{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Стриминговые платформы в России: кто конкурирует с Нетфликс и Амазоном

Рынок стриминговых платформ в России набирает все большую популярность — за год он вырос на 44%. Особенно быстро растет сегмент видео по платной подписке — 70% выручки по сравнению с рекламной моделью.

По словам генерального продюсера онлайн-кинотеатра ivi Давида Кочарова, рост платной модели в структуре доходов стриминговых сервисов – уже устоявшийся тренд, однако растут обе модели. По итогу 2018 года самый быстрорастущий сегмент рекламной модели, Smart TV, вырос на 37% по сравнению с предыдущим периодом.

Американские платформы Netflix, Amazon Prime Video, Hulu и прочие не первый год снимают собственный очень популярный контент: например, последний сезон сериала Netflix “Очень странные дела” поставил рекорд сервиса и собрал у экранов более 40 млн зрителей; сериалы “Карточный домик”, “13 причин почему”, “Черное зеркало” и другие возглавляют списки зрительских рейтингов.

Сервисы из России — ТНТ-Premier (с августа 2019 просто Premier), ivi, Start — начинают брать пример с западных платформ и активно развивают направление по производству уникального контента, не уступающего по стоимости производства и качеству телевизионной “картинке”.

Но об этом немного позже. Сейчас предлагаю разобраться в некоторых составляющих, определяющих успех данного направления в производстве контента.

Свобода самовыражения

Популярности контента, производимому для интернета, способствует его свобода и относительная независимость от цензуры.

Вот что думает об этом Алексей Коропский, кинокритик, автор телеграм-канала «Киносреда» (@kinosreda):

“В целом, съёмки фильмов для стриминговых сервисов дают режиссёрам больше свободы. Свобода эта двух видов. Первая: свобода от индустриальных ограничений. При съёмке фильмов для телеканалов или для кинопроката нужно учитывать правила, связанные с возрастными ограничениями контента, что часто лишает режиссёров свободы самовыражения. Особенно это связано с насилием и сексом. Почти невозможно снять для ТВ или кинопроката фильм, попадающий под рейтинг NC-17 или R.

Вторая свобода: финансовая (это больше касается кинопроката). Когда стоит вопрос окупаемости в прокате от билетов, последнее слово в монтаже, например, чаще всего остаётся за продюсерами. Режиссёр в таком случае часто перестаёт быть автором фильма, становится просто наёмным сотрудником, организующим съёмки. Отсюда же вытекает невозможность снять фильм с запретительным рейтингом — считается, что они не собирают, так как отсекают одну из самых массовых аудиторий. Такое положение часто не устраивает больших режиссёров.”

Но при этом российские платформы проявляют некоторую осторожность в этом вопросе:

Д. Кочаров, ivi: “Безусловно, у нас больше свободы, чем у телевидения. Но, несмотря на это, мы не можем не учитывать социально–приемлемые нормы, так как численность нашей аудитории (52 млн пользователей) автоматически накладывает на нас определенную ответственность”.

Бюджеты

Порядок бюджетов онлайн-сериалов не уступает телевизионным.

По словам А. Коропского, в США бюджеты серий растут, особенно у лидеров рейтингов. Но при этом есть несколько нюансов:

“Netflix, например, любит отменять сериалы после третьего (реже второго) сезона. С одной стороны это связано с тем, что для поддержания зрительского тонуса нужно постоянно добавлять новинки, а не тянуть старые. Но гораздо более существенная (хотя менее очевидная на первый взгляд) причина — деньги. Актёры удачных сериалов очень быстро становятся суперзвёздами, а когда актёр становится звездой, у него растут запросы гонорара и бонусов. Поэтому Netflix поступает хитро. Они заключают контракт на 2-3 сезона целиком с фиксированным бюджетом на сезон и гонорарами. Когда к завершению контракта актёры становятся в разы дороже, они просто закрывают сериал, тем самым экономя свои деньги и зарабатывая на уже имеющихся сезонах”.

Российский рынок онлайн-сервисов еще не достиг подобных размахов, но, по словам генерального продюсера ivi Д. Кочарова, на интернет-контент денег тратится не меньше, чем на телевизионное производство, при этом не уступая последнему в качестве.

Знаменитые режиссеры

Для Netflix снимают Стивен Содерберг (“Птица высокого полета”), Мартин Скорсезе (“Ирландец”), Майкл Бэй (“6 футов под землей”) и другие именитые режиссеры. И опять же, благодаря огромным бюджетам.

“Сервисы могут позволить себе раздавать деньги большим режиссёрам, которые почти никогда не окупаются в прокате (или окупаются, но жаждут большей свободы). Поэтому сейчас на Нетфликсе выходят такие монстры, как Скорсезе и Бэй, например. Ни одна киностудия не может предложить им столько денег, так как они заведомо не “отобьются” по традиционной модели (через прокат в кинотеатрах). А по модели Нетфликса — легко.” — Алексей Коропский

Российские стриминговые сервисы

В настоящее время в России есть несколько онлайн-платформ, снимающих либо планирующих снимать собственные фильмы и сериалы.

Начнем с тех, у кого уже получилось:

Premier

Сервис начал свою работу в августе 2018 года с показа сериала “Домашний арест” по сценарию Семена Слепакова, созданного эксклюзивно для платформы. С момента запуска Premier также показал сериалы “Звоните ДиКаприо!”, “Секта”, “Год культуры”, “Обычная женщина” и другие. Помимо оригинальных сериалов подписчикам сервиса доступны сериалы телеканалов ТНТ, ТВ-3 и других каналов “Газпром-медиа” до премьеры в ТВ эфире.

Также, по сообщению “Ведомостей”, в планах у Premier эксклюзивный показ художественных фильмов, первые из которых «Верность» Нигины Сайфуллаевой (премьера в кинотеатрах состоялась 23 октября) и «Гроза» Григория Константинопольского. Производственный бюджет картин составляет 45 и 12 млн рублей соответственно. Руководство сервиса рассчитывает на выпуск 10 оригинальных сериалов в год, что может принести до 5 млн подписчиков. На данный момент сервис насчитывает около 600 тысяч подписчиков.

Стоимость подписки: для новых пользователей 3 дня бесплатно, далее 129 руб. в месяц.

Start

Платформа, созданная продюсерской компанией Yellow, Black & White, начала работу с октября 2017 года премьерой сериала “Ивановы-Ивановы”, а начиная с 2018 увидели свет сериалы “Содержанки”, благодаря которому многие узнали о сервисе и стали подписчиками, “Лучше, чем люди”, права на который были проданы Netflix, “Вне игры”, “Бывшие”, “Шторм” и другие.

На развитие сервиса вложены большие деньги: инвестиции с момента запуска и до конца 2019 года составят 2,3–2,4 млрд рублей.

Количество подписчиков: 300 тысяч человек в 174 странах мира.

Стоимость подписки: для новых пользователей 7 дней бесплатно, далее 299 руб. в месяц.

Яндекс.Эфир

В августе этого года сервис запустил собственное познавательно-развлекательное шоу “Такая история” с ведущими Ксенией Собчак и Егором Кридом, собравшее на данный момент почти 6 тыс. подписчиков, а в дальнейшем планирует снимать сериалы - в начале этого года сообщалось о планах производства сериала “Министерство” о чиновниках и коррупции и детектива “Водоворот”.

Подписка бесплатная.

А вот те, кто еще не начал снимать, но заявил о желании производить собственный контент:

ivi

Являясь крупнейшим игроком рынка легального онлайн-видео в России (37% от общей доли рынка), сервис запускает специальное подразделение ivi originals. По информации “Adindex”, ivi планирует потратить на производство 1 млрд рублей, в разработке 3 полнометражных фильма и 5 сериалов. Помимо сериального производства и производства полного метра, платформа планирует выпускать короткий метр и веб-сериалы.

Okko

После приобретения Сбербанком 46,5% доли в Rambler Group, куда входит сервис, также объявлено о планах создания собственного контента.

Выводы

Российский рынок онлайн сервисов с собственным уникальным контентом будет все активнее развиваться, увеличивая количество игроков и, тем самым, стремиться к производству все более качественной продукции.

Давид Кочаров, ivi: “Мы видим благодатную почву для дальнейшего роста. Это и антипиратские инициативы, и расширение широкополосного доступа, и распространение устройств, поддерживающий онлайн-стриминг, снижение их стоимости, и быстрорастущие потребности пользователей в персонализации, качестве продукта и его удобстве.

Культура платного контента развивается за счет существующей потребности пользователя получать удобный продукт и качественный контент, особенно учитывая, что драйвером платной модели является Smart TV, где пользователи более требовательны к качеству потребляемого контента. Мы на своем примере видим растущую лояльность к легальным видеосервисам, в том числе, к платному контенту. Мы считаем, что рынок будет развиваться и дальше, ожидаем появление ещё большего количества сильных конкурентов, что только усилит скорость и качество развития существующий сервисов”.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда