Кейс: трансляция любительского футбола в Full HD из 11 городов России

Реконструкция дворовых «коробок», турнир и конкурс среди болельщиков — в проекте «МегаФон ФК».

Благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года тема футбола надолго вошла в топ рейтинга популярности. В «МегаФон» решили, что это отличный повод запустить проект «Мегафон ФК»: реконструировать футбольные «коробки» в одиннадцати городах России, где проходили матчи мундиаля. Провести на обновлённых площадках любительские футбольные турниры, а для болельщиков организовать конкурсы.

В сотрудничестве с компанией Comdi, которая занимается организацией трансляций, «МегаФон» сделал из проекта четырёхчасовое интерактивное шоу с азартными матчами, прямыми включениями из 11 городов, розыгрышами призов и звёздными гостями в студии «Санкт-Петербург Арены». Шоу посмотрели почти 16 млн человек — результат, сопоставимый с самыми рейтинговыми ТВ-программами.

Первым делом — коробки

Весной 2018 года «МегаФон» объявил дизайнерский конкурс на лучший макет футбольной «коробки», в котором приняли участие 22 дизайнера из Санкт-Петербурга, Москвы, Саранска, Нижнего Новгорода, Самары, Волгограда, Сочи, Екатеринбурга, Калининграда, Ростова-на-Дону и Казани. 26 апреля в московском «Люмьер Холле» выбрали победителей: 11 авторов, по эскизам которых реконструировали футбольные площадки.

Кураторами конкурса выступили художники Андрей Люблинский и Андрей Бергер. В состав жюри вошли бывший нападающий «Зенита» Александр Кержаков, сооснователь студии спортивного дизайна Quberten Андрей Горбунов, а также урбанист Святослав Мурунов и исследователь уличного искусства Анна Нистратова.

Модерировал мероприятие Дмитрий Шнякин — яркий спортивный комментатор и ведущий телеканала «Матч ТВ». После подведения итогов настал этап реконструкции 11 коробок: их превратили в яркие островки притяжения спортсменов-любителей и их болельщиков.

Любительский турнир и конкурсы

Одновременно с реконструкцией «коробок» проходил отбор заявок на участие в городских турнирах среди дворовых команд. «МегаФон» обратился в футбольные ассоциации каждого города, любительские лиги, тематические группы в соцсетях, а также городские администрации с приглашением команд к участию.

Заявки оформили 454 команды — попробовать свои силы и заявить о себе захотели 3178 спортсменов-любителей.

27 октября новые «коробки» приняли участников отборочных туров, а на следующий день состоялись финальные встречи, где определились победители. Они могли выбрать в качестве приза эксклюзивную дизайнерскую форму или один год занятий с футбольным тренером и подписку на «МегаФон ТВ».

До и после реконструкции «коробки» в Ростове-на-Дону
До и после реконструкции «коробки» в Самаре

Среди болельщиков в начале октября прошёл отдельный фотоконкурс в Instagram и «ВКонтакте» на тему «Футбол в моём городе». Победителем стала Наталия Андреева из Липецка, ее фото в Instagram набрало 885 лайков и получило наибольший процент в голосовании пользователей на Sports.ru, где публиковали все фото участников и следили за ходом зрительского голосования.

Девушку наградили в прямом эфире трансляции, она получила билеты на матч Россия-Германия в Лейпциге. Остальным финалистам достались футболки и мячи с автографами игроков сборной России.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Финалы любительских матчей, проходившие 28 октября в 11 городах, определение финалистов розыгрышей, награждение победителей, интервью со спортсменами и болельщиками — всё это собрали в четырёхчасовую онлайн-трансляцию, которую дополнили прямыми включениями из студии на стадионе «Санкт-Петербург Арена». Стрим смонтированных в реальном времени сюжетов шёл во «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook и приложении «Мегафон ТВ».

Трансляция FullHD-видео без интернета

Ключевая проблема, очевидная ещё на старте проекта, — необходимость непрерывно передавать сигнал со всех спортивных «коробок», на которых не было проводного доступа в интернет. Более того, спортивные площадки располагались в 11 городах по всей стране.

Специалисты «МегаФон» решали эту задачу с помощью профессионального «железа» — оборудования передачи видео через сотовые сети мобильных операторов. Для корректной передачи трансляций нужен мощный и стабильный сигнал сети 4G/LTE, который «МегаФон» обеспечил во всех городах. Таким образом зрители в течение всего эфира получали онлайн-видео в формате FullHD со всех площадок одновременно.

Очень помогла сеть передачи данных, построенная «МегаФон» в рамках Чемпионата мира. Она гарантировала стабильный приём сигнала со всех точек и стрим прямого эфира.

Для организации прямых включений в семи городах (Москва, Саранск, Нижний Новгород, Волгоград, Калининград, Ростов-на-Дону, Казань) были организованы мобильные группы, в состав которых вошли операторы и спортивные корреспонденты.

Из Сочи, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Самары транслировались не только прямые включения, но и ход футбольных матчей. Здесь нужно было снимать площадку с разных ракурсов, монтировать сюжеты и выводить их в прямой эфир.

Для этого в каждую группу включили по три оператора, два инженера, режиссера и звукорежиссера. Задействовали мини-ПТС (передвижные телевизионные станции) на три камеры и мобильные терминалы передачи данных.

Видеосигнал транслировали через шесть 4G-модемов. Благодаря настроенной приоритезации SIM-карт «МегаФон», средняя скорость передачи составила 10 Мбит/с. Этого хватило для вещания в Full HD с минимальной задержкой сигнала. Агрегация LTE-каналов позволила добиться высокой скорости сбора картинки и значительно улучшить качество зрительного восприятия (QoE).

Как собрали команду мечты

Современной ИТ-инфраструктуры и продвинутого «железа» недостаточно для реализации проекта. Нужна была команда, состоящая как из технических специалистов (инженеры, наладчики) и творческих людей (операторы, режиссеры, монтажеры, сценаристы). Все они должны были понимать друг друга с полуслова и работать в прямом эфире как единое целое. Задача казалась невыполнимой, но её удалось решить с помощью компании Comdi, профессионально занимающихся онлайн-трансляциями.

Они подобрали людей, которые снимают спортивные мероприятия, работают на телеканалах и разбираются в футболе. Это касалось не только съемочных бригад и корреспондентов в регионах, но и режиссеров, редакторов, сценаристов.

Привлечь профессионалов с телевизионным опытом и хорошей репутацией — нетривиальная задача сразу по двум причинам:

  • Такие люди востребованы, и их график расписан на месяцы вперёд.
  • Сложно связаться — их контактов нет в соцсетях или на сайтах, как, например, у звёзд шоу-бизнеса.

Тем не менее, удалось привлечь крутых профи и поддержать их работу на высоком техническом уровне. Всего в проекте приняло участие 73 человека.

Шоу на стадионе

Центральную студию предоставил стадион «Санкт-Петербург Арена», где проект принял многолетний партнёр «МегаФон» — ФК «Зенит». Площадка идеально подошла не только с точки зрения интерьера и видовых планов, но и по уровню технического оснащения. Операторы снимали у самой кромки футбольного газона, используя четыре телевизионные камеры, операторскую тележку и ТЖК-камеру (телевизионный журналистский комплект) с мобильным терминалом для включений с разных локаций стадиона.

Здесь находились технические специалисты, которые производили дополнительные удалённые настройки оборудования в 11 городах. Но это было за кулисами, а в кадре — прямые включения из студии, розыгрыши призов, чествование победителей конкурсов среди болельщиков. И интервью со звездными гостями: заядлым болельщиком Михаилом Боярским, директор академии ФК «Зенит» Анатолием Давыдовым, урбанистом Алисой Тимошиной.

Служебная связь и ТВ-секреты

Ещё одна комплексная задача, которую необходимо было решить, касалась служебной связи (IFB). 73 человека, работающие с плотным сценарием прямого эфира, должны были слышать друг друга идеально. Кроме того нужно было держать коммуникацию со всеми городами, тестировать технические параметры, настраивать свет, корректировать работу камер.

Режиссёр должен был иметь доступ к операторам во всех городах, корреспонденты «в полях» — получать команды редактора и знать, например, что через пять минут они выходят в эфир. Свести всё это в единую инфраструктуру было довольно сложно, а попытка тестирования только одна — «боевая» в прямом эфире.

Екатеринбург

К счастью, удалось избежать крупных проблем, но мелкие нестыковки, безусловно, были. Для таких случаев у команды был целый арсенал трюков, которые применяют на ТВ. Например, система замедленных повторов для записи интервью, если корреспондент не смог вовремя выйти в эфир. Счёт шел на секунды, но этого времени было достаточно, чтобы отработать сценарий и вывести картинку в эфир так, чтобы зритель не заметил проблемы.

Футбольные матчи транслировались с наложением анимированной графики, зритель видел красивые заставки, счёт игры, переходы и «шторки» — все как в телевизионном шоу. Включения из разных городов транслировались в общем кадре как стилизованные вертикальные видео, похожие на сториз из Instagram или Facebook.

Время рекордов

Уже на стадии планов и первичного сценария было понятно, что проект получается масштабным и на его реализацию потребуется много времени. Именно этот ресурс был в дефиците. С одной стороны, людям пообещали новые футбольные «коробки» и возможность заявить о себе в командной борьбе. С другой — свои условия диктовала, например, погода: к Екатеринбургу подступали холода и снегопады. Футбольная «коробка» могла превратиться в хоккейную в любой момент, медлить было нельзя.

В итоге все работы по тестированию технических систем, настройке оборудования в 11 городах, подбору команды, созданию сценария, графики и софта провели в рекордные для такого проекта сроки — за две недели.

Ещё один рекорд — одновременная трансляция прямого эфира в Full HD из 11 городов страны со стримом в социальные сети. Четырёхчасовое интерактивное шоу охватило около 6 млн человек, а общее число просмотров в соцсетях составило почти 16 млн. Команда «МегаФон» на своём примере доказала, что делать онлайн-трансляции такого масштаба технически возможно. Более того, это актуально, зрелищно и востребовано зрителем.

Онлайн-трансляции теперь не просто видеоинструмент — это основа для создания виртуальных мероприятий с высокой долей интерактива и интереса участников.

Это новый для рынка формат, который становится все более популярным. Сегодня компания любого масштаба может организовать трансляции своего контента на миллионную аудиторию и получить показатели, сравнимые с цифрами самых рейтинговых ТВ-проектов.

0
5 комментариев
Ivan Kalyuzhny

Супер-проект!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Хорошо, когда Мегафон подтянется и сам решит ради пиара собственного трансляции забабахать. А придёшь к ним (и к остальным) с просьбой помочь интернетом (не деньгами) в трансляции Кубка России по мотоболу - ни у кого лишнего модема и трафика на неделю нету. Ничего, справились и на Кубке России своими силами, и во Франции на чемпионате Европы в 2017, и в Коврове на ЧЕ'2019. И дальше будем. По 10-15К зрителей собирали со всей Европы...

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Неляпин

Ковров'2018, конечно. Опечатка

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лилло

КАКОЕ FULLHD?! УГОМОНИТЕСЬ! Вот что говорят о вашем интернете специалисты вашей техподдержки. FullHD им приснилось. В Питере 320р смотрю с лагами, а они тут про другие города втирают.

Ответить
Развернуть ветку
Димитриан Иваненко

Круто. А смысл? Да, трансляции собирают массу народу. Но только каждый зритель стоит денег)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда