СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Сегодня мы поговорим о том, что же такое информационный пузырь, как он формируется и каким образом влияет на нашу реальность.

Перед прочтением рекомендую освежить в памяти первую и вторую части:

Это третья часть. Поехали!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Предисловие

1% населения формирует наш входящий поток информации. Именно они задают актуальные тренды — от зелёной энергетики, до ЛГБТ+ повестки, до того, какое мнением должно быть «правильным» по тем или иным вопросам, как личности так и семьи и государства.

Какими должны быть «правильными» или «неправильными» наши реакции на то или иное событие.

Так как мы не в вакууме — эти же 1% (это в прошлом совсем другие люди — на несколько поколений (а может и десятков поколений) назад))— также формировали наше мировоззрение, через родителей и общество.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Итак, информационный пузырь — это то информационное пространство, в которое мы попадаем и хотим там находится.

Это естественный процесс — мы выбираем (ха-ха-ха — за нас это делает наше сознание, основываясь на прошлых информационных потоках, которые и сформировали наши убеждения и нашу позицию — но они могут меняться), те же каналы информации, которые нам импонируют и вызывают отклик в душе.

Простыми словами — мы смотрим одни и те же каналы (что ТВ каналы, что Телеграмм каналы), читаем привычную нам ленту новостей (её редактирует одна команда людей и определяет повестку владелец) и живём в мире новостей для нас понятных и интересных именно нам.

Благодаря огромному количеству информационных лент и потоков — можно выбирать что тебе интересно.

К примеру — у нас есть хобби — лепить из глины или рыбалка. Мы начинаем формировать свой информационный пузырь и просматривать контент, посвящённый рыбалке и лепки из глины.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Но очень часто (практически всегда) мы не видим незаметного влияния на наше мироощущение, через информационные каналы. А оно есть, и оно постоянно влияет на нас — в те моменты, когда мы их читаем или обсуждаем в кругу коллег или друзей.

Итак у нас у всех есть свои нравственные ориентиры, убеждения, мысли, позиция, какие-либо действия по очень широкому спектру вопросов: начиная от того, что каннибализм не приемлем в современном обществе (хм... много ли людей пробовали мясо другого человека? А вот почти все знают — что это плохо и карается по закону очень строго), заканчивая в какого из 18000 богов верить — всё это сформировано обществом, и входящим от него, информационным потоком.

Кто управляет и создаёт информационные потоки — мы с вами выяснили — это делают те люди, кто владеет СМИ и подают факты с нужными им комментариями.

Нашу позицию и наши нормы мы формируем в раннем возрасте, копируя взрослых или наоборот, отторгая их и делая наоборот.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Это касается всего спектра наших мыслей и нашего поведения.

Начиная от политических пристрастий (или наоборот — аполитичности), отношение к деньгам, друзьям, своему времени, выборы страны и способа заработка, заканчивая желанием — как выглядеть в глазах окружающих (некоторые люди всю жизнь пускают пыль в глаза другим людям: мы всю жизнь на деньги, которых у нас нет, стараемся произвести впечатление на людей, которым плевать на нас).

Далее, со своим набором ценностей и желаний, мы изучаем мир новостей — какие-то нам нравится читать и интересно, какие-то совсем не интересны...

Кому-то нравятся новости культуры: что происходит в мире балета или живописи, какие есть выступления и какие звёзды будут выступать.

А кому-то мир науки более близок, и он никогда балетом и не интересовался... или мир финансов интересен, а вот дизайном одежды и миром красоты никогда не интересовался....

И постепенно у нас появляются источники новостей и информации того, что нам интересно. И там не будет совсем не интересных нам тем.

Так создаются информационные пузыри, в которых мы живем. Мы внутри этого пузыря и стенки его пропускают в наш мир то, что нам интересно, и не пропускают другую информацию.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Но это не титановый непробиваемый пузырь — так как есть информация, которая нам интересна, и мы её ищем,

а есть та информация, которая находит нас — в виде рекламы, в виде баннеров на сайтах в интернете, всплывающей рекламы, случайно включённый телевизор или радио в гостях и прочее.

Небольшое отступление:

Человек по природе своей любопытен и хочет быть в центре внимания.

А значит, ему интересны новости, а особенно шокирующие или вызывающее любопытство у других людей. Вспомните себя, когда вы первый в кругу своих друзей узнали что-то и рассказываете....

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Теракты, начало СВО, убийства, различные проявления бесчеловечности, взрывы — эти новости очень эмоциональные и вовлекают очень большое количество людей в их обсуждение!

Вы находитесь в самом центре внимания и вас слушают внимательно! И вы вызываете этой новостью сильные эмоции в других людях и после все усиленно начинают эту новость обсуждать!

Хорошие новости — например, построили новую больницу, дороги, мосты, открыли новые станции метро, долго и эмоционально не обсуждаются — точнее сказать, что уровень и накал обсуждения совсем не тот.

Поэтому, негативные новости превалируют в новостных лентах — это чаще читается, и лучше всего продает рекламу. Просто так устроен бизнес этого сегмента экономики.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Больше негативных новостей — больше кликов — больше просмотров — больше денег от рекламы или спонсоров, больше зарплата журналиста и редактора.

Конец небольшого отступления.

Читая новости рыбалки, балета или науки, вы всегда будете натыкаться глазами на другие новости — те, которые читают огромное большинство людей.

А почему их читают столько людей? Да потому что они им интересны!

Мир геополитики, войн, отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, криминальные новости, кстати тоже очень много просмотров собирают, особенно про воров в законе, коррупцию, маньяков или зверских многочисленных убийств!

Таким образом, мы начинаем пропускать в свой информационный пузырь не только новости о рыбалке или сёрфинге, но и о преступлениях, например. Или про коррупцию среди чиновников.

А дальше происходит следующее — подписываемся на те ТГ каналы, которые посвящены коррупции, мы целенаправленно (по собственной воле или по воле тех людей, кто это усиленно продвигает) заполняем уже наш информационный пузырь этими новостями!

И под воздействием этой информации наше восприятие реальности меняется!!!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Мир не меняется — он каким был таким и остался — а вот наша РЕАЛЬНОСТЬ, которую мы воспринимаем и в которой живём — меняется!

Приведу пару примеров из своей жизни:

1 пример

Есть достаточно много каналов Телеграмм, где на ежедневной основе публикуется информация о коррупции на территории нашей страны!

Каких чиновников посадили и за что, кто сколько украл, у кого яхты и дома есть, но доходов таких у них быть не должно. Рейдерским захваты, воровство, убийства из-за денег и прочее!

Первоначально мне это было интересно читать, и я каждый день воспринимал эту информацию.

Она начала изменять мою картинку жизни, и я начал замечать, что видя изменения в стране и в городе — я начал всё воспринимать в негативном ключе!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Построили дорогу — значит какой-то чиновник построил себе особняк — украли, своровали, откатили!

Отремонтировали больницу и завезли туда новое оборудование — значит столько же и украли, сколько стоил весь ремонт!

Моё восприятие мира стало более негативно! Перестали радовать позитивные изменения — я их перестал замечать! А стал видеть только воровство, коррупцию, продажничество!

ВАЖНО! Я сейчас говорю не о том, есть это или нет — конечно есть!

Я говорю про то, что это меняет нашу картину мира и наш уровень довольства жизнью! Про наше отношение в изменениях!

Если уж совсем грубо (и возможно некорректно) — но есть мир пчёл и есть мир мух! Они живут в одном и том же мире и на одной полянке! Но у одних на этой полянке есть цветы, нектар и мёд, а у других — навоз.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

2 пример.

Это ещё было во времена новостных лент из ВКонтакте. Я подписался (по совету со стороны друга) на один новостной канал — там была просто жесть!

И она затягивала! Канал публиковал информацию в основном с РФ, но и были международные события.

Тема канала — это криминальные события, причём очень жестокие, мерзкие и бесчеловечные — про случаи каннибализма (внук убил бабушку, распили ее, сделал котлеты и ел всю зиму, получал за неё пенсию и на эти деньги покупал водку), про то, как по пьяни вырезались целые семьи, про маньяков, и что они делали со своими жертвами, про педофилию и прочее! И все это на ежедневной основе!

И да — такие вещи происходят в мире каждый день и во всех странах мира! Такова жизнь.

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

НО — когда данная информация вторгается в наш мозг, она меняет нас! Мы фокусируемся на ней, отдаём ей наше внимание, выплёскиваем её на наших близких и знакомых! Влияем на наше окружение и сами меняемся.

ЗАДУМАЙТЕСЬ

Я через несколько месяцев начал замечать повышенную тревожность за близких, за свою маленькую дочь — хуже стал спать, меньше работать! Хотел больше узнать, чем ещё может грозить этот мир и больше начал читать подобных новостей!

А чем больше читал — тем больше начал тревожится! А чем больше тревожился — тем хуже становилось!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей
  • Нет сна и аппетита, постоянная тревога и гиперопека, постоянно нужно быть максимально собранным и контролировать все пространство вокруг!
  • Нет желания работать и нет сил — они, во-первых, не восстанавливались (нет сна и нет аппетита), во-вторых — уходили на то, чтобы тревожится и переживать.

Фокус внимания и интересов очень сильно изменился — жизнь стала сильно хуже! Намного!

С этим нужно было что-то делать и срочно! У меня ответственность перед собой и семьей — перед друзьями и перед теми, с кем я работаю.

Весь этот информационный поток, вливаемый в меня и мной же потребляемый — напрямую влиял на меня и на все мое окружение! Влияние очень негативно!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Во время встреч с друзьями — я всегда рассказывал пару таких жутких историй — был в центре внимания, влиял на ход беседы — но лучше от этого никому не становилось! Лишь рос уровень тревоги среди моих друзей и близких — ведь я центр влияния на них. Как и они на меня.

Поэтому я удалил из своего информационного пузыря все негативные каналы поступления информации, а в последствии и практически все новости, которые каким-то образом могут повлиять на моё мироощущение и мою реальность!

И результатом этого стало нормализация жизни, ушла тревожность, вернулся сон и аппетит... в кругу друзей от меня уже нельзя было услышать шокирующие истории из мира криминала.

Мир наш очень многогранен! В нём есть всё! Все палитры красок! Вопрос только в том, какие лично вы смотрите и воспринимаете!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Информационные пузыри — моё личное словосочетание, отражающее именно то, как мы себя окружаем информацией (с каким уклоном) и как блокируем другую.

Яркие примеры (из личных наблюдений за другими людьми) — по созданию вокруг себя информационных пузырей!

Начало военных действий на территории Украины — люди в большинстве разделились на тех, кто смотрел украинские каналы информации, и тех, кто смотрел РФ каналы информации (ютуб, ТГ, Инста, телевизор и прочее)!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Эта входящая диаметрально противоположная информация и уклон, формировали в людях абсолютно разные реальности происходящего!

Сколько было споров, драк, поножовщин, распад семей и прочего....

Сколько было людей в депрессии, сколько людей обратилось за помощью к психологам и психотерапевтам? Огромное количество!!!

Естественно — событие это очень эмоциональное и выбивающее из колеи! Меняющие наши базовые убеждения! И меняющие нас, т.к. как мы думали, что знаем про этот мир многое, реальность сказала — мы ничего не знаем.

НО! Важно понимать, что происходило с людьми — они стали целевой аудиторией тех, кто вёл информационную войну (как со стороны РФ, так и недружественных стран) — это всё последствия информационной войны и информационных атак на наш разум и мозг!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Шокирующие кадры с войны, пестрящие ТГ ленты с полей сражения, пленения, расстрелы практически в прямом эфире, зверства!

Это всё приковало внимание десятки миллионов людей к своим телефонам, телевизорам, радио и ноутбукам!

Жесть полилась рекой и проникла во всех, кто это потреблял!

Именно мы стали жертвами информационной войны.

Мы получали выброс дофамина в кровь и не могли оторваться от новостных лент — листали и просматривали всё больше и больше в поисках правды. Беда в том, что на войне вы никогда не найдёте правды! НИКОГДА!

И огромное количество людей впустили подобную информацию в свой пузырь! И лишили себя сна и покоя! И стали так же воздействовать на окружающих — вовлекая их в свои страхи, и подпитывали их страхи!

Есть интересный феномен — я увидел его из личных наблюдений...

Есть люди, которые общаются между собой и дружат — и если их позиция по поводу СВО совпадает — то они начинают её друг другом усиливать!

Если все в одной компании категорически против СВО — то после общения друг с другом — они начинают думать, что все в РФ против СВО.

Ведь все из круга общения против (а мозг проводит параллель и накладывает шаблон на весь мир) — значит и все против!

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей

Да ещё они примерно одинаковую инфу воспринимают и из одних источников её получают! Замкнутый круг.

Аналогично — если все в кругу общения — за СВО — эффект тот же!

А если позиция по СВО одного человека не совпадает с позицией другого, то тут может быть конфликт вплоть до разрыва отношений.

То есть МНЕНИЕ человека может стать даже важнее самого человека.

А так как мнение сформировано ИЗВНЕ, то получается, это даже мнение НЕ самого человека... Кто-то создаёт мнение, а отношения испорчены у него... Такой вот глубины воздействие СМИ.

Привожу пример СВО — как очень свежий и очень яркий в эмоциональном плане, который практически всех заставил выбирать свою позицию, и очень часто ещё и заставил многих доказывать её.

Что делать?! Резюмируем

СМИ. Часть III. Жители Информационных пузырей
  • Первый шаг — осознанность! Если в ваш мозг зашла информация, изложенная выше (у части читателей, может быть, отторжение или они забудут через 5 минут — что тоже говорит, о невосприятии в данный момент информации, но возможно позже вы к ней вернетесь) — это первый шаг.
  • Второй шаг — это анализ всех источников информации, которые есть в вашей жизни. Какие из них полезны и отвечают вашим интересам? Как правило это — семья, дети, работа, профессиональный рост, хобби, увлечения, повышение навыков и умений, спорт, питание, культура, литература и тому подобные вещи.
  • Какие каналы отнимают энергию, ваше внимание и повышают тревожность, я думаю вы сами с этим разберётесь — нужно минут 5-10 подумать и все станет ясно.
  • Шаг третий — удаление ненужных каналов информации: подписки в ТГ, ютуб, рассылки по почте и прочее.
  • Шаг четвёртый — подождать! Нужно время организму привыкнуть жить без этого информационного воздействия! Устройте себе информационный детокс на 1 месяц!
  • Вас ждут разительные перемены — если вы были с головой погружены в негатив. Если же подобных каналов было немного — то у вас улучшиться самочувствие — проверено на себе.

И в завершении хочу сказать — потребляйте информацию осознанно!

Задавайте себе вопросы при выборе информации:

  • Что она мне даст?
  • Какие выгоды я получу и к чему приведёт меня эта информация?
  • Как она изменит мое мировоззрение?
  • Стану ли я жить лучше?
  • Добавит ли она нужные изменения в моей жизни или наоборот!

Продолжение следует:

Николай Ушаков
Инвестиционный консультант с опытом 16 лет. Инвестор с пассивным доходом более 400 000 ₽ ежемесячно.

Все статьи выходят быстрее в моём Telgram-канале + много другой полезной информации по инвестициям.

Вы можете инвестироваться под моим руководством в моём Инвестиционном клубе — ushakovclub.ru

Начать дискуссию