5 шагов по созданию песни

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fkonstantinkiryanov&postId=884425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Костя Кирьянов</a>, продюсер, автор, композитор, исполнитель, наставник.
Костя Кирьянов, продюсер, автор, композитор, исполнитель, наставник.

Меня зовут Костя Кирьянов, я - солист и автор песен группы "Друзья" ("Ночью ты кричишь сильней", "Душа океана" и др.), а также музыкальный продюсер и наставник по музыкальному и иному продвижению.

В этой, надеюсь, максимально содержательной статье мы обсудим этапы создания и записи музыкального произведения - песни, трека, композиции. При этом я буду опираться на свой опыт и опыт коллег по опасному бизнесу.

Первый этап - сонграйтинг, то есть написание самой песни. Если речь об исполнителе, который сам пишет треки, то здесь все просто. "Гостья, которая не приходит к ленивым" (вдохновение - по П.И. Чайковскому), посещает артиста, и на свет появляется песня - музыка и слова. Если же исполнитель только поет и фокусируется именно на этом, то необходимо обратиться к "guest writer", то есть приглашенному автору, который проникнется духом и мировоззрением исполнителя, его сильными сторонами (вокальными, актерскими), его конкурентными преимуществами, а также личными историями, и напишет максимально адаптированную, кастомизированную, если угодно, песню под данного артиста. В коммуникации со сторонним автором, помимо исполнителя, необходимо участвовать и продюсеру артиста, чтобы довести этот процесс до наивысшей точки. При написании и утверждении песни чрезвычайно важно обращать внимание на наличие в ней хуков - текстовых и мелодических "крючков", с помощью которых удерживается внимание слушателя, а значит, возрастает уровень вовлечения аудитории в музыкальный продукт. Такими хуками могут быть: интересные метафоры, рефрен, title трека (то есть название песни, повторяющееся много раз в припевах и повышающее запоминаемость произведения) и др.

Бэкстейдж со съемок <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FCw50WZW3ul4%3Fsi%3D-gT1Ln6q4-nM6OsA&postId=884425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">клипа группы Друзья "Душа океана"</a>. Литва, Куршская коса, 2007.
Бэкстейдж со съемок клипа группы Друзья "Душа океана". Литва, Куршская коса, 2007.

Второй этап - аранжировка - состоит из макета / эскиза аранжировки и "доаранжировки". Это продолженный этап, который разбивается на 2 части записью вокала. В целом, главная задача аранжировки: не испортить песню, а, желательно, подчеркнуть достоинства музыкальной композиции. Аранжировка - ответственнейший этап, подкрепляющий и поддерживающий "дух" демо - авторской зарисовки. Мы выбираем песню для последующей записи не просто так - она нас, очевидно, "цепляет", цепляет чем-то особенным, своей изюминкой, уникальностью. Начиная процесс записи с аранжировки, критически важно не потерять эту особенность композиции, чтобы затем пронести ее через все стадии студийной работы бережно, не расплескав, как воду в ладони. Уникальность той или иной песни содержится в тембре голоса артиста, в тексте, мелодических решениях, в нюансах предыдущей истории исполнителя (его бэкграунда), а также в тех задачах, которые перед собой ставит артист и его команда по продвижению.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fkonstantinkiryanov&postId=884425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Костя Кирьянов</a> подписал контракт с лейблом "Снегири-музыка" и генеральным продюсером Олегом Нестеровым на 10 лет и 5 альбомов в 2002 году.
Костя Кирьянов подписал контракт с лейблом "Снегири-музыка" и генеральным продюсером Олегом Нестеровым на 10 лет и 5 альбомов в 2002 году.

Третий этап - запись вокала и бэк-вокалов. Безусловно, это самая важная, ключевая стадия всего процесса. Человеческий голос - самый слышимый инструмент для человеческого уха. И от того, насколько успешно удастся передать первоначальное настроение песни и донести основную идею и мысль музыкального произведения, будет зависеть глубина эмоций аудитории, а значит, и успех продвижения песни. Записью вокала должен заниматься вокальный продюсер - человек, понимающий все тонкости студийной работы с голосом: от расстояния от микрофона при записи или положения гортани до трансляции внутреннего состояния поющего. Данный специалист в состоянии понять, когда нужно подсказать решение артисту у микрофона, а когда, наоборот, промолчать и дать возможность исполнителю самому найти свое звучание. Персона вокального продюсера может совпадать с персоной музыкального продюсера, но нередки случаи, когда это два разных человека. В России сильно недооценена роль вокального продюсера как самостоятельной боевой единицы в донесении песни до конечного потребителя, однако следует понимать, что это ключевой специалист в команде по созданию музыкального произведения, который до мелочей разбирается в процессе записи голоса: от "энергии другого дня" до того, какой конденсаторный микрофон выбрать для вокальной сессии под тот или иной тембр артиста.

Слева направо: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fkonstantinkiryanov&postId=884425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Костя Кирьянов</a>, Mark Needham (продюсер "The Killers", "Imagine Dragons" и др.) и Ben O'Neil.
Слева направо: Костя Кирьянов, Mark Needham (продюсер "The Killers", "Imagine Dragons" и др.) и Ben O'Neil.

Четвертый этап - сведение (mixing) - процесс, когда все полученные в результате прохождения предыдущих этапов звуковые дорожки сводятся в одну. Все инструменты: от барабанной бочки до самого незначительного звучка или эффекта, от перкуссионного хлопка до небольшой бэк-вокальной партии - все дорожки необходимо уместить в 3-4-минутный единый трек, избежав антихудожественной каши. При этом важно, чтобы в миксе хорошо "сидел" голос и, по возможности, были слышны все инструменты. Конечно, миксинг - это отдельное искусство. В США многие специалисты по сведению имеют свой процент, свою долю в роялти за трек, наряду с автором, композитором и артистом, что несомненно является признанием творческой роли сведения в создании музыкальной композиции. Основные "фишки" миксинга - это работа с частотами и эффектами, которые накладываются на те или иные звуковые дорожки, а также панорамирование, то есть размещение инструментов и голосов по панораме: в левое и правое ухо слушателя или посередине, или по разным промежуточным положениям.

Таким образом, на сведение накладывается дополнительная ответственность: не только не расплескать "дух" и "vibes" демо песни, но и упаковать в одну все музыкальные дорожки, которые появились в треке, чтобы этот самый дух поддержать и подчеркнуть. Самое главное в этом процессе - найти место голосу и выстроить весь музыкальный антураж именно вокруг вокала, чтобы частотно и тембрально ничто голосу не мешало, а в идеале, только помогало. Процесс миксинга может занимать немало времени, причем не только потому, что он довольно трудозатратный, но и потому, что ушам звукоинженера необходим отдых: нахрапом, в спешке может не получиться достойный результат - например, некоторые звукорежиссеры работают над конкретным треком каждый день, но по пару часов.

Пятый этап - мастеринг, то есть взаимодействие уже с одной полученной дорожкой: приведение ее в одинаково корректное звучание на всех музыкальных носителях - от домашних кинотеатров до так называемых "мыльниц" (небольших колонок или динамиков ноутбуков). В западных странах до сих пор существуют специальные студии сугубо для мастеринга - там есть соответствующее оборудование и много различных воспроизводящих музыку устройств для сравнения звучания и моделирования прослушивания музыки разными категориями аудитории. Но с развитием софта мастеринг стал доступен и на куда более скромном оборудовании, вплоть до средних ноутбуков, с помощью уже заданных цепочек эффектов и плагинов, довольно точно имитирующих дорогое профессиональное оборудование для мастеринга.

Кадр из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fyoutu.be%2FVLb1c8nvciU%3Fsi%3DVamvHDHW2K6S_aYR&postId=884425" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">клипа Кости Кирьянова на песню "Немодный"</a>. Ленинградская область, 2010.
Кадр из клипа Кости Кирьянова на песню "Немодный". Ленинградская область, 2010.

Возникает резонный и животрепещущий вопрос: а сколько все это стоит? Все эти этапы, труд профильных специалистов - применение их знаний и оборудования? В 20-х гг. 21 века процесс звукозаписи стал еще более технологичным и унифицированным, что привело к значительному снижению издержек. Поэтому стоимость создания фонограммы музыкального трека может начинаться от 10 тысяч рублей с той оговоркой, что все зависит от запросов по качеству и срокам, от стиля музыки и требований площадок, на которых та или иная песня будет продвигаться. Лично я, Костя Кирьянов, записывал свои треки и очень дешево, и очень дорого (сотни тысяч рублей) и не могу сказать, что есть устойчивая корреляция между бюджетом на композицию и качеством фонограммы. Однако, конечно, чем больше бюджет, тем большую свободу действий получает заказчик. Ну а сама песня (текст и вокальная мелодия) для не пишущего исполнителя может стоить от 0 (подарок или процент от будущих авторских роялти) до бесконечности - смотря во сколько ее оценит автор и сколько будет готова заплатить стороны артиста.

Как бы банально это ни звучало, но во всем многоэтапном процессе создания песни важно при каждом шаге позволять себе минимум компромиссов, стараться на каждой ступеньке быть честным с самим собой и своей аудиторией и, безусловно, делать то, что нравится. В таком случае аудио дизайн эмоций для слушателей будет чрезвычайно удачным.

11
Начать дискуссию