{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Редакция без авторов. Как мы перестроили группу контента «Лайфхакера» и кто теперь пишет статьи

История о том, что правило «Работает — не трогай» иногда неплохо и нарушить.

Что за группа контента и чем она занимается

Так мы называем редакцию спецпроектов «Лайфхакера». Эта команда производит рекламные материалы, а точнее их текстовую часть — посты в соцсети, статьи, сценарии подкастов и наполнение гайдов, игр и лонгридов.

Другие компоненты хорошей рекламы распределены между отделами: сейлзы приводят клиентов, креаторы придумывают крутые темы и форматы, дизайнеры наводят красоту, разработчики превращают статичные макеты в живые веб-страницы, тестировщики ловят баги, а аккаунт-менеджеры ведут проекты от идеи до отчёта клиенту. Результат зависит от слаженной работы, поэтому одна из важных задач коммерческих редакторов — коммуникация со всей командой и клиентом.

До недавнего времени группа контента состояла из авторов, редакторов и шеф-редактора. Авторы писали тексты, редакторы доводили тексты до совершенства и общались с менеджерами, дизайнерами, разработчиками и клиентами. Шеф-редактор занимался административными задачами, распределял таски по команде, следил за соблюдением редакционных стандартов, а ещё вёл стратегические проекты вроде обучения сотрудников и разработки редполитики.

По такой схеме мы работали четыре года, но череда событий заставила задуматься о том, что иногда привычные процессы нужно менять.

Почему мы решили отказаться от роли автора

Как у всего в истории, у нашей реформы были причина и повод. Начнём с первой.

Авторам группы контента стало тесно в своих ролях. Стало очевидно, что люди, которые пишут статьи и редактируют, во многом сравнялись по навыкам. При этом вторые активно общались с командой, клиентами и принимали решения, а первые работали в тесных рамках Гугл-дока. Доверять настолько опытным специалистам лишь создание текстов — это как забивать гвозди микроскопом. Можно, но грустно.

Поводом же к изменениям стало сокращение команды.

Тоня Рубцова
Шеф-редактор «Лайфхакера»

Мы долгое время работали в формате «три на три»: три автора и три редактора. Чуть больше года назад у нас стало на одного автора меньше. Загрузка в тот момент была невысокой, поэтому нанимать нового человека не было смысла. Но оставались проекты, которые приходилось распределять на всех. Когда авторы были заняты, тексты хаотично ложились на редакторов, а редактура — на меня. Другие задачи приходилось бросать, а каждый проект выстраивать спонтанно, теряя время на переписки и обсуждения. Настал момент что-то менять.

Итак, проекты выходят исправно, но авторы выросли до уровня редакторов, шеф погряз в отлове опечаток, редполитика не пишется, а наём не вариант.

Тогда мы решили попробовать отойти от привычной связки «автор — редактор» и создать команду взаимозаменяемых мастеров на все руки, где каждый может и написать текст, и взять на себя редактуру и коммуникации. А что, так можно было? Да, вполне.

Как мы реформировали редакцию

Мы взяли месяц на продумывание процессов, подбивание бюджета, составление «дорожной карты» и защиту проекта реформы перед руководством. Вот как стала выглядеть обновлённая структура коммерческой службы «Лайфхакера»:

  • Редакторы. Универсальные специалисты, которые умеют работать с партнёрскими материалами любых форматов. Они могут заниматься и редактурой готовых текстов, и написанием материалов.
  • Ведущий редактор. Курирует партнёрские проекты, работает с постами для соцсетей, при необходимости может и сам написать статью, тест или игру, а ещё берёт на себя часть задач шеф-редактора — например, распределяет новые таски между сотрудниками.
  • Шеф-редактор. В его ведении остаются управление редакцией, контроль качества и приёмка спецпроектов, поиск аутсорс-специалистов, а также стратегические задачи.

За каждым проектом закреплены два человека: один отвечает за создание текста, другой — за редактуру и коммуникации с клиентом. Роли от материала к материалу меняются.

Тоня Рубцова
Шеф-редактор «Лайфхакера»

Такая структура подойдёт не любому юниту. Но если авторы и редакторы одинаково умелы и давно работают в издании, это может дать глоток свежего воздуха и возможность переключаться между ролями. Важно подготовить сотрудников к такому повороту. Если просто повесить тексты на человека, который последние годы только редактировал и курировал проекты, это может выглядеть как понижение в должности. Прежде чем провести реформу, мы обсуждали с каждым членом команды изменения в формате работы. Сотрудники коммерческой редакции увидели в этом новые возможности для себя и подразделения в целом.

+60% к производительности и другие итоги

По схеме «редакция без авторов» мы работаем уже больше полугода. За это время коммерческая служба пережила и традиционное новогоднее цунами проектов, и ещё пару волн серьёзной загрузки. Новая система показала сразу несколько преимуществ — в том числе и довольно неожиданных.

Команда стала производительней в моменты пиковой загрузки

Когда в редакции было два автора и три редактора, команда могла параллельно обрабатывать около 12 рекламных проектов в день: четыре внутри и восемь на внештатных копирайтерах. Имеется в виду не сдача текста за один день, а наличие материала в работе.

В новой структуре тексты всех проектов можно делегировать на внештат, а внутренние силы сосредоточить на редактуре. Если материалы пишут аутсорсеры, то пять редакторов могут взять в работу уже не 12, а 20 или даже 22 проекта в день. А значит, KPI редакции увеличивается на 60–80%.

Укрепились связи внутри коммерческой службы

Созвоны и переписки с командой — неотъемлемая часть работы редактора. Такая практика помогает сблизиться с другими сотрудниками и быстрее находить общий язык даже на сложных проектах. Авторы же порой чувствовали отстранённость от результатов общего труда. От них требовалось лишь написать текст к дедлайну и внести правки, а остальное брали на себя редакторы в связке с другими членами коммерческой службы. Перестройка редакции помогла сотрудникам по-новому взглянуть на сложившиеся схемы работы.

Елена Авдеева
Редактор спецпроектов. Работала автором четыре года

После перестройки редакции у меня стало больше общения с коллегами, в том числе из смежных отделов. Для меня это самое приятное изменение: оно сильно помогает не терять ощущение работы в команде на удалёнке.

Татьяна Гапеева
Редактор спецпроектов. Работала автором два года

Появилось больше понимания процессов и ощущения, что ты влияешь на результат. На позиции редактора я отчётливее это чувствую, ведь автор всё-таки больше времени проводит наедине с собой, глубоко погружаясь в задачи.

Сотрудники меньше устают от однотипных задач

Даже тем, кто искренне любит писать тексты, временами хочется отвлечься от привычных тасков и заняться чем-то другим. Здорово, когда есть возможность переключаться между задачами разных форматов. К тому же работа с чужими текстами позволяет редакторам прокачать и свои авторские навыки.

Елена Авдеева
Редактор спецпроектов. Работала автором четыре года

Работа автора в коммерческой редакции сама по себе не скучная, потому что темы и форматы постоянно меняются. После перестройки неделя стала ещё насыщеннее. И это круто! Не нужно весь рабочий день собирать информацию и генерировать тексты, можно отвлечься на редактуру или обсуждения.

Редакторы прокачиваются в направлениях, которые их привлекают

Когда рабочих рук не так-то много, выбирать, кому отдать новую задачу, не приходится — она уходит тому, кто свободнее. Но после реформы редакции появилось пространство для манёвра.

Теперь проекты можно распределять между редакторами с учётом их опыта и интересов. Допустим, новую игру получит в работу тот, кто уже набил руку на схожих проектах. Заодно такой подход откроет сотрудникам практически не ограниченные перспективы профессионального роста.

Тоня Рубцова
Шеф-редактор «Лайфхакера»

Дальнейшее развитие команды может идти по горизонтальному сценарию, который предусматривает укрепление экспертности в конкретной сфере и глубокое погружение в неё. Например, более высокий, чем у других редакторов, уровень мастерства в создании контента для игр или подкастов. Или близкое знакомство с аналитикой проектов и контроль метрик. Редактор, который больше всего прокачался в теме или формате, сможет обучать нюансам работы других и нести ответственность за направление.

Пока редакция довольна изменениями, которые принесла новая структура. Но если этот формат работы перестанет подходить — мы обязательно перепридумаем себя заново.

0
1 комментарий
Андрей Середа

интересное нововведение в компании ,но не всякий был бы рад таким новшевствам

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда