Начал в гараже и не гонялся за деньгами: как основатель Disney строил компанию и что происходит с ней сегодня

Первые кассовые фильмы, выход на телевидение, работа во время Второй мировой войны и развитие стриминга.

Уолт Дисней в 1941 году ​AP Photo
Уолт Дисней в 1941 году ​AP Photo

Уолт Дисней пытался начать свой бизнес ещё в 1922 году — тогда он открыл анимационную студию Laugh-O-Gram Films в Канзас-Сити. Для неё он нанял первых рабочих, включая художника Аба Айверкса, с которым познакомился на предыдущей наёмной работе.

Вместе они сделали серию мультфильмов «Комедии Алисы» — в главной роли была настоящая девочка (Вирджиния Дэвис), которую поместили в мультипликационную вселенную. Laugh-O-Gram Films продала несколько других мультфильмов киностудии Pictorial Films, однако в 1923 году последняя обанкротилась и компании Диснея перестали поступать заказы.

Студию Laugh-O-Gram Films пришлось закрыть. Но «Комедии Алисы» не закрыли: Дисней разослал пилотный выпуск нескольким дистрибьюторам.

Пилотный выпуск под названием «Страна чудес Алисы» (1923 год). Первая серия «Комедий Алисы», снятая студией Laugh-O-Gram Films

Уолт Дисней отправился к брату Рою в Лос-Анджелес, где тот работал банкиром и лечился от туберкулёза. Братья оборудовали анимационную студию в небольшом деревянном гараже дяди Роберта, который согласился сдавать им её за $5 в неделю. Так появилась Disney Brothers Cartoon Studio. В одном из интервью Уолт Дисней рассказал, что построил мультипликационный стенд из фанерных ящиков и досок.

Архивист Disney Дэйв Смит предположил, что тогда Уолт начал работать над роликом, который мог заинтересовать Александра Пантэйджеса, в чьём распоряжении было несколько театров. Этот ролик так и не был закончен, поскольку Дисней получил ответ от нью-йоркского продюсера Маргарет Уинклер, которая предложила братьям контракт на дистрибуцию «Комедий Алисы».

Гараж, с которого начиналась студия Disney. Изначально он располагался по адресу 4406 Кингсвелл-авеню в Лос-Анджелесе, затем его перевезли в Херитедж в Гарден-Гроув, Калифорния <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fyou-are-here.com%2Flocation%2Fdisney_studio.html&postId=81919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">you-are-here.com</a>
Гараж, с которого начиналась студия Disney. Изначально он располагался по адресу 4406 Кингсвелл-авеню в Лос-Анджелесе, затем его перевезли в Херитедж в Гарден-Гроув, Калифорния you-are-here.com

Студия подписала контракт с Уинклер 3 октября 1923 года — этот день считается датой основания Disney. Гонорара хватило, чтобы привести дела в порядок и нанять двух художников и подсобных рабочих. Тогда же Уолт и Рой сменили название компании на более звучное — Walt Disney Company.

Уолт Дисней придумал персонажа — удачливого кролика Освальда, — и продал права на дистрибуцию мультфильмов с ним всё той же Маргарет Уинклер. Вышло 26 серий с Освальдом, прежде чем Уолт Дисней, внимательно перечитав контакт, обнаружил, что права на кролика ему не принадлежат.

Более того, Уинклер тайно переманила к себе художников Диснея, чтобы рисовать мультфильмы с Освальдом без его участия. Уолт разорвал контракт с Уинклер и пообещал себе, что впредь будет тщательно следить за соблюдением своих авторских прав.

Микки Маус и первые кассовые фильмы

Микки Маус для меня — символ независимости. Он возник в моей голове в поезде Манхэттен — Голливуд, в то самое время, когда наши с Роем дела шли совсем плохо и казалось, что катастрофа уже вот-вот за углом.

Уолт Дисней

Мышонка, как и многих других персонажей, нарисовал не сам Уолт, а главный аниматор его студии Аб Айверкс. За это на Уолта впоследствии обрушился шквал обвинений. Тем не менее все отдавали должное его способности концептуализировать персонажей и истории.

Первые два мультфильма с участием Микки Мауса продать не получилось: они были немыми, а во второй половине 1920-х годов в США это считалось моветоном — в кинотеатры уже пришёл звук. Кроме того, мышонок слишком походил на Кролика Освальда. Дебютом Микки Мауса на большом экране в 1928 году стал озвученный мультфильм «Пароходик Вилли».

Продажа товаров с мышонком приносила студии по $1 млн ($19 млн в 2019 году) каждый год последующие пять лет, а в 1947 году прибыль от продаж достигла $100 млн. В 1935-м журнал New York Times назвал Микки Мауса «самым известным международным персонажем».

В 1926 году студия Disney переехала из гаража дяди Роберта на 2719 Гиперион-авеню в Лос-Анджелесе и располагалась там вплоть до 1940 года.

Студия  Disney на 2719 Гиперион-авеню, Калифорния <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmashable.com%2F2015%2F12%2F06%2Fwalt-disney-archives%2F&postId=81919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">mashable.com</a>
Студия Disney на 2719 Гиперион-авеню, Калифорния mashable.com

Будущее — за полнометражными анимационными фильмами: к такому выводу пришёл Уолт Дисней, и в 1934 году студия начала работать над «Белоснежкой». Мало кто верил, что полнометражные мультфильмы способны удержать зрителя у экрана, поэтому эксперимент Диснея считали крайне рискованным.

«Белоснежка и семь гномов» обошлась компании примерно в $2 млн (для сравнения: расходы на «Параходик Вилли» составили около $5000). Ожидания Уолта Диснея оправдались: фильм вышел в 1937 году и мгновенно стал самым кассовым. Журнал Time назвал его «подлинным шедевром», а студия Диснея заработала $8 млн.

Успех этого фильма во многом обусловлен рекламной кампанией, организованной самим Диснеем. Но близилась Вторая мировая война, и спрос на творчество студии Disney падал, особенно за рубежом. Чтобы не разориться, компании пришлось урезать бюджеты на фильмы и браться за госзаказы.

Disney во время Второй мировой войны

Из-за проблем с деньгами студия Дисней переехала с Гиперион-авеню на улицу Буэна-Виста в Бербанке, где находится по сей день. В начале 1940-х студия закончила работу над полнометражными фильмами «Пиноккио», «Фантазия», «Дамбо», «Бэмби», «Привет, друзья!».

С 1941 года Disney производила пропагандистские ролики для поднятия патриотического духа и мобилизации населения: обучающие мультфильмы для солдат («Камуфляж», «Остановите танк»), а также ролики, высмеивающие и демонизирующие нацистов («Обучение смерти»), побуждающие экономить деньги и жертвовать их на войну («Решение Дональда», «Экономная свинья», «Дух 1943-го») или отправляться добровольцами на фронт («Дональд идёт в армию»).

Уолт Дисней демонстрирует генерал-майору Вильяму Портеру проект противогаза для детей, 1942 год <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fboingboing.net%2F2015%2F10%2F17%2Fhelp-wanted-anti-terrorism-in.html&postId=81919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">boingboing.net</a>
Уолт Дисней демонстрирует генерал-майору Вильяму Портеру проект противогаза для детей, 1942 год boingboing.net

Заказы поступали в основном от американского и канадского правительств: за время войны на студии были сняты мультфильмы по заказу всех государственных и военных учреждений — от военно-морского флота до Министерства финансов.

«Камуфляж», например, предназначался для десантников — в нём хамелеон рассказывает про маскировку, ложные цели и наземные установки против воздушных атак.

В «Обучении смерти» показана история немецкого малыша, воспитанного в эпоху Третьего рейха: со временем он становится фанатичным воином, защищающим нацизм, и погибает молодым. В фильмах «Решение Дональда», «Дональд идёт в армию», «Дух 1943-го», «Утка коммандос» фигурирует Дональд Дак, знакомый зрителю с 1934 года по короткометражке «Маленькая мудрая курочка».

Студия Disney была единственной, кто выпускал только цветные мультфильмы. Различные цвета использовали, чтобы произвести положительную или отрицательную ассоциацию с изображаемым предметом — например, в рисовке негодяев преобладали серые и зелёные цвета, чтобы картинка была «унылой и болезненной».

В отличие от нацистской пропаганды, которая, по мнению Гитлера, должна апеллировать к эмоциям, пропаганда Диснея была выстроена точно наоборот и взывала к здравомыслию, пошагово объясняя логичность навязываемых действий.

Теледебют, «Диснейленды» и IPO

К концу войны Disney задолжала банкам около $4 млн. Стремясь вернуть себе прежнюю популярность, студия выпустила полнометражные фильмы с живыми актёрами («Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пен»), документальные фильмы о природе («Остров тюленей»), игровые приключенческие фильмы («Остров сокровищ», «20 000 льё под водой»). Прибыль от «Золушки» сократила долги студии более чем в два раза.

К концу 1950-х годов количество телезрителей в США выросло почти в 20 раз по сравнению с началом десятилетия и достигло отметки в 55 млн. Студия Disney заняла нишу на зарождающемся ТВ-рынке: сначала компания запустила собственное рождественское шоу, в 1954 году — сериал «Диснейленд», ещё через год — детскую передачу «Клуб Микки Мауса». В 1960-е годы сняли «Мэри Поппинс».

Опыт Второй мировой войны показал, что студии Disney необходим источник заработка, обеспечивающий компании стабильность в трудное время. Уолт Дисней решился на эксперимент — создать парк аттракционов, в котором было бы комфортно и детям, и взрослым.

Для нового проекта он привлёк инвесторов, чтобы покрыть расходы на $17 млн. В 1955 году на юге Калифорнии открылся первый «Диснейленд».

Открытие первого парка Disney, 17 июля 1955 года <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fla.curbed.com%2F2014%2F5%2F20%2F10097486%2Fdisneyland-original-plans-opening-day&postId=81919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">la.curbed.com</a>
Открытие первого парка Disney, 17 июля 1955 года la.curbed.com

Входной билет на день для взрослого стоил $1, для ребёнка — 50 центов, в дополнение к этому за каждый аттракцион взрослые отдельно платили от 25 до 35 центов, а дети — от 10 до 25 центов. Чтобы кататься без ограничений, взрослым следовало отдать $8,7 за себя и $5,15 за ребёнка.

За первый год существования «Диснейленд» посетили более трёх миллионов человек, и он довольно быстро окупился. Сам Уолт Дисней признавался, что ему всегда было скучно зарабатывать деньги: «Я хотел делать вещи, создавать, запускать процессы. Деньги имеют для меня значение только как средство достижения этих целей».

​Уолт Дисней в своём парке развлечений 19 сентября 1955 года <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2Fmetrolibraryarchive%2F3237091746&postId=81919" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Flickr</a>
​Уолт Дисней в своём парке развлечений 19 сентября 1955 года Flickr

Walt Disney стала публичной в 1957 году, и первые акции стоили $13,88 за штуку. $1000, вложенная в акции Disney тогда, сегодня превратилась бы в $3,7 млн.

Как управленцы продолжили дело мультипликатора

Уолт Дисней умер 15 декабря 1966 года. Последующие пять лет компанией руководил его брат Рой. Он переименовал готовящийся к открытию парк развлечений «Мир Диснея» (Disney World) в «Мир Уолта Диснея» (Walt Disney World), отдав должное брату, под управлением которого компания достигла своего расцвета.

Рой распорядился доделать до конца те фильмы, над созданием которых работал Уолт при жизни: в 1967 году вышли на экраны мультфильм «Книга Джунглей» и мюзикл «Самый счастливый миллионер».

В конце 1960-х годов Disney выпустила комедии «Фольксваген-жук» и «Компьютер носил туфли для тенниса», первый из которых получил звание самой кассовой картины по итогам 1969 года.

С 1970-х годов началась «постуолтовская» эра, которая началась с мюзиклов «Аристократы», «Набалдашник и метла» и фэнтези «Призрак Чёрной Бороды». В 1971 году Рой лично присутствовал на открытии парка «Мир Уолта Диснея».

Последователи Уолта открыли несколько «Диснейлендов» — в 1971 году в Орландо (США), в 1983 году — в Токио, а в 1992 году — в Париже. В 1982 году в Орландо появился футуристический парк «Эпкот». В начале 1980-х годов доход от тематических парков составлял 70% всей выручки компании. Благодаря «Диснейлендам» студия продолжала работать, несмотря на финансовые проблемы.

После смерти Роя Диснея в конце 1971 года компанию Disney возглавил Донн Тэйтум. Ему не удалось повторить успех Уолта Диснея. Мировые кассовые сборы музыкальной комедии «Робин Гуд» (1973) достигли $32 млн, а вышедший в 1975 году мультфильм «Побег на Ведьмину гору» публика восприняла холодно.

Тэйтум ушёл в отставку в 1976 году, передав управление Карду Уокеру. Мультфильм «Спасатели» (1977), выпущенный во время его правления, собрал более $71 млн. На его счету также открытие парка «Эпкот» и токийского «Диснейленда», а также запуск ТВ-канала Disney Channel.

В 1979 году впервые в истории студии компания начала работать над совместными проектами с Paramount Pictures — музыкальной комедией «Попай» ($60 млн на мировых сборах при бюджете в $20 млн) и приключенческим фильмом «Победитель дракона» (кассовые сборы в США составили $14 млн при бюджете в $18 млн).

С 1983 года Disney руководил Рон Миллер. Он решил перестать зацикливаться на детской продукции и взять курс на производство фильмов, нацеленных на подростков. Для этого Disney создала отдельный лейбл — Touchstone Pictures.

В 1984 году финансит Сол Штейнберг предпринял попытку «захватить» Disney, скупив 49% её акций. Совету директоров удалось откупиться от рейдера, заплатив ему $330 млн в обмен на долю в компании.

Тогда же, в 1984 году, новым руководителем Disney стал Майкл Айснер. Он предложил развивать лейбл Touchstone Pictures и ориентироваться на аудиторию постарше. Под этим лейблом вышли «Красотка» и «Армагеддон», «Пёрл-Харбор». С 1989 года для Disney началась «эпоха возрождения», продолжавшаяся десятилетие.

Она получила такое название благодаря коммерческому успеху мультфильмов Disney, выпущенных в это время. Например, «Король Лев» стал самым кассовым фильмом за всю историю Disney, собрав $784 млн в мировом прокате, прибыль от «Алладина» составила $500 млн, от «Тарзана» — $449 млн.

За успехом последовал ряд управленческих неудач со стороны Айснера, однако он продолжал расширять компанию, скупая спортивные команды, сети круизных лайнеров, отели и вкладываясь в издание книг и запись музыки, что превратило Disney в развлекательный холдинг.

После террористической атаки 11 сентября 2001 года в США количество посетителей «Диснейлендов» уменьшилось. Из-за падения выручки закрылся парк «Речная деревня» во Флориде. Компания ушла в минус, отчитавшись об убытках в $158 млн в конце 2001 года.

Свежие мультфильмы «Мулан» и «Геркулес» принесли студии $304 млн (при бюджете в $90 млн) и $252,7 млн (при бюджете в $85 млн) соответственно. А «Пираты Карибского моря» — почти $4,5 млрд совокупного дохода.

На смену Айснеру в 2005 году пришёл Роберт Айгер, бывший президент телекомпании ABC. Он решил скупать доли компаний у конкурентов и теперь активно развивает их бизнес. Такой подход помогает Disney увеличивать прибыль на фоне проблем с креативностью в студии, которая практически перестала создавать собственных персонажей.

На счету у Роберта Айгера все последние крупные поглощения: покупка анимационных студий Pixar, Lucasfilm, Marvel, а также договор с 21st Century Fox. Благодаря Айгеру капитализация Disney увеличилась в пять раз: с $50 млрд до $250 млрд в 2019 году.

Disney сегодня

За почти 100 лет существования компания увеличилась в сотни раз и продолжает расти, поглощая перспективные проекты. Сейчас Disney включает в себя пять основных блоков.

  1. Медиа (Media Networks) — телевизионная продукция компании.
  2. Интерактивные медиа (Interactive Media) — интернет-проекты, мобильные проекты, социальные медиа, виртуальные миры и компьютерные игры.
  3. Развлекательные студии Disney (Studios Entertainment) — кинолейблы, звукозаписывающие и театральные подразделения.
  4. Парки и центры отдыха (Parks and Resorts) — парки развлечений, круизные линии и другие активы, связанные с путешествиями.
  5. Потребительские продукты и игры (Consumer Products) — производство игрушек, одежды, канцелярских товаров, предметов интерьера, книг, журналов.

Согласно финансовому отчёту компании, на медиабизнес и парки развлечений приходится большая часть доходов — в сумме они составляют 75% от общей прибыли Disney ($44,8 млрд из $59,4 млрд). В 2018 году медиабизнес принёс компании $24,5 млрд, годом ранее — $23,5 млрд, в 2016-м — $23,7 млрд выручки.

Доходы от тематических парков и курортов растут быстрее — выручка увеличилась на 10% по сравнению с 2017-м годом и составила $20,3 млрд. Всего за 2018 год Disney заработала $13 млрд чистой прибыли.

В структуру Disney входят сотни компаний, в том числе телевизионная ABC-International Television, стриминговые сервисы ESPN и Hulu, студии Lucasfilm, Marvel, Pixar, кинокомпания Touchstone, студия для создания YouTube-роликов Maker Studios и другие.

Курс на стриминг

В 2018 году компания запустила спортивный стриминговый сервис ESPN+, а в мае 2019 года заключила сделку о покупке принадлежавшего Comcast 33% акций в стримингового сервиса Hulu (83 млн зрителей).

Осенью компания запустит потоковый видеосервис Disney+, который позволит смотреть премьеры Disney сразу после проката в кино, а также другие оригинальные программы. В США Disney+ станет доступен 12 ноября 2019 года, в Европе — в 2020 году.

Сейчас главные конкуренты Disney в этой индустрии — сервисы Netflix (более 150 млн подписчиков) и Amazon Prime (более 100 млн подписчиков), в 2020 году на стриминг-арену выйдут продукты от Apple, Comcast и AT&T. Их взаимоотношения зарубежные издания уже окрестили «стриминговой войной».

На последней выставке D23 Expo, которую Disney ежегодно проводит для поклонников компании и её проектов в сферах кино, телевидения, анимации, а также индустрии развлечений в виде тематических парков, посетителям предложили оформить трёхгодовую подписку на ещё не вышедший Disney+ за $141.

Чтобы привлечь людей на новую платформу, компания снизила цену на 33% в сравнении со стандартной ценой и на 70% в сравнении с предложением Netflix.

В отличие от Netflix, Disney+ делает ставку на семейные передачи. Те, кто уже оформил подписку на D23 Expo, признались, что приобрели её из-за любви к фильмам киновселенной Marvel, фильмам и сериалам по мотивам «Звёздных войн» и желания порадовать своих детей и внуков.

Disney планирует собрать от 60 до 90 млн подписчиков и выйти в плюс к 2024 году. Сервис Hulu рассчитан на более взрослую аудиторию: один из его оригинальных сериалов — «Рассказ служанки».

4949
27 комментариев

А есть история предпринимателя, который гонялся за деньгами и построил крупный бизнес? 

А то все эти истории про альтруистов занятых хобби, которые потом вдруг материализовываются в миллиардеров, каждая первая 

17
Ответить

Так вот любая такая история она и есть про погоню за деньгами. В момент, когда альтруист нанимает людей и решает первый геморрой — это и есть погоня за деньгами. Чистый альтруист без погони за деньгами — это Стив Возняк. Дурак делился своими опционами с людьми, которых этими опционами обделили.

9
Ответить

К сожалению нет.  И судя по тому,  как он отправился к брату,  который БЫЛ БАНКИРОМ,  что говорит,  о том,  что было с чего начинать,  явно не альтруизм и хобби.  Мне больше интересно,  почему в этой статье умолчали  о огромных и частых случаях воровства, компанией Дисней?  Или это не такой важный факт?  

2
Ответить

Безос

2
Ответить

Быть предпринимателем гоняющимся лишь за деньгами, которому больше в жизни ничего и не надо, при этом построить действительно крупный многомиллионный бизнес, а не разориться да нафиг в нищету и пустые фантазии скатится. Вполне реальная история, когда уже, собственно есть эти самые деньги и бизнес - как сейчас у руководства компания Дисней, где давно уже сидят предприниматели желающие больших денег и ничего более. А вот когда нет ни денет, ни доходного дела, ни известного имени.. Нужна искорка, энтузиазм и полная голова интересных идей - способная удивить и завлечь самые разные пласты людей, а не только лишь ручки загребущие да глазки завидущие. Увы, нынче принято одно, всегда лишь хотеть бабла.. Вот и не идёт оно..

1
Ответить

Просто умные альтруисты понимают что чтобы реализовать свои идеи нужны деньги. Так что для них деньги это просто ресурс. Стив Джобс , Илон Маск, Дисней и Форд хорошие примеры таких людей. А Возняк это пример того что наплевав на деньги он лишил себя возможности продвигать свои идеи. 

1
Ответить

Это взлет перед стремительным падением. Дисней полностью потерял свое предназначение в погоне за легкой наживой. Вместо того, чтобы сфокусироваться на создании ценности для детей до 18 лет, компания  превратилась в шарашкину контору, пытающуюся срубить бабло на имени великого мастера. Но в билжайшие 10 лет все это останется только в истории.

Стрим, это технология, а не сервис. Чтобы ее монетизировать, нужно обладать экспертизой либо технологической, либо продуктовой. В Диснее нет ни Продактов, ни топов разбирающихся в цифровом бизнесе. .

4
Ответить