Медиа Darya Deyneka
52 498

Что случилось с популярными изданиями 1990-х и 2000-х годов: Cool, Bravo, «Молотком» и другими

И с людьми, которые за ними стояли.

В закладки
Аудио
Фото: Vano2277

Предшественники из СССР

В СССР за печать и распространение молодёжной прессы отвечало государство. В середине 1970-х годов в Советском Союзе издавалось около 20 журналов для молодёжи: «Студенческий меридиан», «Пионер», «Костёр», «Молодой коммунист» и другие.

Они пользовались большим спросом, их тиражи исчислялись миллионами: к началу 1990-х годов тираж «Ровесника», выпускавшегося с 1962 года, доходил до 3 млн экземпляров.

Редакция журнала «Костёр» интересуется у учеников школы №8, в чём они видят смысл перестройки

После распада СССР многое изменилось. Например, на смену централизованной системе дистрибуции и продажи изданий («Союзпечать») пришла рыночная система.

Вслед за этим в Россию пришли и зарубежные издательские дома — Independent Media (Yes!), Burda (Cool), а чуть позже — Bauer (Bravo). Кроме того, в России появились собственные издательства: «Коммерсантъ» («Молоток»), «Ровесник» («Все звёзды») и другие.

И если при СССР перед издателями не стояла задача приносить прибыль, то с 1991 года они начали искать новые источники дохода. В первую очередь — за счёт продажи рекламы.

Для этого им требовалось увеличивать тиражи, и между изданиями возникла конкуренция за вкусы молодых людей — которые также изменились после появления в России зарубежной музыки, кино, брендов, фестивалей и свободы.

«Все звёзды»

Это журнал издательского дома «Ровесник», который в советские времена выпускал одноимённое издание.

После распада СССР издательский дом приватизировали сотрудники редакции, и руководителем компании стал Игорь Чернышков. В 1995 году у него возникла идея выпустить ещё один молодёжный журнал.

Он заметил, что иногда подростки хотят повесить на стену своей комнаты фотографии любимых звезд, но распечатать качественный плакат очень трудно и дорого.

Так Чернышкову пришла идея создать журнал «Все звёзды», который состоял бы только из постеров. Купить такой журнал было бы проще и дешевле, чем искать фотографии звёзд, увеличивать их и печатать в фотоателье самому.

Однако ожидания предпринимателя не оправдались: в течение четырёх лет ежемесячно продавалось около 20 тысяч экземпляров. «Журнал окупал себя, но не более того», — рассказывает vc.ru Игорь Чернышков.

Тогда он решил провести ребрендинг издания. В 1999 году журнал сменил логотип, а также добавил новый формат постеров — А2 (до этого были в формате A4 и А3). Кроме того, в журнале появились тексты.

Чернышков установил жёсткое правило, что материал должен быть коротким. По его словам, читателям «Всех звёзд» нужна лёгкая подача и возможность быстро уловить главное.

Чтобы продвинуть обновлённую версию журнала, издательский дом стал рекламировать его на телеканале MTV, который открылся в России в 1998 году.

По словам Чернышкова, он выбрал этот телеканал из-за невысокой цены рекламных слотов, а также из-за близости к целевой аудитории.

Это стоило по тем временам копейки, то есть около $3000 в месяц — вот, собственно, бюджет.

Но мы сделали очень агрессивные рекламные ролики по пять секунд, в которых был такой слоган: «Журнал “Все звёзды”: делай с ним, что хочешь». И в этих роликах мы делали, что хотели: кидали в него палками, взрывали, делали кораблик, пускали в унитаз, обцеловывали и так далее.

Игорь Чернышков

После рекламной кампании ежемесячные продажи журнала стали удваиваться каждый месяц.

Реклама на MTV

Ещё с 1990-х годов Игорь Чернышков установил правило для редакции: героев постеров выбирают читатели, участвуя в опросах. В каждом номере был вкладыш с тремя полями ввода: первое, второе и третье места.

За первое место начислялся один балл, за второе — два, за третье — три. Читатели заполняли анкеты и отправляли по почте. Всё это считал вручную один из сотрудников редакции.

По словам Чернышкова, возраст аудитории журнала был 9–14 лет. При этом главный редактор издания всегда требовал от сотрудников, чтобы они общались с читателями уважительно, несмотря на разницу в возрасте или желание «позаигрывать», переходя на молодёжный сленг.

Я говорил им: «Во-первых, они вас кормят. Во-вторых, мы пишем для фанатов».

Фанаты и фанатизм — две большие разницы. Вот, например, у меня сын фанател от The Beatles. Он в результате заодно со всеми их песнями выучил и английский язык, а потом ещё стал композитором. Я не говорю, что одно прямо вытекало из другого, но серьёзное фанатство заставляет людей развиваться.

Игорь Чернышков

Сейчас «Все звёзды» продолжает существовать — только вместо постеров Prodigy и «На-На» публикуют постеры Билли Айлиш и BTS.

Тираж одного из майских выпусков составлял 100 тысяч экземпляров. Голосование за то, кто будет на постерах следующего выпуска, теперь проходит в группе во «ВКонтакте» (на неё подписано около 90 тысяч человек).

По словам Чернышкова, рынок печатных медиа не просто сжимается, а схлопывается, и тиражи продолжают падать «стремительно и совершенно обречённо».

Одной из проблем главный редактор называет дистрибьюторов, которые сами устанавливают отпускную цену и мешают мелким издателям попасть на прилавки. «Если им это всё же удаётся и их продажи даже неплохи, то дистрибьюторы могут просто не платить, например, год», — отмечает Чернышков.

Чернышков был бы рад увести проект в интернет и даже предпринимал попытки ранее. Однако он не видит модель монетизации, подходящую для аудитории «Всех звёзд».

Cool

В сентябре 1997 года в России вышел первый номер журнала Cool от немецкого издательского дома Burda.

Год спустя пост главного редактора издания занял Сергей Верейкин, который к тому моменту работал в Cool ответственным редактором.

«К тому моменту Burda уже запустил у нас первые нормальные женские журналы "Бурда" и "Лиза", первый развлекательный — "Отдохни". Было логично делать молодёжный проект, потому что издательский бизнес в России только формировался», — вспоминает он.

Главной особенностью российского рынка тогда, по словам Сергея Верейкина, было то, что музыкальная культура и индустрия только начали развиваться. Молодые люди узнавали о трендах и воспитывали в себе вкус, когда читали журналы.

Если западные коллеги работали с уже сформировавшимся вкусом, фанатскими базами и читателями, которые знали, что это круто, то нам надо было объяснить, что это круто, почему это круто.

Сергей Верейкин

В то время интернет только развивался, брать готовую информацию было неоткуда. Если журналист хотел написать какой-либо материал об исполнителе, ему приходилось звонить и говорить с артистом или его пресс-службой.

Верейкин говорит, что для журналистов Cool это было весельем и уникальной возможностью пообщаться со знаменитостями.

Номер был от 36 страниц. Среди них — минимум пять интервью, каких-то материалов, и всё это каждую неделю. Представьте себе, какой это объём работы, какой темп жизни.

Сергей Верейкин

В самом начале и до завершения проекта журналисты не боялись писать на темы, которые могут кого-то задеть. Сергей Верейкин приводит в пример историю с материалом о Томе Крузе.

Редакция выпустила материал, где рассказала о том, что Том Круз саентолог и из-за этого в Германии, где запрещена саентология, возникли проблемы с показом его фильмов. Из-за материала на издание обиделись саентологи. «Мы ответили, что вопросы не к нам, а к немецкому законодательству», — поясняет Верейкин.

По мнению главного редактора, сейчас бы это превратилось в большой спор в социальных сетях, юристы бы отнеслись к этому серьёзно и попросили бы журналистов не писать на темы, на которые люди могут обидеться.

В этом плане тоже была свобода, но она регулировалась нами самими внутри, мы пытались не переходить какую-то этическую грань.

Сергей Верейкин

Позиция журнала вызывала недовольство не только саентологов: на Cool обратили внимание правоохранительные органы. Они обвиняли издание в публикации откровенных рекламных материалов, которые «эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу». В итоге летом 2006 года Генпрокуратура потребовала закрыть издание, а также журналы Cool Girl и «Молоток».

Через девять дней после обнародования этих претензий Burda закрыл проект Cool, а журнал Cool Girl переименовал в Girl.

Верейкин не помнит о претензиях к журналу в 2006 году. Основной причиной закрытия он называет падение интереса со стороны целевой аудитории, которая переставала читать печатные медиа и уходила в интернет, где за контент платить не нужно. Но отмечает, что журнал до конца оставался прибыльным, несмотря на падение тиражей.

Сейчас Сергей Верейкин руководит коммуникационным агентством Mint (входит в группу BBDO). Он допускает, что может вернуться в журналистику, но, по его мнению, сейчас на рынке не самые удачные условия.

Во первых, в 2000-е годы законодательство в сфере СМИ было мягче: молодёжные издания могли писать о темах, о которых в 2019 году нельзя писать даже в негативном ключе. Например, о подростковом сексе или алкоголизме.

«И хотя в некоторых случаях мы советовались с нашими юристами, не переходим ли мы грань, эта грань была дальше, чем сейчас. Сейчас она под нашим носом», — рассуждает он.

Материал Cool о вреде алкоголизма

Во-вторых, по мнению Верейкина, ключевая проблема современного российского медиарынка заключается в том, что пользователи не готовы платить за текстовый контент так же охотно, как за музыку и сериалы на Netflix — не в последнюю очередь из-за качества контента.

«Просто мы пока, наверное, не придумали, как в медиа заработать на жизнь — чтобы бизнес был доволен и позволял сохранить стандарты профессии, а не биться за трафик», — считает Сергей Верейкин.

Yes!

Молодёжный журнал Yes! с 1998 года выпускал издательский дом Independent Media, первый издатель Cosmopolitan и Playboy в России.

Бывший главный редактор журнала Ирина Ильина рассказвает, что идея Yes! возникла у арт-директора российского Playboy Игоря Шеина.

Однажды он с семьёй отдыхал на Средиземноморье и обратил внимание на европейские журналы для подростков. Ему показалось, что в России эта ниша не развита. Вернувшись из отпуска, он предложил основателю и владельцу Independent Media Дерку Сауэру выпустить свой молодёжный журнал.

Ильина начала работать в Yes! редактором отдела красоты. Она называет конец 1990-х годов переломным моментом. По её мнению, дети были как потерянное поколение — с потерянными ориентирами, надломленными ценностями и без положительных примеров.

А для неё эта работа была важна ещё и потому, что в тот момент её дочь была того же возраста, что и читатели журнала. И с его помощью Ильина хотела говорить с близкими ей людьми.

В тот момент, когда все СМИ формировали читателя-потребителя, нам хотелось, чтобы у подрастающего поколения были ценности — отличные от тех, что насаждаются глянцем.

Ирина Ильина

В журнале писали про формирование отношений между полами, общее мировоззрение и расстановку приоритетов.

В 2005 году Дерк Сауэр продал издательский дом Independent Media финскому холдингу Sanoma: сумма сделки составила €142 млн.

По мнению Ильиной, после середины 2000-х годов редакционная политика изменилась в пользу коммерциализации, а реклама стала преобладать над редакционными материалами.

В какой-то момент я поняла, что занимаюсь борьбой с ветряными мельницами. Сейчас уже сформировано некое общество потребления.

У молодых людей есть мотивации, есть приоритеты, их огромное количество. Просто они отличные от тех, что являются истинными ценностями в жизни человека.

Ирина Ильина

В 2015 году издательский дом Sanoma Independent Media принял решение закрыть журнал.

Точная причина неизвестна, однако незадолго до этого замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин сообщил, что объём рекламы в российских журналах упал на 35%. Из-за этого Sanoma Independent Media закрыла два других издания: Collezioni и «Cosmopolitan Психология».

При этом онлайн-версия журнала и группы в социальных сетях продолжают существовать и регулярно обновляются. Только вместо Sanoma Independent Media они принадлежат некоему ИП Сокол.

Ещё работая в журнале, Ильина вышла замуж за участника группы «Динамит» Илью Дурова, с которым познакомилась на фотосессии для Yes!. Из журнала она ушла по семейным обстоятельствам и сейчас живёт за городом с семьёй и занимается творчеством.

«Молоток»

Журнал «Молоток» появился в 1999 году в издательском доме «Коммерсантъ». Автором идеи стал телеведущий Фёдор Павлов-Андреевич.

В журнале он занимал должность «главный»: с ним обсуждалась концепция каждого номера и ключевые материалы. Кроме того, он придумывал обложку и всегда сам писал письмо редактора.

При этом должность главного редактора занимала Екатерина Миль, которая вместе с Павлов-Андреевичем вела телепрограмму «До 16 и старше» на телеканале ОРТ.

Темы, о которых писали в журнале, бывали откровенными, а подача отличалась смелостью. В одном номере могла уживаться подборка заблуждений про женский оргазм, а также монолог парня, который вернулся с Чеченской войны.

«Публика могла назвать журнал слишком разнузданным», — вспоминает Арсений Виноградов, который в 2000-е годы работал литературным редактором в журнале, а позже стал заместителем главного редактора «Молотка».

Виноградов рассказывает, что реакция на журнал была бурной в самом начале, когда он только запустился. Люди не были готовы к откровенным темам. Позже журнал стал мягче.

Возраст аудитории журнала не превышал 20 лет. Виноградов отмечает: «Я бы удивился, если бы этот журнал читал кто-то старше. Думаю, читателями были средние и старшие классы школы».

Он считает, что в подростковом возрасте человек хочет чувствовать себя взрослым, быть похожим на него, чтобы у него было что-то своё. «Молоток» был журналом, где контент рассчитывался и адаптировался на молодую аудиторию, говорил с ней на одном языке.

По словам Виноградова, сотрудники редакции мало задумывались о том, какое именно влияние на аудиторию они оказывают: в первую очередь они хотели делать весёлый журнал.

Но если возникали спорные моменты, то редакторы советовались между собой. «В одном случае решали, что да, это чересчур, в другом — давайте публиковать, всё равно они это обсуждают между собой, уж лучше мы им это расскажем, может, чуть более правильно, чем они сами себе могут представить».

«Молоток» закрылся в 2008 году. К тому времени тираж издания составлял 215 тысяч экземпляров.

Причин для закрытия журнала, рассказывает Виноградов, было две. В 2008 году из-за экономического кризиса начались проблемы с рекламой, а издавать журнал на свои деньги никто не планировал.

В былые времена сдаётся журнал и всё. По рекламе план выполнен: сколько коммерческий отдел планировал продать рекламных полос, столько и закрыли, у них всё готово, при этом печататься будет номер через неделю.

Приходят рекламодатели. «Возьмёте полоску?» Коммерческий отдел говорит, что нет, всё, номер ушёл, давайте в следующем месяце. Потому что план сделан, нет смысла его перевыполнять. Иначе в следующем месяце попросят сделать больше, раз получается. Как-то спокойно вот так существовали.

Представить такую ситуацию сегодня, что кто-то приносит рекламный бюджет, а мы его не берём, конечно, невозможно.

Арсений Виноградов

Второй проблемой для журнала стало развитие интернета. Весь контент о звёздах, отношениях, любви стал доступен по запросу в поисковике.

«Главный» из Молотка нашёл себя в искусстве. С 2008 года Фёдор Павлов-Андреевич занимается инсталляциями и перформансами по всему миру. Например, в 2018 году участвовал в выставках в Париже и Лондоне.

А Арсений Виноградов сейчас работает шеф-редактором журнала Glamour.

Bravo

В Германии Bravo издавался с 1956 года. В 2002 году он появился в России — его выпускал издательский дом «Логос-медиа». А через два года «Логос-медиа» выкупил владелец Bravo — немецкий издательский дом Bauer Media Group.

Одним из первых главных редакторов российского Bravo был Глеб Давыдов. По его словам, команде журнала хотелось сделать «адекватную репрезентацию» оригинального Bravo.

Давыдов рассказывает, что до появления Bravo в России существовали его копии — «Молоток» и Cool. «Они пытались сделать кальку с Bravo, немного адаптированную под российских читателей. Но делали они это довольно некачественно и неадекватно».

Даже по дизайну и вёрстке можно сказать, что они были слабым подражанием немецкому Bravo.

Глеб Давыдов

После появления издания в России конкуренты выпустили журнал «Круто» — с похожим оформлением, шрифтом и логотипом, рассказывает бывший редактор Bravo по имени Дмитрий (имя изменено по его просьбе).

«Они пригласили каких-то ребят с очень негативным настроем и попросили их сделать самый чернушный и неприятный молодёжный журнал, какой только можно себе вообразить», — вспоминает он.

По мнению Дмитрия, конкуренты рассчитывали, что покупатели будут путать журналы, а содержание «Круто» нанесёт ущерб репутации Bravo: «И действительно — читатели, судя по письмам, какое-то время нас путали. Потом “Круто” прикрыли».

Также Дмитрий рассказывает, что Bravo и «Молоток» периодически подкалывали друг друга. Например, в Bravo выходила колонка под названием «Molotok».

«Эти колонки писал наш литературный редактор. Он очень точно подделывал стилистику Фёдора Павлова-Андреевича — "главного" в журнале "Молоток", — со всеми его пошлостями».

Бывший главный редактор Bravo Глеб Давыдов вспоминает, как однажды, чтобы подогреть интерес к журналу, он написал шутливую колонку о том, что ищет девушку. Он изложил в ней параметры, которым она должна соответствовать, и призвал читательниц написать о себе в редакцию.

«Пришло много писем, но я не обращал на них особого внимания, так как колонка уже сделала своё дело — слухи среди читательниц сразу увеличили продажи журнала. Игра с читателями удалась. Но в какой-то момент я получил письмо от девушки, которое было не похоже на другие. И сразу почувствовал в нём что-то родное».

В письме не было телефона, но был обратный адрес (это были тогда бумажные письма).

На этот адрес я написал ответ: «Напиши свой телефон, позвоню». И девушка написала. Мы каждую неделю получали огромные мешки с письмами читателей, и каким-то чудом этот ответ попал ко мне в руки. Это и правда было случайностью, что вообще письмо с номером дошло до меня.

Я позвонил, мы с ней встретились, и это переросло в очень красивые и долгие отношения. И до сих пор мы с ней хорошие друзья. Я благодарен журналу Bravo в первую очередь за эту встречу.

Глеб Давыдов

После Давыдова пост главного редактора Bravo в 2005 году заняла Наталья Мостакова. Одной из самых популярных постоянных рубрик журнала она называет «Клуб Bravo» — в которой они вместе со старшим редактором Даней Шеповаловым отвечали на вопросы читателей.

«Отвечали иногда цинично, иронично, но почти всегда очень смешно. Это культовая рубрика, она точно была особенной, главной в журнале, и в какой-то степени отражением духа редакции», — вспоминает Мостакова.

К 2006 году на молодёжный сегмент и медиа в целом стало значительно влиять развитие интернета. Наталья Мостакова считает, что проблема заключалась в том, что многие молодёжные издания не смогли вовремя уйти в онлайн и увести туда свою публику.

У Bravo была та же проблема. В 2008 годы мы предлагали руководству издательского дома заняться сайтом, пойти по этому пути. Нам отказали, посчитали, что в провинции интернетом активно не пользуются и не будут пользоваться ещё много лет.

Наталья Мостакова

Второй проблемой для молодёжных журналов Мостакова называет отсутствие рекламодателей для этого сегмента из-за кризиса и недостаточно развитый потребительский рынок.

К 2012 году издательский дом Bauer, который владел журналом после покупки «Логос-медиа», признал молодёжный сегмент «непривлекательным» и закрыл Bravo. Сейчас компания издаёт журналы «Всё для женщины», «Тайны звёзд», «Оракул» и другие.

Главный редактор Bravo Глеб Давыдов ушёл из издания в 2005 году, потеряв к журналу интерес. Он занялся веб-журналом об искусстве, путешествиях и религиях «Перемены» и сейчас дополнительно переводит книги.

Наталья Мостакова сейчас работает PR-директором музыкального лейбла Gazgolder и Полины Гагариной.

После Bravo старший редактор Даня Шеповалов стал продюсером проекта «Спасибо, Ева», затем — PR-консультантом сервиса Rutube, а сейчас занимается развитием своего креативного агентства Viewerest.

#медиа #журналы

{ "author_name": "Darya Deyneka", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430","\u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u044b"], "comments": 162, "likes": 153, "favorites": 106, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 76061, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 24 Jul 2019 15:52:19 +0300" }
{"average":26276,"one":95,"ten":75}
Сколько денег вы откладываете в месяц?
Ответьте и узнаете, сколько копят другие.
0 ₽
70 000+ ₽
0 ₽
{ "id": 76061, "author_id": 238904, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/76061\/get","add":"\/comments\/76061\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/76061"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199130, "last_count_and_date": null }
162 комментария

Популярные

По порядку

Написать комментарий...

А какие журналы 1990-х и 2000-х читали вы? Какие авторы/заметки вам запомнились? Может, у вас есть какие-то неожиданные истории, связанные с ними?

Поделитесь, любопытно узнать!

Ответить
Перейти к комментарию
67

Олдскулы свело

Ответить
35

"Молоток" покупал постоянно. У них был слоган "Читай под партой", что мы с другом на уроках и делали.
Но самый крутой журнал был "Хулиган" (первые пару лет). По дерзости, смелости и фантазии ему не было равных. Провокация начиналась уже с обложки. Сейчас жалею, что при переезде оставил выпуски на старой квартире. По сути, "Хулиган" давал нам в эпоху без интернета то, что сейчас дают всякие дёрти, фишек.нет, ТЖ, но вообще без цензуры (были очень жёсткие темы. И никто, например, не стеснялся публиковать фотку разрезанного языка) и с интересными авторскими статьями. "Хулиган" значительно опередил своё время.

Ответить
45

Во, ещё вспомнил. В "Хулигане" была крутая рубрика, где редакция "Хулигана" отвечала на чужие сопливые письма из других журналов (Кул, Космо, Максим и т.д.). Обычно про страдашки всякие. Пример:

ПИСЬМО:

Мне 18, и я уже полгода встречаюсь с парнем. Естественно, дошло до постели. Проблема в том, что он у меня самый первый, в этом смысле я совершенно неопытна. После каждого секса он спрашивает, был ли у меня оргазм, а я не понимаю, что надо ответить. Естественно, я отвечаю, что был, чтобы лишний раз его не расстраивать, но... Я обсуждала эту тему с подругами, они сказали, что оргазм - это когда так хорошо, что сердце отрывается и падает в пятки, что они испытали ЭТО практически сразу, но у меня такого не было никогда. Еще они говорят, что если парень меня не удовлетворяет, надо бросить его и найти нового, но я очень люблю своего Игорька. Не знаю, что делать.

Инга.

ОТВЕТ:

Инга, когда так хорошо, что сердце отрывается и падает в пятки, - это кетамин. А еще, кстати, бывает иногда очень хреново так, что сердце тоже отрывается. Я однажды в пионерском лагере был и со всех ног бежал утром в туалет типа "сортир". Поскользнулся там на чем-то влажном и липком, рухнул в дырку и повис на локтях, причем ноги в это время по колено болтались в булькающей жиже. А на улице в это время кто-то вовсю в горн трубил - лагерь собирался на построение и получасовую зарядку. Вот тогда я действительно не знал, что делать...

Ответить
–12

Вот почему у нас поколение недовоспитанных взрослых.

Ответить
19

ОО, журналы виноваты. Теперь я знаю, кого обвинить в том, что я вырос дураком - это был журнал Молоток и COOL

Ответить
2

А что, журналы это не массовые СМИ, легко воспринимаемые подростком? Это имеет влияние, а не является одной причиной.

Ответить
2

В чём-то вы правы, но уже в детстве был сформирован моральный компас, который позволял отличать хорошее от плохого. И у всех так. Дети не так невероятно тупы.

Ответить
1

вот именно, что в парадигме того общества и унылой бедной поведневности молодые люди могли раздвинуть рамки и и паттерны поведения, которые царили вокруг среди совковых зашоренных родитилей и понять, что есть другая жизнь. Сейчас те совковые ребята впали в окончательную деменцию и щимят молодежь, выросшую в свободе и прогрессивизме 90х и 2000х, что и приводит ко всему тому, что мы видим во современной России, отбрасываемой на задворки цивилизации все больше

Ответить
0

Какой показательный внешний локус: журналы, школа, правительство, кто там ещё, продолжите - виноваты.

Ответить
0

Вы перечитали эволюцию, и разбросались терминами. Вообще, мышление формирует ваша среда и источники, которым вы доверяете. А внешний локус, это что могу сделать я. Вообще не к теме влияния СМИ.
Я могу влиять в будущее. А ретроспективно я могу анализировать источники влияния. Какой внешний, блин, локус.

Ответить
1

Не поняла, что вы имеете в виду, но поняла, что вы не понимаете, что такое внешний локус.
Меня сбили с пути - это внешний локус.
А внутренний - Я сбился с пути.
Поэтому комментарий ваш мутный, извините.
Чтобы давать обратную связь, неплохо быть уверенным, что понятно, о чем идёт речь.
В гугле точно есть

Ответить
0

Вы, наверное, думаете, что человек – это не продукт окружающей среды, да?)

Ответить
0

ну смежно же)

Ответить
0

Это не просто редакция отвечала. Этим занимался легендарный Даня Шеповалов. Его тексты в Хулигане и Хакере разрывали шаблоны в клочья.

Ответить
1

Что произошло с трусиками 🤔

Ответить
0

жопа съела трусы

Ответить
1

Действительно охренительный журнал был, а не вот эта вся фигня выше в посте! Там всегда много крутых статей было и много юмора!

Ответить
42

странно, что нет Птюча и Ом :-( история их забвения - почти детектив

Ответить
3

Да, Птюч крутой был)

Ответить
23

"Медицина утверждает, что пидорасы бывают трех видов: пассивные, активные и актуальные. Первые два вида ведут себя так, потому что такова их природа, и к ним претензий ни у кого нет. А вот третий вид - это такие пидорасы, которые стали пидорасами, потому что прочли в журнале "Птюч", что это актуально в настоящий момент. И к ним претензии будут всегда"

Ответить
0

Виктор Олегович — голова! У него много вечных цитат. Чего стоит одна "Кто не хочет работать клоуном у пидорасов, будет работать пидорасом у клоунов. За тот же самый мелкий прайс".

Ответить
4

и ещё менее известный Факел - сюда же.

Ответить
2

Ом - это было действительно крутое издание.
Не то, чтобы я на нем выросла, уже большая была девочка, но определенно, он меня формировал в какой-то степени.
Где та журналистика, где те стандарты и правила?
Сейчас вместо него копирайтинг, и очень печальный.
Неинтересно.

Ответить
2

Действительно нормальные люди читали только Птюч и Ом.
Остальные Молотки и Cool всегда были и считались дном. А большего и не было. Хорошо, что пришел интернет.

Ответить
0

Странно, что нет Speed-Инфо - пожалуй самого массового журнала, в котором действительно было что почитать и посмотреть ;) в отличие от туфты типа "Все звезды"

Ответить
21

А был еще очень крутой "Хулиган"

Ответить
18

Вот да, Данил Шаповалов задавал там жару!

Ответить
6

Лорд Пневмослон

Ответить
2

Интересно, что с ним сейчас. Он ещё в Хакере писал и делал конкурсы.

Ответить
1

По-прежнему креативит

После Bravo старший редактор Даня Шеповалов стал продюсером проекта «Спасибо, Ева», затем — PR-консультантом сервиса Rutube, а сейчас занимается развитием своего креативного агентства Viewerest.

Ответить
5

А как же ядерный титбит? Что там с геймдевом у него?

Ответить
0

Пойду поиграю :)

Ответить
0

Чит на Шиву - надо вместе нажать клавиши VZLO

Ответить
0

Шеповалов только

Ответить
22

жаль "Хакер" не вспомнили

Ответить
14

"Хакер" немного из другой сферы и существует до сих пор, хоть уже и в сильно другом виде.
Но надо отдать им должное, они открыли путь в IT для многих школьников в те годы, в том числе и для меня, я им по-человечески очень благодарен.

BTW, один из постоянных авторов "Хакера", Forb, спустя много лет засветился в большом скандале, связанном с ФСБ — https://tjournal.ru/flood/40301-gosizmena-ili-gosizmeneniya-chto-izvestno-o-sotrudnikah-fsb-obvinennyh-v-hakerstve

Ответить
3

именно из Хакера узнал про браузер Опера и майл-клиент Бат

Ответить
0

Опаньки. Вот так живешь в тиши и не знаешь что forb мало того что ссучился, дак еще и шесть лет строгача хватанул. Ирония.

Ответить
25

Эпохальный издательский мусор 90-х ))) Особенно заметно было что всем этим тогда занимались откровенные непрофессионалы во всем - от журналистики до дизайна.

"Номер был от 36 страниц. Среди них — минимум пять интервью, каких-то материалов, и всё это каждую неделю. Представьте себе, какой это объём работы, какой темп жизни" (С)

Лол. Поработал бы он в еженедельной газете.

Ответить
0

Поработал бы он в _ежедневной_ газете! ))))

Ответить
24

В 90-е был крутой детский журнал "Трамвай". Вот его жалко, в отличие от мусора из статьи.

Ответить
2

ну, в статье, все-таки больше про молодежные журналы. Кстати, подборка "трамвая" http://tramwaj.narod.ru/

Ответить
15

почему никто не вспомнил газету "Я -молодой"??

Ответить
6

Видимо, все читатели уже не с нами в этом бренном мире

Ответить
3

А вот ведь классное было издание, более содержательное, чем журналы из этого материала

Ответить
2

Только что прокомментировал выше, но решил сюда перенести.

Тогда должны помнить и ядрёную газету "Я Молодой". Там отлично было и про музон, и про артистов, и про секс. Разве что без плакатов. Я с "Молодого" сразу на ПТЮЧ перешёл. Спустя годы с Шулинским (бессменным главредом) пересёкся на одном банкете, натрескались хорошо под ностальгические байки. Жаль, половину забыл, он там сыпал инсайдами из околоклубной и звёздной среды. Было это лет 10 назад, так что сейчас можно рассказать.

Ответить
2

а где сейчас, интересно Клаша W Стильная?))))

Ответить
1

недолго просуществовал, вроде. но был классный.

Ответить
1

года 4, если не больше, не так уж мало

Ответить
15

На 10 минут вернули мой 2004 =)

Ответить
1

2004? Я cool с 96 помню)))

Ответить
0

Я в 96 разве что только читать начал :)

Ответить
0

Удалено.

Ответить
14

И где «Птюч»?

Ответить
1

Пришел в поисках этого коммента, спасибо.

Ответить
12

красоток из журнала "Вязание" только я помню? эх.. детство :D

Ответить
1

Ещё "Польская мода". ))))

Ответить
5

А какие журналы 1990-х и 2000-х читали вы? Какие авторы/заметки вам запомнились? Может, у вас есть какие-то неожиданные истории, связанные с ними?

Поделитесь, любопытно узнать!

Ответить
18

Я читал старые советские журналы "Наука и жизнь", сваленные большими стопками на даче. Лучший в мире журнал! Охватывает огромное количество тем и без рекламы!

Ответить
9

game.exe, Компьютерра — журналы, которые было интересно читать от корки до корки, знать стиль каждого их автора. Хакер и Хулиган больше запомнились крутой версткой и Даней Шеповаловым.

Ответить
3

Chip CD был в начале нулевых.

Ответить
3

В 2001м году довелось поработать в редакции ИД Компьютерра. Писал на каникулах новости для только запустившейся "Компьюленты". Мне показали, где сидит GAME.EXE, у них была отдельная большая комната человек на 10. Взирал на них с благоговением. Там же познакомился с легендарным железным автором Ильёй Хрупаловым. Он уже много лет работает начальником PR и прессы Zyxel.

Ответить
1

гаме учу - да! до сих пор Подшибякина на фб читаю

Ответить
3

pc week, pc world, byte, ibm systems journal, компьютерра

Ответить
0

товарищ майор, это вы что ли меня минусуете? )))))))

Ответить
3

Молоток и позже Хулиган, и Хакер <3

Ответить
2

Классный журнал читал ☺️

Ответить
2

Спид-инфо иногда почитывал, и Новый Наблюдатель

Ответить
1

Хакер, Страна Игр, Птюч, Ом, Fuzz

Ответить
1

Батя выписывал "Hard & Soft", друзья подгоняли "}{акер", всё что в статье описано увидел только у младшей сестры

Ответить
0

"Все Звезды" нравился очень. Даже подписку оформил на него. Дома сейчас до сих пор стопка этих журналов валяется.

Ответить
0

Молоток! Самый крутой журнал!
До сих пор лежит коллекция

Ответить
0

Техника-молодёжи, Вокруг света, Юный техник, Юность
странно, что никто не вспомнил...
само-собой - game.exe
последние 4 номера недельных в рамочке на стене повесил, любуюсь

Ответить
0

Техника молодёжи, Радио, Юный Техник.

Ответить
0

Ничего из перечисленного не читал, потому что, во-первых, был в те годы уже далеко не тинейджером, а во-вторых, все эти "Кулы" и "Бравы" — попсня голимая, а я уже тогда слушал тяжеляк. По этой же причине не читал "Птюч" (это был рейверский журнал). "ОМ" и "Матадор" тоже прошли как-то мимо меня.
Из музыкальных журналов тех лет читал "Рок-кор", "Рок-сити", Dark City и Zarraza (кто-нибудь здесь помнит такое издание? )))) ). А до этого — "Ровесник", конечно, — с Сергеем Кастальским! ))) Плюс немного "Студенческий меридиан", "Собеседник" и даже "Смена" и "Сельская молодёжь"! (Там редко, но всё-таки иногда писали про рок-музыку.)
А ещё раньше — "Пионер", "Юный техник", "Юный натуралист".
А ещё раньше — "Мурзилка", "Весёлые картинки". Плюс отцовские "Крокодил", "Наука и жизнь" и "Вокруг света".

Ответить
10

Ух, древнее зло под названием ностальгия пробудилось. Я читала и Браво, и Молоток, и Все звёзды, и даже Yes!. Но, на мой взгляд, самым душевным был Молоток. Именно стиль сам по себе нравился. Откровенные темы и прочее, но они подавались так, что даже не смогла бы назвать провокацией. Этот как поболтать об этом же с близким человеком.
Я Молоток покупала регулярно. Читала от корки до корки журнал. Каждая рубрика и интервью отзывались. Он стоил дёшево, карманных денег хватало. Накопилась целая кипа журналов и плакатов. В то время родители не разрешали вешать плакаты (лишь потом два с трудом разрешили). Позже мама выставила ультиматум: либо она это всё выкинет, либо я. Пришлось самой разгребать, нужное я вырезала. Так хочется сейчас хоть пару выпусков перечитать. Я думаю, что в данное время не хватает такого журнала. Да, щекотливые темы, но лучше нормально об этом написать, чем бы из сомнительных источников узнавать.
Странно, что Арсений Виноградов указал только эти причины закрытия. Они, конечно, тоже есть, но я читала, что основная причина - массовые жалобы родителей на содержимое журнала, а там и до органов дошло. В этой же статье выше это же указано. В любом случае, в то время была очень расстроена исчезновением любимого издания с прилавков, да и сейчас.

Ответить
9

Случился интернет?

Ответить
9

Что случилось с популярными изданиями 2010-х годов: TJ, Хабрахабром, Пикабу, Dirty и другими

Ответить
0

Баш забыл

Ответить
0

Был уверен, что он был популярен в нулевых, а в десятых не особо)

Ответить
8

А где Speed Info? Я только ради этого листал всю статью😂

Ответить
7

На югах ходили два микрожурнала - "Развлекательный Каламбур" и "Когда ты один дома" (гусары, молчать!).
Первый - цветной, с явной тягой к аниме-культуре, второй более разбитной и ориентированный на обсуждение игр, анекдоты, головоломки и т.д. Кажется, году в 2008 была даже годовая подписка на второй, до сих пор валяется дома их стопка. По популярности эти два журнала с головой перебивали все упомянутые журналы, по крайней мере, в моей школе.

Ответить
0

Я туда когда письмо написал с фишками в GTA: SA. А они в журнале написали что я знаю все про GTA и оставили мой адрес. Мне потом писем 50 прилетели. Правда ни на одно я так и не ответил. Потом еще диплом 1-ой степени прислали)

Ответить
3

Судя по всему, письмо было не одно)
Это бегло стопку за 2005-6(sic! боже, казалось, было лет десять назад от силы) просмотрел)
Надо будет ещё себя найти, что-то тоже посылал, на какой-то конкурс, что ли. Разгромную рецензию парня с параллели на "Сибирь" - нашел, себя - только вспомнил, что посылал.

Ответить
0

ха-ха)
Даже представить не могу как удалось это найти)

Ответить
0

Чтение "по диагонали" игровых рубрик + относительно подробное - спецвыпуска про GTA:SA
И никакой магии)

Ответить
0

Еще раньше Каламбур не был цветным и явно не тяготел к аниме. А Один Дома был почти копией Каламбура с загадками, головоломками и статейками

Ответить
7

Бонус: реклама начала 2000-х

Ответить
7

Мне с родаками повезло: молоток, браво, любые плакаты.. у меня даже было удостоверение лиги молотка! Участвовала в их благотворительности привезла мешок мягких игрушек на отдачу... Я помню, как была вечеринка Молотка в клубе даунтаун (!!!), бесплатная, там пел ещё малоизвестный Дима Билан)) а нас - детей класса 6го - пустили только с моей матерью, которая тактично удалилась в дальний угол с коктейльчиком.. и мы впервые купили в баре пива, как щас помню, хайнекен (как продали-то!) на МЕЛОЧЬ))))

Ответить
5

Игромания, Game.exe и т.д. :)

Ответить
0

Спилберг открыл ФейсАпп задолго до этих ваших нейронок

Ответить
0

*играет forever young*

Ответить
5

Во-первых, их убил интернет и соц.сети у которых в разы короче дистанция к ЦА и они почти бесплатны.
Во-вторых, посмотрите на заголовки и обложки! Время каминаутов и фриков, было завершено, а в нынешнем православном халифате, с чекистами, скрепами и показным босяцким благолепием на камеру, такое просто невозможно.
Православный журнал "Светелка Авдотьи" - пожалуйста, только его читать никто не будет.

Ответить
4

Chip журнал еще был

Ответить
0

с пиратскими дистрибутивами )

Ответить
4

Спортс.ру моего детства)

Ответить
3

Ровесник, раз в месяц. Там всегда выходил эротический рассказ, переведённый с английского, перечитывал сам, и зачитывал самые жаркие моменты одноклассникам. Экзальтированные одноклассницы покупали ВЗ, потому что там был плакаты HIM. Или Rammstein. У них все комнаты были завешаны. А вообще, Молоток, Браво, Круто внесли гигантский вклад в сексуальное просвещение своими статьями и вопросами-ответами. И вообще были норм.

Ответить
1

Знания о половой жизни можно было почерпнуть из журналов, а не от родителей, и это было круто :)

Ответить
1

По-моему, родители в то время знали меньше, чем молодежь сейчас и тогда

Ответить

Комментарий удален

3

Я вот скучаю по этим журналам. Недавно озаботился поиском всех выпусков, и оказалось, что приличной их части в сети вообще нет.

Ответить
0

альманах "Мы" - днём с огнём не найдёшь.

Ответить
1

лет 10 назад мне еще попадались дома эти журнальчики. В юности ими зачитывался)

Ответить
0

который в 90 году выходил? в формате а5?

Ответить
0

да, он самый. в ВК есть паблик, в котором некоторые страницы выложены в виде фоток на телефон.

Ответить
3

Компьютерра, РС World

Ответить
3

Тогда я жила в маленьком городке в Хабаровском крае, и Хулиган было почти не достать, он появлялся редко и не во всех киосках, найти было сложно как инвайт на лепру)) когда уже начнём ностальгировать по интернету 2007го?)

А ещё был крутой журнал game.exe

Ответить
3

на всякий случай приведу тест от Мэрлина Мэнсона

Ответить
1

Если копнуть еще раньше, то были "Ровесник", "Парус", "Смена".

Ответить
6

А моими первыми журналами были "Весёлые картинки" и "Мурзилка".

Ответить
2

Эх, девяностые! Вон, сиськи в журнале для подростков можно было размещать, и ничего.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

2

Сейчас для сисек есть Вконтакте)))

Ответить
0

А ещё кадры из фильмов студии Kink, истории из цикла metoo, но с общей интонацией "В какой-то момент мне понравилось, и я стала подмахивать" и пр.

Ответить
2

Но что стало с журналом POPCORN?

Ответить
2

А для продвинутой молодежи был Fаkel.

Ответить
2

По мнению главного редактора, сейчас бы это превратилось в большой спор в социальных сетях, юристы бы отнеслись к этому серьёзно и попросили бы журналистов не писать на темы, на которые люди могут обидеться ... на Cool обратили внимание правоохранительные органы. Они обвиняли издание в публикации откровенных рекламных материалов, которые «эксплуатируют интерес несовершеннолетних к сексу»...

Потому что сейчас атмосфера в обществе взвинчена разными истериками
на фоне неконтролируемой "политкорректности", которая стала доходить до абсурда.
Всего каких-то 20-30 лет назад спокойно выходили фильмы с темой подросткового секса
и всё относились к этому спокойно. Люди сохраняли рассудок. На том же пресловутом НТВ
в программе "ПРО ЭТО" открыто обсуждались интимные отношения между подростками и взрослыми. Сейчас такое невозможно представить - сразу поднимутся визги и вопли.

Ответить
–3

Вот даже трудно сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, плохо, что народ раньше был такими "терпилами" - не возмущался особо, всё проглатывал.
А с другой стороны, может, сейчас люди уже склонны больше возмущаться тем, что их не устраивает, и будут бороться с несправедливостью и всяким жульём. Не сегодня, так завтра

Ответить
2

Перепись самой низкокачественной и ужасной желтизны моей юности.
А вот действительно классных и прорывных для того времени Птюч и Ом нет.

Ответить
2

В прошлом был опыт взаимодействия с ИД Ровесник и конкретно с Игорем Чернышковым. Помню, нужен был им автор в журнал постеров, приехал по приглашению на Петровско-Разумовскую в офисное здание совкового типа (как снаружи, так и внутри). Был в конфузе, что человеку, создающему молодежные журналы уже далеко за 40. Общался дядя чуть ли не по-понятиям, в разговоре тут и там проскакивало неуважение к своей юной аудитории («нужно, чтоб этих сопливых школьников цепляло, усек?»). В конечном итоге написанные тексты и концепты отбраковали, но какое же было мое удивление, когда в новых номерах появились эти же измененные в названии рубрики, да и тексты некоторые тупо рерайтнули, по структуре были 1в1 за моим авторством. Работают ребята, очень удивлен, что в век диджитала их подтирка до сих пор выпускается. А так материал - норм, Хули и Молоток были четким чтивом!

Ответить
2

Спасибо, очень классный материал. Когда эти журналы только появлялись, меня еще и в помине не было, как говорится, но круто узнать о том, что тогда было для моих сверстников аналогами пабликов в ВК.

Ответить
0

ха! да вы мне глаза открыли!
Я-то всё время думал, кому они нахрен нужны, эти тыщи пабликов с бесполезной информацией ))

Ответить
0

Некоторые из них вполне себе, я не знаю, что вы выбираете в качестве поставщиков постов для вашей ленты.)

Ответить
–2

Только Россия живет прошлым... Поэтому статьи такого плана и будут дальше популярны.

Ответить
4

Соглашусь, отлично это освещено в нашем отечественном сериале South Park, в сезоне, где присутствовали "ягоды-вспоминашки" (https://thequestion.ru/questions/195251/chto-oznachayut-yagody-vspominashki-v-multseriale-south-park)

Ответить
1

Чтобы вернуться к правильному направлению
нужно вспомнить как было еще совсем недавно и как стало сейчас.
Где повылазили "Милоновы, Мизулины, Тесаки" и ищут везде гомо-педо-пропаганду
поднимая вой из-за танцев и костюмированных вечеринок подростков.

Ответить
1

"Не спать" в Москве в 90х был норм

Ответить
1

Да.. были времена.. и деревья были большими и планета была плоской..

Ответить

Комментарий удален

1

ностальгия прям, журнал cool, постеры на стенах :D

Ответить
1

"Трамвай" в 91-м) забыли что ли?)))

Ответить
0

Жил-был старикашка в Монако
Его не взлюбило собако
Оно очень грубо
Рычало сквозь зубо
И дело окончилось драко

до сих пор помню :))

Ответить
1

журнал «Бумеранг» помню...

Ответить
1

Эххх...журналы это ютуб нашего детства!

Ответить
1

Эх, когда-нибудь такая же статья выйдет про Youtube, Instagram и VK...

Ответить
1

Как же было офигенно.

Ответить
0

Следы журнала Ровесник обрываются где-то в 2014-15 году. До последнего держался.

Ответить
0

недавно в библиотеке по списанию отдали за 2011 год подшивку. дизайн и вёрстка там были просто говно говна. и подборка фактов из интернетов, кому нужны - непонятно. потому и загнулся-таки, видимо.

Ответить
1

В нашей библиотеке есть самый первый номер журнала Маруся, там заголовки писали лесенкой и разными шрифтами :D
Но качество вёрстки и контента Ровесника конечно мда, тем более он дольше всех задержался. Эти интервью склеенные из фактов википедии и других более древних интервью

Ответить
0

со всем согласная, но слушайте, повезло вам с Марусей, в Мск всё уже списали подчистую, сейчас уже за 2010-е списывать начали. не нашла я первых Марусь в общем, а так посмотреть хотелось, что ж мне там так нравилось. )

Ответить
0

Статья огонь, спасибо! Вернули мне 1997-ой.

Ответить
0

Всё звезды

NCT127

Мне, как возрастному капоперу, который в детстве читал "всё звёзды", было очень приятно это увидеть.

Ответить
0

Хороший у вас ник, однако. :)

Ответить
0

на радость людям

Ответить
0

Такой был интригующий анонс, а на деле пустота. Были, работали, закрылись. Единственное, не знал про журнал Браво. Широко все-таки люди жили. Запустить журнал, похожий на журнал конкурента, чтобы подпортить репутацию конкуренту - это эффектно.

Ответить
0

Как итог к сегодняшнему дню - тренд задаёт школота)

Ответить
0

Bravo действительно был самым качественным из перечисленных в этом обзоре журналов.

Ответить
0

Ищу название журнала, не могу вспомнить.

Основная его фича была в инфографике по научно-позновательной тематике.
Выходил в районе 2006-2007 года.

В конце было написано, что если дочитал - оставь его где-нибудь, что бы другой мог почитать.

Ответить
0

блин...нашёл! балдёж!
"Всё ясно" называется
потрясный журнал

Ответить
0

Так, где Илья Максимов? Я ему обещал раритет из ранних 90-х: рецензии Паука на VHS-прон и схему «строение сипа». А тут как раз чаемый случай представился

Ответить
0

Вся квартира была в постерах певцов, певиц и различных групп из журналов ))

Ответить
0

Почти все эти журналы брал, но чаще "cool", постеры нравились ) Еще был крутой журнал "хулиган" и кажется "extreme" точно уже не помню название...

Ответить