Как изменился Яндекс за 30 лет

Как изменился Яндекс за 30 лет

Яндекс появился в России 23 сентября 1997 года. Одним из его основателей стал российский программист Аркадий Волож. Он хотел создать систему, которая бы смогла находить информацию в больших объемах, и что немаловажно учитывала бы морфологию языка. Но до этого было пока далеко, а Волож вместе со своим учителем английского языка в 1989 году создал фирму CompTek, которая занималась продажей компьютеров. В этом же году Аркадий упорно продолжал добиваться своей цели, поэтому вместе с еще одним другом Аркадием Борковским, создал компанию «Аркадия» по разработке поисково-информационных систем. В 1993 две фирмы объединились. Тогда же и была создана программа для поиска на жестком диске компьютера.

Тайна названия

Программу нужно было как-то назвать, а подходящего названия не попадалось. Рассматривали и вариант названия «Search», но так как хотелось показать, что разработана система была именно в России, поэтому нужно было внести элемент русского языка, а слово search было не понятно русскому человеку. Слово «Яndex» предложил школьный друг Воложа Илья Сегалович, который позже стал директором по технологиям. Он посчитал, что слово «index» больше гармонирует с русским языком, но так как система была не первой в России, то ему в голову пришла фраза «yet another index» (еще один индексатор). В результате появился «Yandex», а первое «Ya» было решено заменить на русскую «Я».

До Яндекса

В 1989 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму CompTek, продававшую персональные компьютеры и занимавшуюся автоматизацией рабочих мест. Также Волож интересовался алгоритмами обработки данных, и его заинтересовала возможность написания приложения, которое могло бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, учитывая морфологию языка. Совместно со специалистом по компьютерной лингвистике Аркадием Борковским он основал в 1989 году компанию «Аркадия». После 1990 года сотрудники «Аркадии» написали информационно-поисковые системы «Международная классификация изобретений» и «Классификатор товаров и услуг», которые оказались востребованными в раличных НИИ и патентных организациях.

В 1993 году «Аркадию» присоединили к CompTek, в которую ранее пришёл школьный друг Воложа программист Илья Сегалович. В том же году была создана программа для поиска на жёстком диске компьютера. Программу назвали «Yandex», которое придумали Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям, и генеральный директор компании — Аркадий Волож. Сегалович выписывал разные производные от слов, описывающих суть технологии. В результате появился вариант «yandex» — Yet ANother inDEXer («ещё один индексатор»).

Сотрудничая с Институтом проблем передачи информации, CompTek создала словарь с поиском, который учитывал морфологию русского языка. В 1994 году был создан «Библейский компьютерный справочник».

В 1995 году было принято решение об использовании поискового приложения для сети Интернет. Сначала оно работало с ограниченным числом ресурсов, а позже со всем русскоязычным сегментом Интернета.

История Яндекса

Официально поисковая машина Yandex.Ru была анонсирована 23 сентября 1997 года на выставке Softool. «Яндекс» не был первой поисковой машиной в России: в 1996 году появился «Рамблер», а ещё раньше, в декабре 1995-го, — Altavista, причём последняя имела самый производительный на тот момент сервер и отличалась самой высокой скоростью работы среди конкурентов, обрабатывая миллионы запросов в день. Через два месяца после yandex.ru анонсировали поисковую систему «Апорт» (хотя впервые её продемонстрировали ещё в феврале 1996 года).

К середине 1999 года «Яндекс» был в семёрке популярнейших сайтов рунета; выручка «Яндекса» как отдела CompTek’а в этом году составила 72 тыс. долларов.

В апреле 2000 года фонд ru-Net Holdings приобрёл 35,72 % акций «Яндекса» за 5,28 млн долларов. В число акционеров вошли также менеджеры и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож. Компания «Яндекс» вышла из состава CompTek и стала независимой. Материнский холдинг располагался на Кипре, в России же зарегистрирована дочерняя компания в форме общества с ограниченной ответственностью.

В этом же году «Яндекс» первым из российских интернет-бизнесов запустил рекламную кампанию на телевидении, слоган которой, «Найдётся всё!» — стал крылатым выражением и навсегда закрепился на логотипе компании.

В 2001 году объявлен запуск новой версии поисковой машины: улучшился поиск ссылок, стала производиться морфологическая коррекция запроса, введён «взвешенный индекс цитирования» и повысилась точность и скорость поиска. В этом же году «Яндекс» обогнал «Рамблер» и с тех пор держит первое место в российском сегменте Интернета.

В том же 2001 году появляется система контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Система быстро стала основным источником прибыли в компании: в 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость, а в 2003 году выплачивает акционерам дивиденды, общая сумма которых составила 100 тысяч долларов.

В 2005 году бизнес компании впервые выходит за пределы России — открывается представительство на Украине. Одновременно с открытием филиала в Одессе появляется портал www.yandex.ua. Впоследствии, в 2006 году в Санкт-Петербурге и в 2007 году в Екатеринбурге и Киеве появились офисы разработки, а в 2009 году в Екатеринбурге и в 2010 году в Новосибирске — офисы продаж. Кроме того, в 2008 году в Калифорнии была зарегистрирована дочерняя компания «Яндекса» — Yandex Laboratories (Yandex Labs). В 2008 году была запущена казахстанская версия портала «Яндекса», а в 2010 году — белорусская. В том же году компания открыла офис в Казани; главная страница портала, некоторые службы и поиск стали доступны как на русском, так и на татарском языке. Таким образом, возможности поиска в процессе работы с региональными ресурсами постепенно расширились.

В 2007 году происходит реструктуризация Яндекса, и материнской компанией становится нидерландская Yandex N.V.

В том же году состоялось первое крупное поглощение — «Яндексом» была куплена социальная сеть профессионалов «Мой Круг» примерно за 1,5 млн долларов[55]. Крупное приобретение имело целью сделать более социальными прочие службы «Яндекса»; сразу после покупки сайт был перенесён на собственные дата-центры компании.

В 2010 году «Яндекс» открыл www.yandex.com — сайт для поиска по зарубежному сегменту Интернета, который также стал тестовой площадкой для обкатки новых дизайнерских и инженерных решений. Одновременно на обычной версии сайта появилась кнопка «в мировом интернете», возникающая над результатами поиска в случае иноязычного запроса. Индексировать и добавлять в поисковую выдачу сайты на других языках «Яндекс» начал ещё в 2008 году. Обслуживание англоязычного поиска было возложено на калифорнийское отделение Yandex Labs.

24 мая 2011 года состоялся выход «Яндекса» на биржу NASDAQ. В ходе первичного размещения акций «Яндекс» привлёк 1,3 млрд долларов (второй результат за всю историю наблюдений, после Google с его 1,67 млрд долларов). В целом компания была оценена в 8 млрд долларов, что в 500 раз превысило её первоначальную стоимость в 2000 году. Размещение акций планировалось ещё в 2008 году, но было отложено из-за всемирного кризиса. Десятки сотрудников компании стали миллионерами. 3 июня 2014 года акции компании прошли листинг и на Московской бирже.

20 сентября 2011 года «Яндекс» открывает портал в Турции. Поисковая система локализована для турецкоязычного пользователя, учитывает морфологию, понимает синонимы и исправляет опечатки. Полностью локализованы службы Почта, Новости, Перевод, Карты (в том числе Пробки и Панорамы) и другие, есть и уникальные службы. Это первый опыт «Яндекса» в не говорящей на русском стране; для завоевания нового рынка была открыта штаб-квартира с 50 сотрудниками.

В 2012 году выходит Яндекс.Браузер. Вскоре программа получает турецкую и украинскую локализации. С версии 1.1 начинается его рекламная кампания на ТВ.

В мае 2012 года в Государственной Думе Российской Федерации появился законопроект, в котором «Яндекс» и «ВКонтакте» признаются стратегическими предприятиями как общенациональные трансляторы информации. Ещё в 2009 году Президент России Дмитрий Медведев инициировал покупку «Сбербанком» «золотой акции» «Яндекса» с целью избежать попадания предприятия общегосударственной важности в руки иностранцев.

В 2012 году офис Yandex Labs в США прекратил своё существование.

В том же 2012 году «Яндекс» обогнал «Первый канал» по численности ежедневной аудитории, что сделало российский интернет-гигант лидером отечественного медиарынка. В 2013 году Яндекс подтвердил этот статус, обогнав «Первый канал» по выручке.

В феврале 2013 года «Яндекс» оказался впереди «Майкрософта» по числу поисковых запросов, заняв таким образом четвёртое место в рейтинге мировых поисковых систем (после Google, Baidu и Yahoo!). Рост произошёл за счёт российского рынка. В целом «Яндекс» является самым быстрорастущим поисковиком из первой десятки.

В июле 2013 года глава «Яндекса» Аркадий Волож объявил о планах своей компании выйти за пределы Интернета и открытии в будущем служб в других отраслях.

В 2013 году в Москве прошли съёмки художественного фильма «Стартап», который рассказывает о том, как создавался «Яндекс». Режиссёром фильма выступил Роман Каримов, а прототипами главных героев послужили Аркадий Волож и Илья Сегалович. В фильме название «Яндекс» не упоминается, а заменено на «Холмс». В 2014 году вышла книга «Яндекс.Книга» за авторством Дмитрия Соколова-Митрича, в которой рассказывается о создании «Яндекса» и развитии компании. Автор много общался с сотрудниками Яндекса для уточнения фактов.

1 сентября 2014 года Аркадий Волож ушёл с поста генерального директора российского сегмента «Яндекса», новым генеральным директором с 1 сентября стал Александр Шульгин. При этом А. Волож остался на посту генерального директора всей компании.

14 августа 2015 года «Яндекс» стал титульным спонсором футбольного клуба «Фенербахче» в чемпионате Турции-2015/16, за счёт чего увеличил долю поиска «Яндекса» в Турции с 5 % в июле до 7 % в сентябре 2015 года.

В ноябре 2015 года Яндекс разработал собственную технологию прогноза погоды — Метеум. Она позволяет строить прогноз погоды с точностью до дома, благодаря объединению классических моделей метеопрогнозирования и технологий машинного обучения. В том же году появился сервис «Яндекс для медиа», который автоматически составляет новости на основе данных сервисов Яндекса.

Летом 2016 года в Яндекс.Браузере появляется персональная лента рекомендаций Яндекс.Дзен. Лента рекомендаций формируется с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и рекомендательной технологии Яндекса — Диско.

В том же, 2016 году, была открыта просветительская программа «Издательство Яндекса», созданная для развития и поддержки образовательных интернет-проектов в области истории, литературы, языкознания, искусства и философии. Первой инициативой, получившей поддержку издательства, стал проект Михаила Зыгаря «1917. Свободная история».

В апреле 2017 года ФАС вынесла решение в пользу Яндекса в споре с компанией Google, который продолжался с 2015 года. Компания обращалась в ФАС с жалобой на то, что Google вынуждает производителей мобильных устройств под управлением Android отказываться от предустановки конкурирующих приложений, в том числе продуктов Яндекса.

В июле 2017 года Яндекс и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане.

В 2017 году Яндекс совместно с Банком России реализовал проект по маркированию в поисковой выдаче системы Яндекс сайтов микрофинансовых организаций и сайтов субъектов страхового дела, сведения о которых содержатся в соответствующих государственных реестрах.

10 октября 2017 года Яндекс представил своего голосового ассистента «Алиса».

29 мая 2018 года на конференции Yet another Conference компания анонсировала выпуск своего первого устройства — умной колонки «Яндекс.Станция», а также объявила о запуске сервиса «Яндекс.Диалоги». В начале 2019 года были запущены «Чаты для бизнеса» в рамках платформы «Яндекс.Диалоги».

В 2018 году экосистема «Яндекса» пополнилась сервисами «Яндекс.Облако», «Яндекс.Диалоги», «Яндекс.Плюс» и «Яндекс.Драйв». В феврале 2018-го закрылась сделка по объединению «Яндекс.Такси» и Uber в России и пяти соседних странах. Доля «Яндекса» в новой компании стоимостью более $ 3,8 млрд составила 59,3 %. Также «Яндекс» купил агрегатор скидок «Едадил» и 83,3 % сервиса доставки продуктовых наборов «Партия еды».

В январе 2019 года Яндекс учредил ежегодную научную премию имени Ильи Сегаловича за достижения в области компьютерных наук с бюджетом 15 млн рублей.

19 марта 2019 года совместно с компанией Elari в продажу была запущена первая беспроводная bluetooth-колонка со встроенным голосовым помощником «Алиса».

В апреле 2019 года «Яндекс» совместно с Альфа-банком и банком Тинькофф выпустили карту «Яндекс.Плюс».

23 мая 2019 года было сообщено о запуске сети «облачных ресторанов», также были представлены стартовый набор устройств умного дома, медиаплеер «Яндекс.Модуль», новые возможности «Алисы» для управления умным домом.

Источники: Википедия, Copirayter.ru

11
2 комментария

Пздц, даже на рерайт не сподобились. Копипаста

1
Ответить

В январе 2019 года Яндекс учредил ежегодную научную премию имени Ильи Сегаловича за достижения в области компьютерных наук с бюджетом 15 млн рублей. - я лахаю как павиан ламбурт объевшийся мацы... сегалович учредитель яндекса...постеснялись бы писать... и название ян - декс это просто иван дурак

Ответить