, как в медиа заработать на жизнь — чтобы бизнес был доволен и позволял сохранить стандарты профессии, а не биться за трафик», — считает Сергей Верейкин.

Yes!

Молодёжный журнал Yes! с 1998 года выпускал издательский дом Independent Media, первый издатель Cosmopolitan и Playboy в России.

Бывший главный редактор журнала Ирина Ильина рассказвает, что идея Yes! возникла у арт-директора российского Playboy Игоря Шеина.

Однажды он с семьёй отдыхал на Средиземноморье и обратил внимание на европейские журналы для подростков. Ему показалось, что в России эта ниша не развита. Вернувшись из отпуска, он предложил основателю и владельцу Independent Media Дерку Сауэру выпустить свой молодёжный журнал.

Ильина начала работать в Yes! редактором отдела красоты. Она называет конец 1990-х годов переломным моментом. По её мнению, дети были как потерянное поколение — с потерянными ориентирами, надломленными ценностями и без положительных примеров.

А для неё эта работа была важна ещё и потому, что в тот момент её дочь была того же возраста, что и читатели журнала. И с его помощью Ильина хотела говорить с близкими ей людьми.

В тот момент, когда все СМИ формировали читателя-потребителя, нам хотелось, чтобы у подрастающего поколения были ценности — отличные от тех, что насаждаются глянцем.

Ирина Ильина

В журнале писали про формирование отношений между полами, общее мировоззрение и расстановку приоритетов.

В 2005 году Дерк Сауэр продал издательский дом Independent Media финскому холдингу Sanoma: сумма сделки составила €142 млн.

По мнению Ильиной, после середины 2000-х годов редакционная политика изменилась в пользу коммерциализации, а реклама стала преобладать над редакционными материалами.

В какой-то момент я поняла, что занимаюсь борьбой с ветряными мельницами. Сейчас уже сформировано некое общество потребления.

У молодых людей есть мотивации, есть приоритеты, их огромное количество. Просто они отличные от тех, что являются истинными ценностями в жизни человека.

Ирина Ильина

В 2015 году издательский дом Sanoma Independent Media принял решение закрыть журнал.

Точная причина неизвестна, однако незадолго до этого замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сообщил, что объём рекламы в российских журналах упал на 35%. Из-за этого Sanoma Independent Media закрыла два других издания: Collezioni и «Cosmopolitan Психология».

При этом онлайн-версия журнала и группы в социальных сетях продолжают существовать и регулярно обновляются. Только вместо Sanoma Independent Media они принадлежат некоему ИП Сокол.

Ещё работая в журнале, Ильина вышла замуж за участника группы «Динамит» Илью Дурова, с которым познакомилась на фотосессии для Yes!. Из журнала она ушла по семейным обстоятельствам и сейчас живёт за городом с семьёй и занимается творчеством.

«Молоток»

Журнал «Молоток» появился в 1999 году в издательском доме «Коммерсантъ». Автором идеи стал телеведущий Фёдор Павлов-Андреевич.

В журнале он занимал должность «главный»: с ним обсуждалась концепция каждого номера и ключевые материалы. Кроме того, он придумывал обложку и всегда сам писал письмо редактора.

При этом должность главного редактора занимала Екатерина Миль, которая вместе с Павлов-Андреевичем вела телепрограмму «До 16 и старше» на телеканале ОРТ.

Темы, о которых писали в журнале, бывали откровенными, а подача отличалась смелостью. В одном номере могла уживаться подборка заблуждений про женский оргазм, а также монолог парня, который вернулся с Чеченской войны.

«Публика могла назвать журнал слишком разнузданным», — вспоминает Арсений Виноградов, который в 2000-е годы работал литературным редактором в журнале, а позже стал заместителем главного редактора «Молотка».

Виноградов рассказывает, что реакция на журнал была бурной в самом начале, когда он только запустился. Люди не были готовы к откровенным темам. Позже журнал стал мягче.

Возраст аудитории журнала не превышал 20 лет. Виноградов отмечает: «Я бы удивился, если бы этот журнал читал кто-то старше. Думаю, читателями были средние и старшие классы школы».

Он считает, что в подростковом возрасте человек хочет чувствовать себя взрослым, быть похожим на него, чтобы у него было что-то своё. «Молоток» был журналом, где контент рассчитывался и адаптировался на молодую аудиторию, говорил с ней на одном языке.

По словам Виноградова, сотрудники редакции мало задумывались о том, какое именно влияние на аудиторию они оказывают: в первую очередь они хотели делать весёлый журнал.

Но если возникали спорные моменты, то редакторы советовались между собой. «В одном случае решали, что да, это чересчур, в другом — давайте публиковать, всё равно они это обсуждают между собой, уж лучше мы им это расскажем, может, чуть более правильно, чем они сами себе могут представить».

«Молоток» закрылся в 2008 году. К тому времени тираж издания составлял 215 тысяч экземпляров.

Причин для закрытия журнала, рассказывает Виноградов, было две. В 2008 году из-за экономического кризиса начались проблемы с рекламой, а издавать журнал на свои деньги никто не планировал.

В былые времена сдаётся журнал и всё. По рекламе план выполнен: сколько коммерческий отдел планировал продать рекламных полос, столько и закрыли, у них всё готово, при этом печататься будет номер через неделю.

Приходят рекламодатели. «Возьмёте полоску?» Коммерческий отдел говорит, что нет, всё, номер ушёл, давайте в следующем месяце. Потому что план сделан, нет смысла его перевыполнять. Иначе в следующем месяце попросят сделать больше, раз получается. Как-то спокойно вот так существовали.

Представить такую ситуацию сегодня, что кто-то приносит рекламный бюджет, а мы его не берём, конечно, невозможно.

Арсений Виноградов

Второй проблемой для журнала стало развитие интернета. Весь контент о звёздах, отношениях, любви стал доступен по запросу в поисковике.

«Главный» из Молотка нашёл себя в искусстве. С 2008 года Фёдор Павлов-Андреевич занимается инсталляциями и перформансами по всему миру. Например, в 2018 году участвовал в выставках в Париже и Лондоне.

А Арсений Виноградов сейчас работает шеф-редактором журнала Glamour.

Bravo

В Германии Bravo издавался с 1956 года. В 2002 году он появился в России — его выпускал издательский дом «Логос-медиа». А через два года «Логос-медиа» выкупил владелец Bravo — немецкий издательский дом Bauer Media Group.

Одним из первых главных редакторов российского Bravo был Глеб Давыдов. По его словам, команде журнала хотелось сделать «адекватную репрезентацию» оригинального Bravo.

Давыдов рассказывает, что до появления Bravo в России существовали его копии — «Молоток» и Cool. «Они пытались сделать кальку с Bravo, немного адаптированную под российских читателей. Но делали они это довольно некачественно и неадекватно».

Даже по дизайну и вёрстке можно сказать, что они были слабым подражанием немецкому Bravo.

Глеб Давыдов

После появления издания в России конкуренты выпустили журнал «Круто» — с похожим оформлением, шрифтом и логотипом, рассказывает бывший редактор Bravo по имени Дмитрий (имя изменено по его просьбе).

«Они пригласили каких-то ребят с очень негативным настроем и попросили их сделать самый чернушный и неприятный молодёжный журнал, какой только можно себе вообразить», — вспоминает он.

По мнению Дмитрия, конкуренты рассчитывали, что покупатели будут путать журналы, а содержание «Круто» нанесёт ущерб репутации Bravo: «И действительно — читатели, судя по письмам, какое-то время нас путали. Потом “Круто” прикрыли».

Также Дмитрий рассказывает, что Bravo и «Молоток» периодически подкалывали друг друга. Например, в Bravo выходила колонка под названием «Molotok».

«Эти колонки писал наш литературный редактор. Он очень точно подделывал стилистику Фёдора Павлова-Андреевича — "главного" в журнале "Молоток", — со всеми его пошлостями».

Бывший главный редактор Bravo Глеб Давыдов вспоминает, как однажды, чтобы подогреть интерес к журналу, он написал шутливую колонку о том, что ищет девушку. Он изложил в ней параметры, которым она должна соответствовать, и призвал читательниц написать о себе в редакцию.

«Пришло много писем, но я не обращал на них особого внимания, так как колонка уже сделала своё дело — слухи среди читательниц сразу увеличили продажи журнала. Игра с читателями удалась. Но в какой-то момент я получил письмо от девушки, которое было не похоже на другие. И сразу почувствовал в нём что-то родное».

В письме не было телефона, но был обратный адрес (это были тогда бумажные письма).

На этот адрес я написал ответ: «Напиши свой телефон, позвоню». И девушка написала. Мы каждую неделю получали огромные мешки с письмами читателей, и каким-то чудом этот ответ попал ко мне в руки. Это и правда было случайностью, что вообще письмо с номером дошло до меня.

Я позвонил, мы с ней встретились, и это переросло в очень красивые и долгие отношения. И до сих пор мы с ней хорошие друзья. Я благодарен журналу Bravo в первую очередь за эту встречу.

Глеб Давыдов

После Давыдова пост главного редактора Bravo в 2005 году заняла Наталья Мостакова. Одной из самых популярных постоянных рубрик журнала она называет «Клуб Bravo» — в которой они вместе со старшим редактором Даней Шеповаловым отвечали на вопросы читателей.

«Отвечали иногда цинично, иронично, но почти всегда очень смешно. Это культовая рубрика, она точно была особенной, главной в журнале, и в какой-то степени отражением духа редакции», — вспоминает Мостакова.

К 2006 году на молодёжный сегмент и медиа в целом стало значительно влиять развитие интернета. Наталья Мостакова считает, что проблема заключалась в том, что многие молодёжные издания не смогли вовремя уйти в онлайн и увести туда свою публику.

У Bravo была та же проблема. В 2008 годы мы предлагали руководству издательского дома заняться сайтом, пойти по этому пути. Нам отказали, посчитали, что в провинции интернетом активно не пользуются и не будут пользоваться ещё много лет.

Наталья Мостакова

Второй проблемой для молодёжных журналов Мостакова называет отсутствие рекламодателей для этого сегмента из-за кризиса и недостаточно развитый потребительский рынок.

К 2012 году издательский дом Bauer, который владел журналом после покупки «Логос-медиа», признал молодёжный сегмент «непривлекательным» и закрыл Bravo. Сейчас компания издаёт журналы «Всё для женщины», «Тайны звёзд», «Оракул» и другие.

Главный редактор Bravo Глеб Давыдов ушёл из издания в 2005 году, потеряв к журналу интерес. Он занялся веб-журналом об искусстве, путешествиях и религиях «Перемены» и сейчас дополнительно переводит книги.

Наталья Мостакова сейчас работает PR-директором музыкального лейбла Gazgolder и Полины Гагариной.

После Bravo старший редактор Даня Шеповалов стал продюсером проекта «Спасибо, Ева», затем — PR-консультантом сервиса Rutube, а сейчас занимается развитием своего креативного агентства Viewerest.

0
171 комментарий
Написать комментарий...
Медиа

А какие журналы 1990-х и 2000-х читали вы? Какие авторы/заметки вам запомнились? Может, у вас есть какие-то неожиданные истории, связанные с ними?

Поделитесь, любопытно узнать!

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Олдскулы свело

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandr Dzhabarov

странно, что нет Птюча и Ом :-( история их забвения - почти детектив

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Svischov

Да, Птюч крутой был)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Jenny Smith

и ещё менее известный Факел - сюда же.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shatohin

Действительно нормальные люди читали только Птюч и Ом.
Остальные Молотки и Cool всегда были и считались дном. А большего и не было. Хорошо, что пришел интернет.

Ответить
Развернуть ветку
Olga RRR

Ом - это было действительно крутое издание.
Не то, чтобы я на нем выросла, уже большая была девочка, но определенно, он меня формировал в какой-то степени.
Где та журналистика, где те стандарты и правила?
Сейчас вместо него копирайтинг, и очень печальный.
Неинтересно.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Странно, что нет Speed-Инфо - пожалуй самого массового журнала, в котором действительно было что почитать и посмотреть ;) в отличие от туфты типа "Все звезды"

Ответить
Развернуть ветку
Artem Korsunov

А был еще очень крутой "Хулиган"

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соковых

Вот да, Данил Шаповалов задавал там жару!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Клуб Знатоков

жаль "Хакер" не вспомнили

Ответить
Развернуть ветку
Artem Korsunov

"Хакер" немного из другой сферы и существует до сих пор, хоть уже и в сильно другом виде.
Но надо отдать им должное, они открыли путь в IT для многих школьников в те годы, в том числе и для меня, я им по-человечески очень благодарен.

BTW, один из постоянных авторов "Хакера", Forb, спустя много лет засветился в большом скандале, связанном с ФСБ — https://tjournal.ru/flood/40301-gosizmena-ili-gosizmeneniya-chto-izvestno-o-sotrudnikah-fsb-obvinennyh-v-hakerstve

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Константин Рогов

Эпохальный издательский мусор 90-х ))) Особенно заметно было что всем этим тогда занимались откровенные непрофессионалы во всем - от журналистики до дизайна.

"Номер был от 36 страниц. Среди них — минимум пять интервью, каких-то материалов, и всё это каждую неделю. Представьте себе, какой это объём работы, какой темп жизни" (С)

Лол. Поработал бы он в еженедельной газете.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Marochkin

Поработал бы он в _ежедневной_ газете! ))))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Егоров

В 90-е был крутой детский журнал "Трамвай". Вот его жалко, в отличие от мусора из статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kosulin

ну, в статье, все-таки больше про молодежные журналы. Кстати, подборка "трамвая" http://tramwaj.narod.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Эдгар Торвальдсон

почему никто не вспомнил газету "Я -молодой"??

Ответить
Развернуть ветку
Sandrino Komaroff

Видимо, все читатели уже не с нами в этом бренном мире

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

А вот ведь классное было издание, более содержательное, чем журналы из этого материала

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Dembovski

Только что прокомментировал выше, но решил сюда перенести.

Тогда должны помнить и ядрёную газету "Я Молодой". Там отлично было и про музон, и про артистов, и про секс. Разве что без плакатов. Я с "Молодого" сразу на ПТЮЧ перешёл. Спустя годы с Шулинским (бессменным главредом) пересёкся на одном банкете, натрескались хорошо под ностальгические байки. Жаль, половину забыл, он там сыпал инсайдами из околоклубной и звёздной среды. Было это лет 10 назад, так что сейчас можно рассказать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Jenny Smith

недолго просуществовал, вроде. но был классный.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярик Богатырев

На 10 минут вернули мой 2004 =)

Ответить
Развернуть ветку
Sakari Sauso

2004? Я cool с 96 помню)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Evil Pechenka

И где «Птюч»?

Ответить
Развернуть ветку
Марат Магомедов

Пришел в поисках этого коммента, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

красоток из журнала "Вязание" только я помню? эх.. детство :D

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Marochkin

Ещё "Польская мода". ))))

Ответить
Развернуть ветку
Юля Кот

Ух, древнее зло под названием ностальгия пробудилось. Я читала и Браво, и Молоток, и Все звёзды, и даже Yes!. Но, на мой взгляд, самым душевным был Молоток. Именно стиль сам по себе нравился. Откровенные темы и прочее, но они подавались так, что даже не смогла бы назвать провокацией. Этот как поболтать об этом же с близким человеком.
Я Молоток покупала регулярно. Читала от корки до корки журнал. Каждая рубрика и интервью отзывались. Он стоил дёшево, карманных денег хватало. Накопилась целая кипа журналов и плакатов. В то время родители не разрешали вешать плакаты (лишь потом два с трудом разрешили). Позже мама выставила ультиматум: либо она это всё выкинет, либо я. Пришлось самой разгребать, нужное я вырезала. Так хочется сейчас хоть пару выпусков перечитать. Я думаю, что в данное время не хватает такого журнала. Да, щекотливые темы, но лучше нормально об этом написать, чем бы из сомнительных источников узнавать.
Странно, что Арсений Виноградов указал только эти причины закрытия. Они, конечно, тоже есть, но я читала, что основная причина - массовые жалобы родителей на содержимое журнала, а там и до органов дошло. В этой же статье выше это же указано. В любом случае, в то время была очень расстроена исчезновением любимого издания с прилавков, да и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Медиа

А какие журналы 1990-х и 2000-х читали вы? Какие авторы/заметки вам запомнились? Может, у вас есть какие-то неожиданные истории, связанные с ними?

Поделитесь, любопытно узнать!

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

Я читал старые советские журналы "Наука и жизнь", сваленные большими стопками на даче. Лучший в мире журнал! Охватывает огромное количество тем и без рекламы!

Ответить
Развернуть ветку
Yuri Baranov

game.exe, Компьютерра — журналы, которые было интересно читать от корки до корки, знать стиль каждого их автора. Хакер и Хулиган больше запомнились крутой версткой и Даней Шеповаловым.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Bulat Ziganshin

pc week, pc world, byte, ibm systems journal, компьютерра

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Denis Shiryaev

Молоток и позже Хулиган, и Хакер <3

Ответить
Развернуть ветку
Anton Smets

Классный журнал читал ☺️

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тютюнов

Спид-инфо иногда почитывал, и Новый Наблюдатель

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kovalev

Хакер, Страна Игр, Птюч, Ом, Fuzz

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Молоток! Самый крутой журнал!
До сих пор лежит коллекция

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokolov

Батя выписывал "Hard & Soft", друзья подгоняли "}{акер", всё что в статье описано увидел только у младшей сестры

Ответить
Развернуть ветку
igogo

"Все Звезды" нравился очень. Даже подписку оформил на него. Дома сейчас до сих пор стопка этих журналов валяется.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Артёменко

Xtreme был крут

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Техника-молодёжи, Вокруг света, Юный техник, Юность
странно, что никто не вспомнил...
само-собой - game.exe
последние 4 номера недельных в рамочке на стене повесил, любуюсь

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гладышев

Техника молодёжи, Радио, Юный Техник.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Marochkin

Ничего из перечисленного не читал, потому что, во-первых, был в те годы уже далеко не тинейджером, а во-вторых, все эти "Кулы" и "Бравы" — попсня голимая, а я уже тогда слушал тяжеляк. По этой же причине не читал "Птюч" (это был рейверский журнал). "ОМ" и "Матадор" тоже прошли как-то мимо меня.
Из музыкальных журналов тех лет читал "Рок-кор", "Рок-сити", Dark City и Zarraza (кто-нибудь здесь помнит такое издание? )))) ). А до этого — "Ровесник", конечно, — с Сергеем Кастальским! ))) Плюс немного "Студенческий меридиан", "Собеседник" и даже "Смена" и "Сельская молодёжь"! (Там редко, но всё-таки иногда писали про рок-музыку.)
А ещё раньше — "Пионер", "Юный техник", "Юный натуралист".
А ещё раньше — "Мурзилка", "Весёлые картинки". Плюс отцовские "Крокодил", "Наука и жизнь" и "Вокруг света".

Ответить
Развернуть ветку
Rainbow Spike

я в 90х читал только позднесоветский Трамвай, временами из родительских запасов Науку и Жизнь, и иногда смотрел на обложки Игромании, Хакера и Компьютерры в киоске... после 1994 у меня был только один источник развлечений - первый Пенёк. как потом оказалось, до 1996 он был единственный в моём городе

Ответить
Развернуть ветку
Новости будущего

Что случилось с популярными изданиями 2010-х годов: TJ, Хабрахабром, Пикабу, Dirty и другими

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

Баш забыл

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gutal1n

Случился интернет?

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сиренко

А где Speed Info? Я только ради этого листал всю статью😂

Ответить
Развернуть ветку
Александр Саенко

На югах ходили два микрожурнала - "Развлекательный Каламбур" и "Когда ты один дома" (гусары, молчать!).
Первый - цветной, с явной тягой к аниме-культуре, второй более разбитной и ориентированный на обсуждение игр, анекдоты, головоломки и т.д. Кажется, году в 2008 была даже годовая подписка на второй, до сих пор валяется дома их стопка. По популярности эти два журнала с головой перебивали все упомянутые журналы, по крайней мере, в моей школе.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kupreenkov

Я туда когда письмо написал с фишками в GTA: SA. А они в журнале написали что я знаю все про GTA и оставили мой адрес. Мне потом писем 50 прилетели. Правда ни на одно я так и не ответил. Потом еще диплом 1-ой степени прислали)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Рамиль Газетдинов

Еще раньше Каламбур не был цветным и явно не тяготел к аниме. А Один Дома был почти копией Каламбура с загадками, головоломками и статейками

Ответить
Развернуть ветку
Никита Евдокимов

Бонус: реклама начала 2000-х

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Во-первых, их убил интернет и соц.сети у которых в разы короче дистанция к ЦА и они почти бесплатны.
Во-вторых, посмотрите на заголовки и обложки! Время каминаутов и фриков, было завершено, а в нынешнем православном халифате, с чекистами, скрепами и показным босяцким благолепием на камеру, такое просто невозможно.
Православный журнал "Светелка Авдотьи" - пожалуйста, только его читать никто не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Бикбау

Мне с родаками повезло: молоток, браво, любые плакаты.. у меня даже было удостоверение лиги молотка! Участвовала в их благотворительности привезла мешок мягких игрушек на отдачу... Я помню, как была вечеринка Молотка в клубе даунтаун (!!!), бесплатная, там пел ещё малоизвестный Дима Билан)) а нас - детей класса 6го - пустили только с моей матерью, которая тактично удалилась в дальний угол с коктейльчиком.. и мы впервые купили в баре пива, как щас помню, хайнекен (как продали-то!) на МЕЛОЧЬ))))

Ответить
Развернуть ветку
Renat Badgiev
Ответить
Развернуть ветку
SocialWarrior

Спилберг открыл ФейсАпп задолго до этих ваших нейронок

Ответить
Развернуть ветку
Reborn Soul

*играет forever young*

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Al Moore

Ровесник, раз в месяц. Там всегда выходил эротический рассказ, переведённый с английского, перечитывал сам, и зачитывал самые жаркие моменты одноклассникам. Экзальтированные одноклассницы покупали ВЗ, потому что там был плакаты HIM. Или Rammstein. У них все комнаты были завешаны. А вообще, Молоток, Браво, Круто внесли гигантский вклад в сексуальное просвещение своими статьями и вопросами-ответами. И вообще были норм.

Ответить
Развернуть ветку
John Lock

Знания о половой жизни можно было почерпнуть из журналов, а не от родителей, и это было круто :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Michael Barabash

Сейчас для сисек есть Вконтакте)))

Ответить
Развернуть ветку
Michael Barabash

А ещё кадры из фильмов студии Kink, истории из цикла metoo, но с общей интонацией "В какой-то момент мне понравилось, и я стала подмахивать" и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Шпилёв

Спортс.ру моего детства)

Ответить
Развернуть ветку
Al Moore

на всякий случай приведу тест от Мэрлина Мэнсона

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Чумаков

Chip журнал еще был

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

с пиратскими дистрибутивами )

Ответить
Развернуть ветку
Роман Жуков

Он есть как бы. Только онлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Орехов

причём тут компьютерные журналы вообще непонятно

Ответить
Развернуть ветку
Корвин Эль

Я вот скучаю по этим журналам. Недавно озаботился поиском всех выпусков, и оказалось, что приличной их части в сети вообще нет.

Ответить
Развернуть ветку
Jenny Smith

альманах "Мы" - днём с огнём не найдёшь.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Christina Coloboque

Тогда я жила в маленьком городке в Хабаровском крае, и Хулиган было почти не достать, он появлялся редко и не во всех киосках, найти было сложно как инвайт на лепру)) когда уже начнём ностальгировать по интернету 2007го?)

А ещё был крутой журнал game.exe

Ответить
Развернуть ветку
Артур Невский

Спасибо, очень классный материал. Когда эти журналы только появлялись, меня еще и в помине не было, как говорится, но круто узнать о том, что тогда было для моих сверстников аналогами пабликов в ВК.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

ха! да вы мне глаза открыли!
Я-то всё время думал, кому они нахрен нужны, эти тыщи пабликов с бесполезной информацией ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Serge Tikhonenko

Если копнуть еще раньше, то были "Ровесник", "Парус", "Смена".

Ответить
Развернуть ветку
new_comment

А моими первыми журналами были "Весёлые картинки" и "Мурзилка".

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Voropaev

Компьютерра, РС World

Ответить
Развернуть ветку
Иван Кошкин

Только Россия живет прошлым... Поэтому статьи такого плана и будут дальше популярны.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Korsunov

Соглашусь, отлично это освещено в нашем отечественном сериале South Park, в сезоне, где присутствовали "ягоды-вспоминашки" (https://thequestion.ru/questions/195251/chto-oznachayut-yagody-vspominashki-v-multseriale-south-park)

Ответить
Развернуть ветку
Озорной Лис

Чтобы вернуться к правильному направлению
нужно вспомнить как было еще совсем недавно и как стало сейчас.
Где повылазили "Милоновы, Мизулины, Тесаки" и ищут везде гомо-педо-пропаганду
поднимая вой из-за танцев и костюмированных вечеринок подростков.

Ответить
Развернуть ветку
Озорной Лис
По мнению главного редактора, сейчас бы это превратилось в большой спор в социальных сетях, юристы бы отнеслись к этому серьёзно и попросили бы журналистов не писать на темы, на которые люди могут обидеться ... на Cool обратили внимание правоохранительные органы. Они обвиняли издание в публикации откровенных рекламных материалов, которые «эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу»...

Потому что сейчас атмосфера в обществе взвинчена разными истериками
на фоне неконтролируемой "политкорректности", которая стала доходить до абсурда.
Всего каких-то 20-30 лет назад спокойно выходили фильмы с темой подросткового секса
и всё относились к этому спокойно. Люди сохраняли рассудок. На том же пресловутом НТВ
в программе "ПРО ЭТО" открыто обсуждались интимные отношения между подростками и взрослыми. Сейчас такое невозможно представить - сразу поднимутся визги и вопли.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Вот даже трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, плохо, что народ раньше был такими "терпилами" - не возмущался особо, всё проглатывал.
А с другой стороны, может, сейчас люди уже склонны больше возмущаться тем, что их не устраивает, и будут бороться с несправедливостью и всяким жульём. Не сегодня, так завтра

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Но что стало с журналом POPCORN?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Manakov

А для продвинутой молодежи был Fаkel.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shatohin

Перепись самой низкокачественной и ужасной желтизны моей юности.
А вот действительно классных и прорывных для того времени Птюч и Ом нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Scar

В прошлом был опыт взаимодействия с ИД Ровесник и конкретно с Игорем Чернышковым. Помню, нужен был им автор в журнал постеров, приехал по приглашению на Петровско-Разумовскую в офисное здание совкового типа (как снаружи, так и внутри). Был в конфузе, что человеку, создающему молодежные журналы уже далеко за 40. Общался дядя чуть ли не по-понятиям, в разговоре тут и там проскакивало неуважение к своей юной аудитории («нужно, чтоб этих сопливых школьников цепляло, усек?»). В конечном итоге написанные тексты и концепты отбраковали, но какое же было мое удивление, когда в новых номерах появились эти же измененные в названии рубрики, да и тексты некоторые тупо рерайтнули, по структуре были 1в1 за моим авторством. Работают ребята, очень удивлен, что в век диджитала их подтирка до сих пор выпускается. А так материал - норм, Хули и Молоток были четким чтивом!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

"Не спать" в Москве в 90х был норм

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алексеев

Да.. были времена.. и деревья были большими и планета была плоской..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ростислав Духнєвич

"Трамвай" в 91-м) забыли что ли?)))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Noskov

Жил-был старикашка в Монако
Его не взлюбило собако
Оно очень грубо
Рычало сквозь зубо
И дело окончилось драко

до сих пор помню :))

Ответить
Развернуть ветку
Нюська Абрамова

журнал «Бумеранг» помню...

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Владимир

Эххх...журналы это ютуб нашего детства!

Ответить
Развернуть ветку
Artash Mikelyan

Эх, когда-нибудь такая же статья выйдет про Youtube, Instagram и VK...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Немов

Как же было офигенно.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Freeman

У меня в начале 00-х был любимый журнал НЕОН :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Орехов

В 9 классе я учился не очень: первые прогулы, резкое понижение дисциплины. 3 и 4 перемежались в моём аттестате за и меня не сильно это волновало. Но был один предмет, в котором я был чуть ли не лучшим - алгебра. Выйдя с экзамена, я проверил все ответы по решебнику - всё совпадало. Я с упоением ждал своей пятёрки, но вместо неё обнаружил в ведомости тройку. Впервые за несколько лет я рыдал. Учительница просто решила отомстить мне за моё нехорошее поведение в последнее время и снизила оценку на 2 балла. Объясняла она это плохим оформлением: где-то дано написано неверно было, где-то при переписывании с черновика плюс на минус в ходе решения поменялся. Тут я вспомнил про один из последних выпусков журнала Молоток и их объявление на последних страницах о горячей линии, которая готова помочь в такого рода ситуациях. Я позвонил и мне посоветовали обратиться в какую-то апеляционную комиссию. В итоге мою тройку исправили на четвёрку, а училка в какой-то момент даже боялась не уволят ли её за такой фокус. Спасибо тебе, Молоток!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Федорец

Детство/юность попало как раз на разлом 80-90. Выписывали советские журналы - Моделист-Конструктор, Юный Техник, Костёр, Пионер, Студенческий меридиан, Пионерскую правду. Потом студентом уже в 90-е читал (пытался) Ровесник и прочие какие-то глянцы.
Заметил одно. В совке молодёжные журналы пытались поднимать какие-то проблемы, пусть сейчас кажущиеся смешными, наивными и неверными ,с молодым человеком пытались как-то общаться, разговаривать о чём-то ...разном. Тогда это казалось скучно.
В начале 90-х же молодёжные издания что попадали мне в руки (в библиотеке, покупать уже денег не было) были забиты эстрадой на 100%. Иногда плюс статьи про секс. Всё.
Рекорд поставил упомянутый Ровесник ,который я взял полистать однажды - там _ВСЁ_ было про музыку, про жизнь звёзд поп-рок и обитателей МТV. Ни одной статьи не про это там не было.
Видимо издатели считали что молодёжь интересует только это.
Больше я такой глянец не читал никогда.
... А потом начался интернет.

Ответить
Развернуть ветку
В постели с Богом

Действительно, подростковые журналы 90-х создавали у подростков впечатление, что единственная профессия, которая существует — это певец или певица. Всё остальное то ли не существовало, то ли подавалось, как какой-то тухляк, в результате, подростки входили во взрослую жизнь очень экзальтированными. Лучше бы мы "Юный техник" читали в юности.

Ответить
Развернуть ветку
Юля Кот

Следы журнала Ровесник обрываются где-то в 2014-15 году. До последнего держался.

Ответить
Развернуть ветку
Jenny Smith

недавно в библиотеке по списанию отдали за 2011 год подшивку. дизайн и вёрстка там были просто говно говна. и подборка фактов из интернетов, кому нужны - непонятно. потому и загнулся-таки, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Вася Митрофанов

Статья огонь, спасибо! Вернули мне 1997-ой.

Ответить
Развернуть ветку
Нежный Перфаратор
Всё звезды
NCT127

Мне, как возрастному капоперу, который в детстве читал "всё звёзды", было очень приятно это увидеть.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Хороший у вас ник, однако. :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexei Ageyev

Такой был интригующий анонс, а на деле пустота. Были, работали, закрылись. Единственное, не знал про журнал Браво. Широко все-таки люди жили. Запустить журнал, похожий на журнал конкурента, чтобы подпортить репутацию конкуренту - это эффектно.

Ответить
Развернуть ветку
НеМосков

Как итог к сегодняшнему дню - тренд задаёт школота)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Муромов

Так, где Илья Максимов? Я ему обещал раритет из ранних 90-х: рецензии Паука на VHS-прон и схему «строение сипа». А тут как раз чаемый случай представился

Ответить
Развернуть ветку
The Greatest Bill

Вся квартира была в постерах певцов, певиц и различных групп из журналов ))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Лукьяненко

Прекрасный материал, спасибо, ....какой я старый)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Dubrovskiy

Прямо в сердце жпг

Ответить
Развернуть ветку
Мария Новосадова

Ностальгия....

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Roman Volgasov

Мой любимый журнал тогда и сейчас

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Ivanayskiy

Забавно видеть на обложке крайнего справа "Всех звезд" фото Билли Эйлиш, постер к последнему "Человеку-пауку" и "Капитану Марвелу" )

Ответить
Развернуть ветку
Margarita Babovnikova

Клуб браво оказал сильное влияние на формирование моей личности

Ответить
Развернуть ветку
Myroslav Samokhvalov

Благодаря "Ровестнику" узнал про продиджи, нирвану... Культовое издание.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Мирошник

Наука и жизнь - не менее популярен был, напишите о нем!

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич

Олды тут

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шабанов

Белорусский журнал Родник нравился в конце 80х/в том числе статьями и постерами разворота о рок-музыкантах.

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Andriyanov

"Чудеса и приключения" был ломовейшим журналом! А не вот это все...

Ответить
Развернуть ветку
Miguel

Bravo действительно был самым качественным из перечисленных в этом обзоре журналов.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 171 комментарий
null