Георгий Лобушкин: То, кем ты являешься, называется совестью

Конспект разговора с Георгием Лобушкиным, PR-директором агрегатора такси «Ситимобил», бывшим руководителем пресс-службы «ВКонтакте» и руководителем социальных сетей штаба кандидата в президенты России Ксении Собчак, в рамках подкаста Digital Newsroom. О вирусном маркетинге, хайповом PR и о том, как устроиться в компании мечты.

Георгий Лобушкин, Анастасия Жбанова
Георгий Лобушкин, Анастасия Жбанова

Какая средняя зарплата пиарщика в Москве, предположим, с опытом три года?

170 тысяч рублей — средняя зарплата, не в ИТ-компании. Максимальная зарплата в компаниях, которую я наблюдаю, — 500 тысяч рублей. Больше зарабатывают единицы, в основном это даже не про PR, а про должность (например, известные журналисты, пришедшие в компанию). Там должно быть больше миллиона точно.

Как найти работу в PR начинающим специалистам?

Первое, что нужно сделать, — стать экспертом в интересующей области (предположим, ИТ). Читать новости, начинать разбираться. Второе — показать, что ты разбираешься в выбранной области. Например, завести Telegram-канал или любую другую площадку и рассказывать об этом. Так очень быстро можно попасть в поле зрения тех людей, которые специалисту нужны. Наверняка они подпишутся, а потом уже захотят встретиться.

Как один твит помог тебе устроиться на работу?

Это была довольно курьёзная ситуация: в день, когда я ушёл из MRG, Ксения Собчак объявила, что будет баллотироваться в президенты. Я сыграл на этом инфоповоде и пошутил в Twitter, спросив, нужен ли ей пиарщик. Это была шутка, я никогда не хотел работать в политике. Но через пару дней мы созвонились со штабом, и уже через неделю у меня была работа.

Тот самый твит
Тот самый твит

Про то, как изменились компании мечты.

50 лет назад все хотели быть космонавтами и пилотами. Но романтика из авиации ушла. Экономика убила романтику. Раньше строили «Конкорды», космические корабли, вкладывались в науку. Сейчас грандиозная история происходит раз в год, и это выход нового iPhone. ИТ-компании сегодня — «царь горы».

В какой компании ты мечтаешь работать?

Telegram и «Аэрофлот».

Жора любит «Аэрофлот»
Жора любит «Аэрофлот»

Вирусное продвижение — что это?

Вирусное продвижение в PR — это то, сколько людей поделятся новостью, сколько публикаций напишет СМИ. Вирусный маркетинг — это про влияние на бизнес. У нас была история с «Ситимобил» с промокодами «Убир» и «Индекс». Несмотря на то, что мы просто немного потроллили конкурентов, промокод разлетелся по всевозможным пабликам и каналам. Когда про это написали СМИ, мы получили огромное количество установок. Это уже маркетинг.

50 лет назад все хотели быть космонавтами и пилотами. Но экономика убила романтику в этих сферах. Сейчас грандиозная история происходит раз в год, и это выход нового iPhone. ИТ-компании сегодня — «царь горы».

Георгий Лобушкин

Как оценить работу пиарщика?

Например, PR продвигает компанию, а в итоге разработчик готов работать в компании благодаря просто её имени не за 300 тысяч, а за 200 тысяч рублей. Вот тебе экономия. Плюс отношения с инвесторами, особенно перед IPO, — важнейшая вещь. Иногда PR помогает бизнесу performance-инструментами и привлекает людей на площадку или в компанию.

Как создать креативную идею?

Первое — понять, что сейчас волнует людей. Самолёт на кукурузное поле не часто приземляется. Ухватиться за это и попытаться «поженить» со своей компанией. Вот, например, сувенирка, которую делает RT: шлёпки с отпечатком «русский след», футболки с фразой пилота того самого самолёта, шоколадный Солсберийский собор и прочее.

Где ты мониторишь новости?

В Telegram я провожу 27 часов в неделю. Ещё лента Facebook, немного Twitter и «Яндекс.Новости».

Что будет с медиа через пять лет?

Медиа будут в Telegram или на других нативных платформах. Анонимные «телеканалы» (так Георгий называет Telegram-каналы) — это то, что изобретено благодаря Telegram, они будут развиваться. У меня есть анонимный Telegram-канал. Некоторые друзья о нём знают, но у меня нет задачи об этом рассказывать на широкую аудиторию.

Что такое «репутация»?

Репутация — то, что про тебя говорят, думают и пишут, то, какие смыслы и понимание о себе ты людям донёс.

А как называется то, кем ты являешься на самом деле?

А то, кем ты являешься на самом деле, называется «совесть».

Главное, чему ты научился в штабе Ксении Собчак.

Во-первых, за полгода я получил шикарный интенсив по коммуникациям, и это был лучший опыт для пиарщика: смотришь, как штаб взаимодействует со СМИ, как люди придумывают смыслы.

Нас было примерно 50 человек: это люди, которые производят контент (в основном видео, канал на YouTube был главным инструментом), пресс-служба, соцсети, сайт. Все ребята были очень «скилловыми», даже не на руководящих постах. Я думал, что приду из ИТ и расскажу как делается пиар, но учили в итоге меня.

Второй момент — нетворкинг. Я познакомился с такими людьми, доступ к которым, наверное, не получил бы нигде. Политики, люди из шоу-бизнеса и многие другие.

Третье — я понял, как работать быстро и как это делают остальные люди. Времени постоять и отдышаться не было.

С командой штаба Ксении Собчак 
С командой штаба Ксении Собчак 

Я не был готов к такому вопросу. Но нет, это не мой канал.

Почему Павел Дуров никогда не нанимал девушек?

Так исторически сложилось. Павлу проще работать с парнями. В его окружении никогда не было девушек. Когда я пришёл во «ВКонтакте», соцсеть состояла в основном из продуктовой команды. Первый, кого Дуров подпустил к себе, была пресс-служба. Это был Влад Цыплухин. Но первая девушка, которая появилась во «ВКонтакте», появилась именно в коммуникациях.

Георгий Лобушкин во время работы во «ВКонтакте»
Георгий Лобушкин во время работы во «ВКонтакте»

Как пиарится Telegram?

У Telegram нет пиарщиков. В России они не нужны, а в мире Павел сам — лучший пиарщик. В широком смысле он даже больше политик, чем пиарщик. В каждый момент времени он соответствует тому, что нужно его компании. Я бы назвал Павла предельно откровенным в своих действиях.

Георгий Лобушкин закончил экономический факультет СПбГУ. После окончания учёбы с 2011 года начал работать во «ВКонтакте» менеджером по коммуникациям. С 2013 года — на должности руководителя пресс-службы и представителя социальной сети. В 2016 году переехал из Петербурга в Москву и перешёл в Mail.ru Group директором по стратегическим коммуникациям, но ушёл из компании, перейдя на должность руководителя социальных медиа предвыборного штаба Ксении Собчак. В прошлом году вернулся в Mail.ru Group руководителем пресс-службы «Ситимобил».

Если вам стало интересно и вы хотите прослушать весь разговор, есть подкаст Digital Newsroom. Слушать его можно здесь:

Читать канал о медиа и технологиях — здесь.

Digital Newsroom — подкаст о том, как меняются медиа и сфера коммуникаций и как на это влияют технологии. В прошлых выпусках участвовали Сергей Паранько, digital-директор «Ведомостей», Ольга Сидорова, редакционный директор Mail.ru Group, Андрей Коняев, издатель N+1, Юрий Сапрыкин из Meduza, Никита Лихачёв, главный редактор TJournal, Залина Маршенкулова, управляющий партнёр «Мамихлапинатаны», Ивар Максутов, издатель «Постнауки», Антон Шингарев, вице-президент по связям с госорганами Kaspersky, Элина Исагулова, вице-президент и коммерческий директор Mail.ru Group, Арсений Ашомко, создатель студии «Спасибо, очень интересно» и бренда MEH. Ведущая — Анастасия Жбанова.

4545
23 комментария

"стать экспертом, читая новости" это очень смешно

12
Ответить

С чего-то надо начинать. И я постарался дать совет. Но там вообще много смешного, Александра, согласен.

13
Ответить

Для старта это ровно то, что нужно. Читая новости ты понимаешь, что интересно медиа. Читая новости ты понимаешь, как можно упаковывать инфоповоды. Читая новости ты понимаешь, какие сильные и слабые стороны бывают у сообщений.

С опытом это все становится уже привычным и понятным. Но если опыта нет — как еще-то.

1
Ответить

Хм, странно слышать от человека, который ведет свой канал и, кажется, делает это с целью образовывать и помогать становиться экспертом. Это не единственное, конечно, но это тоже пусть. Только, может, не новости, а аналитику, разные мнения и тд. Думаю, это и имелось ввиду

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

какое "содержательное" интервью.

7
Ответить

Несмотря на то, что автор интервью этот комментарий заминусовала, я поддержу. Ощущение, что Жора уже рассказывал все это в интервью каналу "Стажеры", скучно af.

2
Ответить