Как это работает: роспись стен и сноубордов
Как организовать бизнес самозанятому художнику.
Материал подготовлен при поддержке МегаФона
Эта статья из рубрики «Как это работает». В ней предприниматели делятся своими историями о том, как они шаг за шагом смогли открыть своё дело, с какими трудностями сталкивались и как развивают бизнес. Героиня статьи – художник Татьяна Гурова из Краснодара – расписывает стены, рисует на сноубордах, проводит мастер-классы и арт-вечеринки. Татьяна рассказала, как освоить мастерство росписи и превратить это в успешный бизнес. А МегаФон поделился лайфхаками: как с помощью цифровых решений не только стартовать, но и развивать своё дело, упростить бизнес-процессы и повысить эффективность.
Шаг первый. Найти интересное дело
Татьяна с детства любила рисовать и всегда проявляла себя в творчестве, начиная с рисунков на тетрадках и заканчивая школьной стенгазетой. Но в художественную школу родители её не отдали: детство пришлось на 90-е, когда денег в семье на дополнительное образование не было.
После школы Татьяна пошла в медицину, позже ушла в бьюти-индустрию. И лишь ближе к 30 годам нащупала свой путь. Всё началось с увлечения аэрографией, а потом череда случайностей привела к первому постоянному заработку в качестве художника.
Шаг второй. Понять, что дело может приносить доход
Спустя пару лет, уже работая в России, Татьяна поняла, что нужно расти дальше и осваивать новое.
Количество заказов на роспись коммерческих помещений росло, стали приходить заказы из других городов. Со временем Татьяна решила полностью сосредоточиться на стенах, а роспись термосов отдала на аутсорсинг.
Сейчас Татьяна занимается росписью одежды, разрисовывает сноуборды, пишет картины и проводит мастер-классы. Но основной вид деятельности — роспись стен.
Татьяна расписывает как жилые помещения, так и коммерческие. До пандемии и карантина был высокий спрос на оформление помещений для малого бизнеса: кофейни, пиццерии, рестораны. Предприниматели с помощью росписи стен привлекают внимание клиентов и выделяются среди конкурентов.
В пандемию многие заведения закрылись, спрос в этой сфере упал. Но вырос спрос на оформление стен в жилых домах и квартирах.
Конкурентов в сфере росписи стен немного, это узкая ниша. Татьяна рассматривает других художников не как конкурентов, а как коллег. У каждого художника свой стиль. Если заказать одну картинку у двух художников, то они нарисуют её по-разному. Поэтому Татьяна считает, что стен хватит на всех, и на каждого специалиста найдётся свой клиент.
Шаг третий. Собрать документы
Татьяна работает как самозанятая. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно онлайн, на портале «Госуслуги». Понадобится скан паспорта и ИНН.
Вести бухгалтерию и оплачивать налоги помогает «Мой налог» — официальное государственное приложение для самозанятых, которое можно установить на смартфон.
Специальных требований к предоставлению художественных услуг нет. Взаимоотношения с заказчиком строятся на основании договора оказания услуг, в котором указываются все условия выполнения работ, сроки и сумма заказа.
После выполнения заказа Татьяна вносит сумму заказа в приложение. «Мой налог» рассчитывает налог и формирует чек, который можно распечатать или отправить клиенту.
Шаг четвёртый. Подготовить материалы
Для росписи стен понадобится аэрограф и компрессор. В комплекте они работают как полноценный инструмент. Аэрограф распыляет краску при помощи воздуха, который подаёт компрессор.
Компрессор должен быть высокой производительности, чтобы можно было рисовать на больших площадях. При этом он должен быть достаточно лёгким, чтобы возить его с собой.
Также для росписи нужны краски: акриловые — на водной основе и сольвентные — на основе растворителя. Кроме инструмента и красок, понадобится много подручных материалов: скотч, ластик, рулетка, стремянка, штатив, проектор — чтобы переводить рисунок на стену.
Шаг пятый. Найти клиентов
Сначала Татьяна получала заказы через сарафанное радио: клиенты, с которыми художница работала, стали рекомендовать её своим друзьям, знакомым, клиентам. Потом подключила социальные сети: размещала рекламу услуги в Instagram, «ВКонтакте», Facebook. Периодически пользуется рекламой на «Авито», «Юле» и в городских пабликах.
Для художников и других мастеров ручного труда есть и специализированные площадки, где можно рекламировать услуги и размещать свои работы, — «Ярмарка мастеров» и Etsy.
Татьяна работает не только в Краснодаре, но и выезжает в командировки в другие города. Чаще всего это Москва, Санкт-Петербург, Сочи. А в планах — выход на международный уровень.
Шаг шестой. Выстроить рабочие процессы
Диалог с клиентом обычно начинается с вопроса о ценах. Людей сразу интересует, сколько работа художника может стоить.
Цена работы художника складывается из нескольких составляющих: сложность рисунка, объёмы, сроки, местоположение объекта, условия работы, необходимость привлечения сторонних специалистов.
Сложность росписи зависит от рисунка, который клиент хочет видеть на стене. Если это контурная графика, скетчи, небрежная стилистика лёгких набросков — это не так сложно. На такую роспись уйдёт пара дней и от 2,5 до 6 тысяч рублей за квадратный метр.
Если же это фотореализм с «эффектом погружения»: портрет, пейзаж или архитектура в стиле реализма, — здесь больше детализации. Стоить такая роспись будет гораздо дороже.
Чаще всего Татьяна выезжает на объект, чтобы увидеть интерьер, понять стилистику помещения и подобрать идеи для росписи. Но это не всегда возможно. К тому же порой нужно согласовать с заказчиком какие-то нюансы удалённо. Если использовать для этого видеосвязь, то важно, чтобы качество изображения достойным, но не все программы это позволяют.
Время на выполнение росписи зависит от сложности идеи и эскиза. Один эскиз можно воплотить за 1–3 дня, на другой может уйти месяц.
Условия работы тоже влияют на конечную цену.
На стоимость услуг художника влияет и местоположение объекта. Командировка в другой город предполагает дополнительные расходы — перелёт, проживание, питание, поиск материалов. Эти расходы ложатся на плечи клиента и включаются в итоговую стоимость.
Также на цену влияет привлечение сторонних специалистов: декоратора, дизайнера или маляра. Если клиент хочет уникальный дизайн, тогда Татьяна привлекает дизайнера, чтобы разработать эскиз.
Для росписи стена должна быть выровнена, оштукатурена и покрашена. И только после этого Татьяна может наносить рисунок. Поэтому для подготовки стены может понадобиться маляр или штукатур.
По большей части Татьяна работает одна. Но у неё есть партнёры — дизайнеры и декораторы, которых можно привлечь при необходимости.
Шаг седьмой. Расширить сферу и найти дополнительные возможности для заработка и развития
Кроме стен, Татьяна расписывает сноуборды. Это сезонные заказы: спрос появляется с октября по декабрь, и есть небольшой всплеск после окончания сезона, когда доска уже «закатанная» и хочется её восстановить и заодно «проапгрейдить».
Для росписи сноубордов нет специальной технологии. Логика нанесения рисунка ничем не отличается от росписи стен. Оборудование нужно то же самое — аэрограф и компрессор. Единственное важное отличие — специальные краски.
Татьяна расписывает только верхнюю часть доски — ту, где находятся крепления сноуборда, «скользяк» не трогает — там заводское покрытие, которое сложно восстановить. Поверхность доски часто используется, на неё встают ногами, ездят по снегу, а значит, рисунок должен быть выполнен так, чтобы с ним ничего не случилось. Поэтому для росписи используются автомобильные эмали.
Такие заказы Татьяна выполняет в сотрудничестве с автомаляром. Когда заказчик приносит сноуборд, он отправляется на подготовку в автомобильную мастерскую. Маляр снимает верхнее защитное покрытие со сноуборда — заводской дизайн.
Потом сноуборд шлифуется и грунтуется. После этого Татьяна разрисовывает доску и вновь возвращает её в автомастерскую. Маляр лакирует сноуборд в лакокрасочной комнате, где красят автомобили.
В лак добавляют специальные пластификаторы, которые позволяют лаку быть гибким. Это важно, поскольку сноуборд сгибается и выгибается при катании, и нужно, чтобы лак гнулся вместе с ним и не потрескался. На доску наносится несколько слоёв лака, а потом он полируется.
Кроме росписи стен, сноубордов и одежды, Татьяна в коллаборации с коллегой проводит мастер-классы по созданию картин эпоксидной смолой, рисунков спиртовыми чернилами и арт-вечеринки.
Арт-вечеринки — это тот же мастер-класс, только в более непринуждённой обстановке, например, в ресторане, под бокал вина. Это сочетание творчества и релакса — формат больше досуга, нежели обучения. Здесь важна атмосфера, настроение.
Хорошо рисовать — не достаточно, нужно ещё уметь продать свои услуги. А смежные занятия помогают развивать «коммерческую жилку».
Шаг седьмой. Посчитать, сколько всё это стоит
Как и в любом начинании, в работе художника необходимо вложиться в закупку материалов. Стартовать можно с небольшого набора и уложиться в 7–15 тысяч рублей. Эти вложения могут окупиться за 1–3 заказа.
Окупаемость в художественной сфере высокая, если подходить к этому с коммерческой точки зрения, а не как к хобби — рисовать для себя и знакомых за небольшую стоимость или бесплатно.
Например, начинающий художник без портфолио может согласиться нарисовать стену за 5 тысяч рублей. Количество заказов в месяц зависит только от работоспособности. Даже если расписывать стену целую неделю, то за месяц можно взять 4 таких заказа и заработать 20 тысяч рублей.
Так, собрав несколько заказов в портфолио, можно уже брать 10–15 тысяч за заказ и выйти на доходность в 40–60 тысяч в месяц.
"...Как-то он попросил меня нарисовать что-то в китайской тематике на термосе. ВСКОРЕ мы уехали жить в ИНДИЮ.."
Так Вы еще и писательница!
Потрясающая сюжетная линия!
Пожумала, что на фото Кэтти Перри
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
К сожалению, не все умеют монетизировать свои умения. А советы норм, набросать бизнес-план конечно нужно для старта
Да, братан, нужен бизнес план, детализация воронки продаж и консалтинг.
Вы случайно не тренер личностного роста?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Татьяна - ваши работы это очень красиво!)
Безумно талантливая девушка!
Комментарий удален модератором
Сколько полезного.
В статье чувствуется любовь к делу и ваше желание развиваться, множество людей обладают талантами но единицы смогли на том заработать. Странно что не рассказали про еще одну услугу от Мегафона - Мегафон таргет . Сейчас для компаний которое работают с физ. лицами- это отличный инструмент для рекламы. Есть несколько знакомых предпринимателей которые расширили свою клиентскую базу именно с помощью этой услуги. И затраты на такую рекламу обычно не превышают средний чек заказчика. Думаю стоит попробовать. А вам Татьяна успехов и еще раз успехов !!!
Очень классная идея для стартапа, если ты умеешь рисовать! либо не плохой план по захвату мира, если умеешь делать что-то руками, создавать прекрасное. Спасибо автору за статью, теперь знаю, что мою ласточку (сноуборд) можно проапгрейдить. За несколько лет катаний рисунок очень надоедает и хочется нового, красивого, интересного, оказывается есть уже такие сервисы.
Отличная задумка, ярко и креативненько
Комментарий удален модератором