ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

Как только первые, совсем еще молодые, на заплетающихся ножках версии нейросетей научились рисовать картинки, дизайнеры забили тревогу: «Машины отбирают у нас хлеб! Масло! И колбасу!»

На мой взгляд, такая паника, мягко говоря, необоснованная: даже самый умный инструмент – это всего лишь инструмент, и если им не управлять, инициативы он не проявит и конкуренцию не составит. Например, в начале XIX века луддиты громили станки, потому что автоматизация производства «съедала» рабочие места. А потом раз – и вдруг понадобились люди, которые эти станки бы производили, обслуживали. И рабочие места не исчезли, а появились в другой сфере.

Как минимум на текущий момент нейросеть не способна заменить живого дизайнера. И все эти подборки «Посмотрите, как нейросеть превратила персонажей "Симпсонов" в персонажей "Гарри Поттера"!» появились не по нажатию одной кнопки. За этим стоят довольно долгие часы человеческого труда.

Почему я так уверенно об этом говорю? Потому что у «Гельтек» был опыт работы с использованием искусственного интеллекта для разработки упаковки и оформления выставочного стенда.

Это был очень увлекательный опыт! Но совсем не простой.

Всем привет! С вами Сергей Кирш, владелец и руководитель компании по производству косметики «Гельтек», и я хочу рассказать, как мы добивались от нейросети понимания и взаимности. И добились.

Эй, ухнем, русская красавица: учим ИИ рисовать портреты

В прошлом году «Гельтек» собирался на международную выставку South China Beauty Expo 2023 в Китае. И чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов, мы решили сделать что-то яркое, красочное и обязательно в национальных мотивах, чтобы выделиться. И на период подготовки как раз начала входить в моду нейросеть Midjourney и ее многочисленные сестры-братья.

Мы решили: а почему бы и нам не попробовать? Во-первых, это сэкономит время дизайнеру (мы тогда так думали). А во-вторых, поскольку найти нейродизайнера с опытом работы более 5 лет по понятным причинам затруднительно, надо уже сейчас растить его с нуля? И мы поручили нашему «человеческому» дизайнеру Насте освоить Midjourney и с его помощью подготовить материалы, которые можно было бы использовать для оформления стенда и специальной линии косметики для выставки.

Что мы хотели видеть:

  • классическую русскую красавицу,
  • кокошник из ягод,
  • яблоки как один из символов России;
  • сказочный стиль.

Сказано – сделано. И вот что было сделано в первом варианте:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

Неплохо? Неплохо! Но и не так хорошо, как нам хотелось бы: все-таки больше похоже на фотоподборку, чем на иллюстрацию из книги сказок. Поэтому мы добавили запрос «иллюстрация». Получив такой результат:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

Кажется, Midjourney посчитал, что русские сказки очень страшные. А их герои от пережитых приключений должны быть седые и с трагическим взглядом. Плюс сеть предлагала нам девушек с анимешными ушками и вместо кокошников из ягод генерировала… венки из лесных животных. Ну, почти, почти одно и то же.

Насчет своеобразного представления об анатомии человека у нейросетей не пошутил только ленивый. Но знаете, это каждый раз впечатляет:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

В общем, на момент подготовки к выставке в «чистом» виде мы не могли использовать иллюстрации от Midjourney. Практически каждая дорабатывалась дизайнером: приходилось удалять лишние конечности, проверять их число, вычесывать из волос красавиц заблудившихся кабанов и оленей. Но все-таки это было в разы быстрее, чем рисовать все вручную с нуля. Плюс мы смогли попробовать куда большее количество вариантов, чем если бы дизайнер работал в одиночку.

В итоге мы остановились на таких вот плодах совместных трудов робота и человека:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

И вот так это выглядело на стенде:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

С помощью ИИ и живого дизайнера мы получили именно тот результат, который хотели: в меру реалистично, в меру сказочно и, безусловно, красиво и сочно.

Алоэ? Каланхоэ! Ботанические изыскания и немного латыни

Хотя иллюстрации для стенда нам понравились, мы не хотели дублировать их и в нашей косметической линии. Даешь разнообразие! Для косметической линии From Russia With Love (не баян, а классика), подготовленной для китайской выставки, мы создали отдельный набор иллюстраций для этикеток. Здесь акцент был сделан на венки из тех растений, которые использовались в составе косметических средств: экстракт алоэ, конского каштана, малины, ежевики и клюквы.

После венков из лесных животных мы думали, что венок из алоэ и малины будет для Midjourney… проще пареной клюквы. Но нет, в русскоязычных названиях растений нейросеть спасовала. Да и в англоязычных не сказать, что блеснула. Вместо алоэ, например, Midjourney предлагала нам артишоки, кактусы, каланхоэ, каменные розы. В общем, что угодно, кроме нужного нам растения.

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

Тем, кто столкнется с такой же проблемой, подсказываем лайфхак: Midjourney начал узнавать растения, когда мы ввели их названия… на латыни (из ботанического справочника). Видимо, обучаться по классическим справочникам ему было сподручнее. И дело пошло.

Еще пришлось повозиться с тем, что венок нейросеть упорно видела как праздничный аксессуар, который вешается на дверь. И не понимала, почему эти чокнутые русские хотят напялить его на голову. Так что и здесь без допиливания живым дизайнером не обошлось. Но в итоге снова получился результат, которого мы примерно и ожидали:

ИИ – погнали! Как «Гельтек» объяснял Midjourney загадку русской души

В итоге наши покупатели остались очень довольны, хвалили и оформление стенда на выставке, и упаковку для косметики. И помимо денежной выгоды, мы приобрели опыт, который я бы сформулировала следующим образом:

  • Нейросеть – отличный помощник дизайнера! Но не его заменитель (по крайней мере, сейчас).
  • Нейросетями можно и нужно учиться пользоваться. Они экономят время живого дизайнера, позволяют «поиграть со шрифтами» и вообще самыми безумными вариантами, которые вам только в голову придут, не тратя ценный человеческий ресурс.

Вот такой опыт работы с нейросетями в коммерческих целях был (и ещё будет) у компании «Гельтек». А если у вас был свой опыт разработки именно коммерческих иллюстраций с помощью нейросетей и вам есть с чем согласиться или что возразить, буду рад обменяться мнениями!

2424
37 комментариев

А я как-то пыталась референс с помощью Кандинского сгенерировать. Задачу дословно не помню, но что-то вроде - "Девочка в супермаркете первой схватила банку зеленого горошка и не дает и вызывающе смотрит на главного героя. Вид от первого лица"

2
Ответить

Так вот вы какие, руки-загребуки!

1
Ответить

Какой интересный горошек. И вызывающий взгляд тоже любопытный :)

Ответить

Лучше сегодня мы уже не увидим, пора сворачивать интернет)

Ответить

У нейросеток ещё одна проблема: зачастую видно, что изображение сгенерировано, даже если все конечности на месте. Это вызывает отторжение уже при не самой большой насмотренности. Так что не только человечеству нужно поспевать за нейронками, но и нейронкам ещё совершенствоваться и совершенствоваться, чтобы их "уши" не торчали.

1
Ответить

Тоже верно. Поэтому мы бы "допиливали" с дизайнером изображения, даже если бы конечный результат нас, с большего, устроил.

Ответить

Сначала не понял, что не так с последней картинкой нейросети, а потом каааак понял. Потом правда опять не понял.

1
Ответить