Идеальное интервью: секреты профессионалов

Когда хочешь провести интервью идеально, но что-то пошло не так.. Материал взят с ntv.ru

Почему-то интервью принято считать простым жанром журналистики. Мол, стоит найти интересного собеседника и задать правильные вопросы, и вы – почти Познер или Такер Карлсон, беседующий с Дональдом Трампом.

Конечно, брать интервью интересно, но настолько сложно, что не многим под силу.

Забавы ради эта статья будет написана именно в формате интервью, которое мы будем брать у воображаемого эксперта. По сути, у нас будет интервью на тему интервью. Итак, начнем.

– Для начала хотелось бы спросить вот о чем: интересны ли вообще интервью аудитории?

– Почему нет? Читатели находят нечто притягательное даже в самых обычных интервью. А при грамотном подходе видный эксперт или знаменитость может украсить откровенно посредственный и оживить почти “мертвый” материал.

– Сейчас очень модно брать интервью. Чуть ли не в каждом случайном блоге будут беседы с бизнесменами любого разлива и всевозможными бизнес-тренерами, а еще мнение и оценки никому не известных, но уважаемых экспертов. Кто они? Почему они должны представлять интерес для меня?

– Вы хотели сказать “пользу”. Почему нет? Такие интервью вполне могут быть интересными. Главное, чтобы в беседе затрагивались определенные вопросы, за которыми прослеживалась бы основная линия. А еще – чтобы не было прямой рекламы.

К примеру, мы готовим материал на злободневную тему – “Бесплатный PR в СМИ и правила эффективных переговоров с редакциями”.

Для этого берем интервью у специалиста PR-отдела UP business, профессионально занимающиеся этим вопросом и понимающий все тонкости процессов и лайфхаки.

Такой материал автоматически превращается в пиар, ведь с героем сюжета знакомятся сразу тысячи, десятки тысяч читателей. Конечно, историю можно преподнести в формате обычного гайда, но диалог с реальной персоной выглядит в разы привлекательнее.

Вообще, сам по себе PR не представляет ничего интересного, равно как и разговоры “за жизнь” или обо всём понемногу. И совсем другое дело, если затрагивается животрепещущая тема, звучит наболевший вопрос.

Аудитория всегда будет искать “решение” своей проблемы через призму общения со специалистом.

– А где искать интересные темы?

– Для этого подойдет какое-нибудь значимое событие, новый тренд, известная личность, необычная история. Словом, повод для темы может быть любой, главное знать, где искать.

– Да, но согласись, что-то яркое и из ряда вон выходящее, зарождение чего-то нового, событие грандиозного масштаба – всё это настолько редкие явления. Где тот волшебный источник интересных материалов? Откуда черпать темы для интервью?

– Оттуда же, откуда все остальные интересные темы. То есть, из жизни. Повторюсь: главное в интервью – идея, общее направление, любое направление. Многое в нашей жизни мы привыкли рассматривать в привычном ракурсе или вовсе не замечать. А между тем, практически любую вещь или явление можно облечь в диалог. Вопрос только в том, с кем и в каком формате это лучше сделать.

Например, UP business работает с компаниями, являющимися представителями дифференциальных ниш и направлений.

Однажды собственнику компании пришла идея записать полезный материал для аудитории с участием крутых экспертов из разных сфер.

Это были руководители, директора, владельцы бизнесов, которые делились не только своим опытом, но и секретами построения сильной команды и бренда.

Так появился подкаст «Будут люди — будут деньги»

А еще можно взять интервью у опытного «кадровика» и попросить его прокомментировать состояние рынка труда на текущий момент. Поскольку экономические и политические потрясения, вызванные пандемией, и прочими катаклизмами затронули значительную часть трудоспособного населения страны, было бы интересно узнать мнение независимого HR-специалиста, его видение и прогнозы, услышать какие-то цифры, получить общую картину.

Герой интервью
Герой интервью

– А как найти интересного собеседника?

– Случается так, что во время интервью с известной личностью проскальзывают, казалось бы, интересные мысли и даже юмор, но выглядит всё это скучновато. А вот беседа с простым смертным, неожиданно выходит гораздо живее, привлекательнее. Не стоит думать, что потенциальный герой интервью это тот, кто способен дать интересный ответ. На самом деле, встречаются люди, беседа с которыми может не сложится даже у крутого профи. Уверен, поговори сейчас с передовиками профессии и они с легкостью назовут свои неудачные проекты.

– Какие же собеседники способны заинтересовать публику?

– Здесь важна даже не сама личность, а общая тема, на которую «нанизываются” вопросы и то, как эта беседа выстраивается. Как ни странно, но крайне занимательное и »залипательное” интервью может получиться с продавщицей магазина, уборщицей офиса, поваром столовой, рядовым менеджером – с кем угодно. Всё зависит от проблематики, глубины познаний интервьюируемого в конкретной области и того, как это будет преподнесено.

Скажем, есть такая острая социальная проблема – закрылось градообразующее предприятия и много сотрудников оказались без работы. Вовсе не обязательно интервьюировать чиновника из администрации, можно поговорить с мастером цеха и выяснить всю ситуацию “изнутри”. Кроме того, если конечный материал будет содержать какие-либо практические советы, решение возникших проблем, то его ценность будет в разы выше.

Неинтересных тем не бывает, как не бывает и людей, с которыми не получится интересное интервью. А вот плохие авторы бывают. И рассчитывать на громкое имя респондента можно только в том случае, если сейчас он на пике популярности. То есть, если это не дешевая реклама, а что-то стоящее. Но, опять-таки, гораздо важнее идея, проблема, история.

Когда готовишься к интервью в 3 часа ночи

– Предположим, герой выбран. Как подготовиться к интервью?

– Обычно выбор стилистики зависит от двух факторов: технического задания и авторского замысла. Оба имеют право на существование, особенно если вы понимаете, для чего это нужно. Достаточно ответить на вопросы:

  • Почему выбор пал именно на этого героя?
  • Интересен ли он аудитории? Если да, то чем?
  • Интересен ли он автору?
  • Какой нужен результат?

И тогда станет ясно, что получится в итоге: актуальная и полезная для читателей информация или развлекательный контент, нечто мотивирующее или обыкновенный пиар.

Если вы сформулировали цель, тему и выбрали себе “жертву”, приступайте к сбору любой информации по теме, набросайте список вопросов. Тщательно изучите будущего респондента, кем бы он ни был – знаменитостью или обычным человеком. Это поможет предугадать русло, в которое может зайти беседа и возможную реакцию на вопросы. К тому же, если интервью записывается на камеру, это добавит вам уверенности.

– Какую информацию стоит собирать о респонденте и где ее искать?

– Когда выбрана тема для интервью, постарайтесь собрать о собеседнике как можно больше сведений, имеющих отношение к теме, будь то личный опыт или точка зрения. И тут сгодится абсолютно всё, что вы найдете в разных источниках.

Ну а если вы поднимете старые интервью с тем же героем, вы получите тройной эффект:

  • сможете эффектно на них ссылаться во время разговора;
  • подчеркнете осведомленность и профессиональный подход к работе;
  • собеседник будет польщен проявленным интересом к его опыту.

Если в центре беседы – сам человек, изучите, что принесло ему известность, обратите внимание на неочевидные стороны жизни, ищите малоизвестные этапы биографии. Вполне вероятно, всплывут необычные, неожиданные факты, что придаст беседе дополнительный импульс и интересное направление.

Может случиться так, что два магических слова «цейтнот” и »дедлайн” не оставят времени на предварительную беседу, из которой можно было бы узнать много полезного. Что ж, попробуйте хотя бы просто взглянуть на фотографии героя. Или на его фоторобот. Внешность, конечно, обманчива, но иногда это помогает.

Вот когда вся предварительная работа проделана, можно договариваться о встрече с героем материала.

– И как же договориться о встрече?

– Если вы имеете дело с обычным человеком, вполне хватит звонка, письма или сообщения в мессенджере. А вот с блогерами, крутыми бизнесменами или артистами – намного сложнее. Иногда честность работает лучше, чем попытка подстроиться под масштаб личности интервьюируемого.

Лайфхак — регулярно напоминайте о себе, если 5–6 попыток ни к чему не привели, возьмите недельный тайм-аут.

Поверьте, ваше внезапное исчезновение с радаров будет похоже на разрыв шаблона, который встревожит популярную персону, создаст ощущение сбоя в матрице, вызовет чувство недостающего пазла. Как результат – человек сам выходит с вами на связь и готов обсудить условия.

– Если предполагаемый респондент в ответ выдвигает свои условия, например называет цену за будущее интервью, рассчитывает на некий дополнительный пиар, требует ссылку на свой сайт и так далее, что можно этому противопоставить? Как грамотно вести торг?

– Здесь нет строгих правил, а потому нет и универсального решения. Скорее, тут сработают саморегулируемые рыночные механизмы, которые ориентируются на ценность размещаемого материала. Как это интервью повлияет на трафик? Возрастет ли он на фоне обычных публикаций? Будет ли общественный резонанс? Оценка всех этих факторов влияет на стоимость и принятие решения.

Почему-то очень часто забывают о том, что в интервью, на самом деле, два участника, а значит и два соавтора. И каждый из них имеет право на свою часть вознаграждения, в какой бы форме она ни была.

С каких слов начинать интервью
С каких слов начинать интервью

– Итак, все условия оговорены, герой готов. С чего нужно начинать разговор?

В литературе и кинематографе особое место занимает экспозиция главного героя, его представление аудитории. Те же законы применимы и к интервью. Многое зависит от представления собеседника публике и первого вопроса в его адрес. Тональность, заданная в самом начале беседы, помогает человеку настроиться на определенный лад.

– Как готовить вопросы для интервью?

– Очень круто, когда интервью проходит в форме живой беседы. Когда герой не подозревает, на какие вопросы ему придется отвечать. Но это чертовски сложно. На такое способны только профессионалы высокого класса.

Но если есть возможность, то респондент, как правило, получает вопросы заранее. Особенно, этим «грешат” некоторые звезды, чья пресс-служба в составе »свиты” просто не допустит журналистов до аудиенции без предварительно согласованного списка вопросов. Да, импровизации тоже имеют место, и даже в прямом эфире, но в большинстве случаев интервью проводят по заданному сценарию.

Если беседа получается не очень последовательной, рваной или наоборот – чересчур срежиссированной, это не страшно. Аудитория мало обращает на это внимания. Главное – выудить информацию, открыть для себя что-то новое. Что-то, заставляющее задуматься. А экспромт оставим для других жанров вроде стендапа.

– Если во время интервью чувствуется натянутость, когда журналисту приходится буквально клещами выуживать слова из спикера, в чем может быть причина? Как добиться непринужденности?

– Ответ прост, если не сказать – банален: интервьюер должен испытывать интерес к герою. Но если респондент чувствует, что к его ответам проявляют безразличие, то он закрывается, уходит в глухую защиту. И это отражается как на вопросах, так и на ответах. Уж лучше брать интервью у другого человека и на другую тему, чем вот так бесславно “сливать” интервью.

Важно понимать, о чем ты хочешь спросить собеседника и, конечно же, в русле выбранной темы и того издания, которое выступает заказчиком. Не запрещается даже “глупый” вопрос, не связанный с темой, из любопытства, чтобы посмотреть на реакцию.

Поскольку респондент постоянно вынужден отвечать на вопросы, ему может показаться, что интервьюер вообще не разбирается в озвученной теме. Это издержки профессии, это нормально. Для пользы дела иногда приходится подыгрывать спикеру и создавать видимость того, что ты не знаешь ответ. Главное, не перестараться.

– Что делать, если интервью пошло не по сценарию?

– Бывает, что вопрос приводит человека в растерянность или он неправильно истолковывает вопрос и обижается. Нередки ситуации, когда нить разговора упущена, а интервьюер все глубже забирается в какие-то дебри. Или элементарно устает. Что ж, журналист имеет дело с людьми, а они, как известно, существа непредсказуемые. Поэтому нужно быть готовым к любому повороту событий и вовремя среагировать, адаптироваться.

– А если респондент намеренно съезжает с темы или скользит по поверхности, часто повторяется или откровенно занимается самопиаром, нужно ли ему об этом говорить?

– Надо учитывать формат интервью. Если оно снимается на видео, то можно тактично остановить человека и задать прямой вопрос. Это всяко лучше, чем впоследствии исправлять монтажом. В прямом же эфире это тем более невозможно.

Идеальное интервью: секреты профессионалов

– Как поступать в случаях, когда собеседник говорит нелицеприятные вещи или сообщает факты, которые могут спровоцировать скандал?

– Всё зависит от того, какая цель при этом преследуется. Иногда такое происходит как раз благодаря ожиданиям аудитории. На этом построено большинство интервью с известными колоритными личностями. Также многие выпуски на ютубе делают ставку на резонансное общение с гостем. Это больше похоже не на спонтанный эмоциональный всплеск, а, скорее, на контролируемый процесс, на режиссуру имиджмейкера.

Как правило, компании, желающие продвинуть свой бизнес не готовы рисковать репутацией и испытывать на прочность судьбу. На мой взгляд, лучше перестраховаться и на корню пресекать всё, что попахивает нарочитым негативом или агрессивным хайпом. На этом ломали копья многие экспериментаторы, поэтому успешными кейсами похвастают лишь единицы.

– Допустимо ли вступать в споры с героем интервью?

– Герой, кем бы он ни был, может выдвинуть спорный или не очень внятный тезис. Задача же интервьюера — вовремя перехватить инициативу и сыграть на опережение.

– Как в известном анекдоте – “а что, так тоже можно было?! ”? Ну а если серьезно, то можно ли спорить с собеседником?

– Если тактично, то можно. Но лучше не надо. По законам жанра, интервьюера в диалоге должно быть мало. Все же основная его роль — высветить героя и его взгляды, но не навязать свое мнения.

Если журналист в интервью начинает заметно перевешивать своего героя, тогда лучше остановиться на другом жанре – статье или очерке.

Бывают и более деликатные коллизии, когда взгляды интервьюера диаметрально противоположны точке зрения интервьюируемого, и он этого не скрывает. Вот это уже серьезно — придется одной из сторон идти на сделку с совестью ради качественного материала.

– Что ж, интервью взяли. Как правильно обрабатывать материал перед публикацией?

– В первую очередь, запись беседы нужно отредактировать. При этом важно учесть некоторые нюансы.

Интервью – это беседа, а значит прямая речь. Но это вовсе не означает, что материал нужно сохранить в первозданном виде. Читатель хочет видеть качественный выдержанный продукт, лишенный недостатков. Но убирать все кривые места необходимо крайне осторожно, ибо интервью есть результат взаимных усилий журналиста и респондента. Это соавторство, а значит искажать смысл слов собеседника недопустимо.

– Как согласовывать редактуру с минимальными потерями?

– Когда редактируешь текст (убираешь сомнительные обороты, случайные оговорки, частые повторы и т. д.), можно заиграться и случайно исказить смысл. Что касается видео, то тут в разы сложнее: нужен монтаж, а качество картинки напрямую влияет на визуальное восприятие героя. Фотографы, снимающие звезд, подтвердят вам, что любой рейтинг можно обрушить одним неудачным ракурсом.

Неудачные же правки в лучшем случае обидят человека, ну а в худшем – приведут к судебному разбирательству и финансовым потерям.

– Как быть, если собеседник хочет удалить какие-то ответы?

– Если он просит что-то удалить, удаляем без раздумий. Не стоит устраивать из-за этого торг или выяснять причины. Может, он просто передумал или засомневался. В конце концов, у него могут быть причины, о которых не хочет говорить. Если удаление существенно влияет на форму и содержание материала, предложите респонденту ответить на дополнительные вопросы.

Гораздо хуже, когда спикер или его пресс-служба просят прислать готовый текст или смонтированную видеозапись якобы на согласование, а через пару недель возвращают со своими правками. Или могут дать свои рекомендации о том, как материал должен быть сверстан, оформлен и в какой рубрике должен появиться.

Тут уже необходимо учитывать политику издания и предварительные договоренности с героем интервью. Если комментарии эксперта нужны самому изданию или речь идет об оплаченном промо материале, о продукте или услуге, то с правками заказчика придется смириться.

Конечно, переделывать материал по каждому запросу и без явной необходимости – неразумно. Но если разница во взглядах на готовый материал готова перерасти в конфликт, лучше его избежать. Важно помнить о том, что на кону стоит ваша репутация. А еще о том, что право на свои слова – священное для каждого человека.

Надеюсь, вам было интересно и полезно узнать некоторые особенности работы с интервью. Если же вы не хотите самостоятельно идти по этому тернистому пути и искать точки соприкосновения с собеседником — обратитесь к профессионалам. Специалисты пиар отдела UP business все сделают за вас и помогут вашей компании выйти на качественно другой уровень.

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения разместить статьи в авторитетных СМИ

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере –

Whatsapp, Telegram: +7 (499)346-89-22

55
Начать дискуссию