Банковские сервисы в Канаде
Хочу поговорить о банкинге в Канаде — насколько он удобен в обычном использовании и доволен ли я услугами, которые предоставляют местные финансовые организации. Рассказывать буду со стороны иммигранта, поэтому опыт для человека, который живёт тут с самого рождения, может отличаться.
Если кратко — я не сильно доволен. Всё очень медленно, интернет-банкинг слабо развит, а многие вопросы приходится решать по телефону или идти в отделение.
Открытие счетов
Первое, что необходимо получить после приезда в Канаду новому иммигранту — это, конечно, банковская карта. Как и везде, они делятся на дебетовую и кредитную. Основная дебетовая карта ещё называется здесь Access Card (карта доступа) — по ней тебя авторизуют в отделении и по телефону. Её получить несложно, она выдаётся прямо на месте.
С кредиткой сложнее. При первом походе в банк вы оставляете только заявку, а потом вам на почту присылают карту. Тут есть загвоздка: не все банки выдают необеспеченные кредитные лимиты. То есть, чтобы получить кредитку, например, с лимитом 1000 CAD (~60 000 ₽), нужно, чтобы на счёте лежала такая же сумма. Также стоит учитывать, что в самом начале большой лимит вам вряд ли дадут — нам, например, дали по 1500 CAD (~90 000 ₽) каждому в TD Bank, но хоть не обеспеченный.
Открытие всех дополнительных счетов происходит либо в отделении, либо в приложении. Но в приложении это часто не получается. Например, я как-то пытался открыть дополнительный USD-счёт, и получилось только записавшись к менеджеру в отделении. Когда пытался сделать это через приложение — получал неизвестную ошибку.
Поддержка
В этом и заключается основная проблема банкинга в Канаде — плохая поддержка. Когда мы приехали, мою карту блокировали дважды за две недели. Просто так. И я узнавал об этом только после звонка в поддержку. Никаких уведомлений о проблеме не приходило. Звонки занимали по 45–90 минут. Учитывая, что это был единственный способ оплачивать покупки после приезда — можете представить моё раздражение.
Недавно переводил деньги на счёт Wise, и меня внезапно перестало пускать в онлайн-банкинг. Ошибка не указывала на причину. Я три часа думал, что это обычный сбой — у них такое нередко. А узнал, что проблема связана с переводом, только после звонка.
Платные счета
Вторая проблема — практически нет счетов без подписок (fee). То есть ты должен платить просто за то, чтобы иметь обычный дебетовый счёт. Есть исключения, если держишь на счету небольшую сумму, но сам факт, что нужно платить за сам факт наличия счёта, — для меня нонсенс. Например, в TD Bank нужно держать от 300 CAD (~18 000 ₽), чтобы не платить за обслуживание. Можно найти бесплатные счета в полностью цифровых банках, но учитывая, что часть проблем решается только в отделении — уходить туда пока не хочется.
Рейтинги
Кредитные рейтинги — отдельная история. В интернете куча гайдов, как добиваться высоких цифр, но, по мне, это пустая трата времени. Проблем не будет, если вовремя оплачивать кредитки и иметь стабильный доход.
Переводы денег между людьми
Ах да, переводы между людьми. Они здесь есть, но со своей спецификой — осуществляются через email, а не по номеру телефона, как в России. Это не так удобно, особенно если переводишь самому себе между разными банками. Нужно запросить деньги у самого себя в одном банке и принять запрос в другом. А отправить кому-то в определённый банк невозможно. Получатель должен или указать счёт, куда автоматически класть деньги, или при получении он/она получит письмо, где вручную нужно указать счёт, в каком банке зачислить деньги. Важно, что если не настроен дефолтный счёт, на который получать деньги, то отправитель ВСЕГДА должен задать секретный вопрос для перевода денег.
Конвертация валюты
Конвертация валюты — тоже отдельный квест. Чтобы получить лучший курс, я, например, использую Knightsbridge. Нужно позвонить по телефону, забронировать курс, и потом они автоматически снимают и зачисляют деньги между счетами в течение недели. Но вот недавно открыл для себя Wise после поездки в Японию. Наверное, буду пользоваться этим способом, когда мне надо будет срочно поменять валюту. Там используется курс, близкий к биржевому, но слегка выше комиссии на отправку денег.
В общем, Канаде ещё далеко по удобству до банковских сервисов, и за три года я не вижу изменений, которые бы делали ситуацию лучше.
Если интересно, пишу про жизнь в Канаде, быт и личный опыт в Telegram: t.me/polustakan