Заведи подкаст - возлюби свой голос
Ровно год назад, в это самое время я завершила годовое обучение в Высшей Школе Останкино в Москве. Мои социальные сети сообщали всем и каждому, что теперь я дипломированный теле- и радиоведущий. Однако приставка «радио-», скорее, смущала меня, чем радовала.
Если в двух словах, то я не любила свой голос. Вернее, я его просто не знала. В детстве я пела в хоре вторым сопрано (кто не знает — это как ультразвук, на котором общаются дельфины). Потом я выступала сольно и пела так тонко, что у слушателей наворачивались слезы на глаза. Еще попозже меня выперли из джазовой студии, потому что я пела очень тихо (как вы видите — я очень упорная =). Затем еще оказалось до кучи, что я неправильно дышу, о чем мне сообщил мой муж — профессиональный вокалист.
Забегая вперед - сегодня слушатели моего авторского подкаста "Острые каблуки" почти всегда начинают свой отзыв словами: "Оля, какой у тебя приятный голос!".
И вот, наконец, обучение в ВШО. Именно оно помогло мне раскрыться и найти свой истинный голос.
Сегодня и далее я буду делиться своими лайфхаками по ведению подкаста: от работы у микрофона и создания сценария эпизодов — до технических моментов и продвижения.
И для начала — раскрою, что именно помогло мне собраться с духом и записать первый выпуск, который и сегодня остается одним из самых популярных в моем подкасте. Какие инструменты я использовала, чтобы мой голос зазвучал?
- Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой (вы можете найти эти упражнения на любом видеохостинге, рекомендую Михаила Щетинина). Чем чаще вы будете практиковать этот 11-минутный цикл упражнений, тем лучше будете себя чувствовать. Бонусом - научитесь дышать так, чтобы объема воздуха хватало на полноценный звук.
- Упражнения на дикцию. Мы полгода занимались с преподавателем по ораторскому искусству. Его любимая фраза: "Почти 90% населения разговаривает не своим природным голосом". В основном, мы все говорим выше, чем это дано нам природой. У меня до сих пор слишком свистящая "с", но упражнение с зубочисткой и пробкой во рту реально помогают (а "де-эссер" на монтаже звука - не очень).
- Куратор нашего курса - телеведущая Мария Ситтель - на прогоне записи демо требовала говорить громче. И советовала читать вслух. Это правда работает. Когда вы читаете сами себе вслух - вы привыкаете к звуку собственного голоса. Если готовитесь к ведение радиоэфира - попробуйте еще пересказывать прочитанное, очень расширяет словарный запас. Вангую, первый раз это выйдет туго, делитесь!
- Важнейшей частью работы была практика. Мы записывали новостные выпуски, развлекательные программы, прогноз погоды и обзор ситуации на дорогах. Адская часть для меня была - слушать свои записи под разбор радиоведущих. К счастью, наши мастера - Алексей Мануйлов и Владимир Платицын - отличались чувством юмора (но не чувством такта ))). О том, как писать тексты для радио - расскажу в следующих постах.
- Интонирование и редактирование. Это вообще сказка. Для меня это все стоит в одном пункте, потому что это работа с текстом. Перед тем, как сесть к микрофону с написанным текстом, нужно оценить его с точки зрения акцентов, пауз, повторяющихся слов, длинных предложений и фамилий-городов-имен. Все перечеркнуть и написать заново. И потом уже сесть к микрофону.
- Смелость. После окончания курса я арендовала студию и пригласила свою подругу - бортпроводника с огромным стажем полетов - рассказать об этом опыте. Аня осипла, я переволновалась, но мы пошли и записали наш диалог. Не пробуйте для теста записать ваш первый выпуск на телефон - это совсем другие ощущения и другое качество. Каждый раз, приходя в профессиональную студию, я ощущаю особый кайф. Здесь начинается моя игра, здесь я говорю, здесь меня слышат.
Ради любопытства вы можете послушать первый и крайний выпуски. Услышите разницу - пишите, мне интересно!
Подписывайтесь, впереди много интересных и полезных историй:
- как работать с текстом;
- как выбрать RSS-канал;
- где публиковать подкаст;
- как смотреть аналитику;
- как искать гостей;
- в чем монтировать выпуски (и нужно ли делать это самому. Спойлер - нет);
- сколько стоит производство одного подкаста и можно ли монетизировать этот продукт. И многое другое!
Говорят, высшая степень принятия себя - это полюбить свой голос в записи. Пишите в комментариях, как у вас обстоят дела с этим? Слушаете подкасты? Важен ли для вас голос ведущих и гостей или главное - о чем они говорят?
Например — до пяти карт в одном банке.
Маршрут - Озеро Буссе
Официально в банке информацию не комментировали.
Обновлено в 16:00 мск. В пресс-службе «Россельхозбанка» подтвердили vc.ru, что «Учёт надоя» — новое iOS-приложение банка. Ранее установленные iOS-приложения работают как обычно — банк рекомендует отключить автообновления и не удалять их.
Под закрытие могут попасть только неактивированные кредитки — по которым не проводилось расходных операций, пояснили в компании.
Но данные могут стать поводом для проверки.
В новом выпуске подкаста «Как мы делаем Yandex Cloud» — история создания SourceCraft: кто её разрабатывал и какие технологии легли в основу.