Миллионы против миллиардов: бизнес за пределами Кремниевой долины

Предприниматель из Таджикистана, руководитель проекта StartupStan в «55Group» Далер Гуфронов рассказал о том, как относятся к стартапам в типичном американском городке Конкорд неподалёку от мирового центра инновационных революций.

Далер Гуфронов
Далер Гуфронов

В американском городке Конкорд, штат Калифорния, в рамках программы Open World мы, небольшая делегация таджикских предпринимателей, изучали опыт более двадцати компаний малого и среднего бизнеса.

В результате знакомства с американским опытом ведения бизнеса у меня накопились некоторые наблюдения, которые, возможно, могут быть полезны начинающим предпринимателям из стран СНГ.

Город Конкорд находится в 70 километрах от Кремниевой долины. Тем не менее, находясь здесь, особо не чувствуешь никакой привязанности к этому мировому центру инновационных революций. В Конкорде люди живут своей реальной жизнью: всё происходит в режиме «здесь и сейчас».

Большинство предпринимателей, с которыми нам довелось встретиться, чувствуют себя вполне комфортно, и для них Кремниевая долина — вовсе не ориентир. В целом здесь мало говорят о стартапах, а о блокчейне и криптовалюте не услышал ни слова.

Мечты о Silicon Valley — это вопрос уровня амбиций
Мечты о Silicon Valley — это вопрос уровня амбиций

В Конкорде процветает традиционный бизнес. В городке с населением 127 тысяч человек расположены практически все автопарки топовых мировых автопроизводителей.

Если сравнить среднюю заработную плату сотрудника среднестатистической компании ($5–7 тысяч в месяц) с ценами на типичный новый американский автомобиль (Buick Encore 2018 года выпуска — $16 395), то получается неплохая мотивация для начинающего предпринимателя и не только.

Новая и вполне доступная в Конкорде красавица
Новая и вполне доступная в Конкорде красавица

В 2016 году журнал Conde Naste Traveler, который считается библией для туристов, признал город Конкорд самым комфортным местом для проживания пожилых людей в США.

Думаю, одной из причин, почему здесь мало говорят о стартапах, является то, что, находясь в зоне комфорта, немногие думают о нестандартных решениях актуальных проблем в мировом масштабе. Кстати, в этом плане у жителей стран СНГ больше шансов на выявление проблем, нежели у среднестатистического гражданина Америки.

Также интересен тот факт, что, находясь совсем рядом с Кремниевой долиной (70 км), некоторые предприниматели Конкорда ни разу там не были и даже не стремятся побывать. Это относится и к представителям компаний, бизнес которых так или иначе связан с новыми технологиями.

Возникает логичный вопрос: почему? Действительно, зачем предпринимателям, а именно, стартаперам нужна Кремниевая долина? Есть как минимум две важные причины, почему молодые предприниматели со всего мира стремятся попасть туда: это, прежде всего, сильный нетворкинг и комплексная налаженная стартап-экосистема.

А для жителей Конкорда как раз эти условия соблюдаются на локальном уровне. В этом городке функционирует очень активная Торговая палата, членами которой являются около 500 компаний разного масштаба. Это здоровое, сильное и самодостаточное бизнес-сообщество, члены которого между собой тесно сотрудничают.

И ещё одна причина невысокого интереса маленького Конкорда к Кремниевой долине — вопрос уровня амбиций. Как правило, большинство стартаперов думает о глобальных масштабах своего бизнеса — и в принципе это нормально.

Но если говорить о реальных вещах, то обычный бизнес из Конкорда с $50-миллионным оборотом в год чувствует себя намного комфортнее и увереннее, чем многие стартапы в мире, нацеленные на миллиарды, но не всегда с обоснованными ожиданиями.

Говоря о Кремниевой долине, мы думаем, что надо обязательно найти какой-нибудь уникальный проект и потом нацелиться туда. Но в ходе нашей поездки я познакомился с проектом Touride, который расположен в одном из крупных бизнес-инкубаторов Долины — Plug and Play. Это обыкновенное турагентство, которое организовывает туры в Сан-Франциско.

На вопрос, почему они выбрали Plug and Play, я получил простой ответ: из-за хороших возможностей нетворкинга. И всё. Думаю, секрет здесь кроется в том, что американцы благодаря своему менталитету — максимальной открытости и толерантности, смогли создать мировой центр притяжения нетворкинга. А все последующие ценности, включая крупные инвестиционные возможности, здесь созданы на базе сильного бизнес-сообщества.

Plug and Play — здесь был зарождён Dropbox
Plug and Play — здесь был зарождён Dropbox

Находясь здесь, я сделал для себя важный вывод: успех стартапов во всём мире — это пока больше исключение (статистика — 1 из 10), чем правило. А поскольку в традиционном бизнесе результат в большинстве случаев более предсказуем, то какими бы оптимистами ни были американцы, в Конкорде, например, они больше доверяют правилам, нежели исключениям.

Синопсис: стартапы в Америке — это больше, чем Кремниевая долина. В том же Конкорде, например, компании со своим персоналом могут базироваться намного дешевле и комфортней, охотно сотрудничая с компаниями из той же Долины. Более того, когда мы говорим в целом о бизнес-возможностях в США, то это больше чем просто стартапы. Это информация, разумеется, для тех, кто хочет заново открыть Америку.

Итак, какие же ещё важные выводы я для себя сделал, посетив офисы двадцати компаний в Конкорде, а также офис Plug and Play и кампусы Google и Facebook в Кремниевой долине?

Наш бизнес-тур начался с посещения гончарни RedOx Clay Studio в Конкорде. Несмотря на мои скромные ожидания, я получил важный урок. Роджер Йи (Roger Yee) год тому назад открыл свою студию, поскольку любил заниматься гончарным ремеслом. Но в итоге его продукт получился дороже китайских аналогов, а значит, его бизнес мог быть на грани фола.

Он искал и нашёл выход: его студия стала мастерской для желающих заниматься хендмейдом в гончарном ремесле. На сегодняшний день у него много учеников — это в основном подростки и те, кому за 60 (для американцев это возраст второго рождения).

Урок: надо диверсифицировать источники дохода своего продукта.

Не менее интересный аспект относительно поучительности можно отнести и к компании Contract Furniture: не производя собственной продукции, данная компания обеспечивает мебелью крупные компании — мировые бренды автопроизводителей, банки и другие офисы в самых дорогих апартаментах Сан-Франциско.

Бизнес-модель Contract Furniture следующая: компания является посредником между производителями мебели и компаниями, которые нуждаются в индивидуальных решениях. Contract Furniture предлагает свой готовый дизайн-концепт, который подходит конкретному бренду и после утверждений выбирает исполнителя данного заказа среди мебельных фабрик.

Урок: иногда качественная услуга стоит намного дороже, чем просто материальный продукт.

Также мы посетили сеть барбершопов Empire. Шесть лет тому назад они параллельно с запуском создали свой App, что вызвало немало насмешек со стороны их приятелей, но теперь этот же App стал важным инструментом продвижения их бизнеса.

Как вы думаете, что является фундаментом создания успешного бизнеса в США? Одним из очень важных и интересных моих наблюдений стало то, что почти все компании, где нам пришлось побывать, были созданы семьями. То есть, бизнес в США в основном базируется на семейных ценностях. И самое удивительное, что нам пришлось наблюдать: во всех этих компаниях уже чётвертое–пятое поколение сплоченно работает и успешно продвигает свой бизнес.

Как они сами утверждают: бизнес для них стал объединяющим фактором, и в результате их семьи ещё больше укрепились. Например, Джейн Бетсекас Мэл (Jane Betsekas Mele), директор компании Contract Furniture, рассказала о том, что благодаря семейному тандему они с мужем спасли свою компанию, когда в период мирового кризиса 2008 года она переживала самые трудные времена.

Всем нам известно, что большинство крупных компаний в США, имеющих семейные истоки, перерастая в мегакорпорации, приобретают характер общенационального достояния. Успешные примеры: Ford, МcDonald’s, Walmart и прочие.

Между тем, например, для стран Центральной Азии связь между бизнесом и семьёй пока ещё нельзя назвать распространённой традицией. Видимо, в результате того, что в этом регионе ещё малоразвита культура ведения общего бизнеса с близкими родственниками.

И по моему субъективному мнению, это одна из немаловажных причин, почему у нас компании на начальном этапе не могут пережить кризисы. Дело в том, что за них переживает фактически только один человек — одно физическое лицо, а не целая семья. Ведь кто лучше членов семьи может быть максимально заботливым и бережливым относительно своего дела?

В ходе поездки было ещё два интересных момента, напрямую не связанных с бизнесом, но тем не менее породивших у меня некоторые мысли.

Во-первых, мы посетили The Ruth Bancroft Garden — ботанический сад в Конкорде, созданный миссис Рут Бенкрофтом. Большая любительница природы, она решила собрать в своём саду экзотические растения с разных уголков мира.

Конечный результат её трудов даёт четкое понимание о том, что работу, которую делает увлечённо и с любовью один человек, не сможет сделать тысяча равнодушных людей с холодной душой.

The Ruth Bancroft Garden — одно из самых красивых мест
The Ruth Bancroft Garden — одно из самых красивых мест

Во-вторых, на пути в туристическую зону Diablo Mountain, проехав небольшие города Walnut Сreek, мы неожиданно встретили оленей, совсем-совсем рядом, буквально на расстоянии вытянутой руки.

И это те дикие животные, которые являются самыми пугливыми в наших регионах, их можно увидеть лишь за несколько километров в горах. Что это означает для нас? Разве не личное пространство? Да, это то, что нужно бизнесу во всём мире.

Олени свободно гуляют по улицам Walnut Creek
Олени свободно гуляют по улицам Walnut Creek

Посетив компании малого и среднего бизнеса в Конкорде, а также кампусы супергигантов в Кремниевой долине, признаюсь, что, например, в гончарне RedOx лично я получил гораздо больше уроков, чем в кампусе Facebook. Потому что маленькие компании являются более доступными и открытыми к диалогу, нежели такие компании-гиганты, как Facebook, в которых можно побывать разве что ради одного простого селфи.

Резюмируя, хочется отметить: посетить Кремниевую долину всё же стоит. И прежде всего для получения мотивации. Это относится к тем, кто хочет получить опыт предпринимательства в США. Ну а тем, кто имеет реальный шанс быть резидентом этой прекрасной Долины, я просто по-хорошему завидую и желаю огромного успеха.

Программа Open World («Открытый мир») предназначена для лидеров стран-участниц — представителей различных уровней государственной власти, академического сообщества, общественных организаций и деловых структур.

Программа прежде всего рассчитана на кандидатов, которые, несмотря на свой относительно молодой возраст, уже проявили себя как профессионалы своего дела, показали сильные лидерские качества и заинтересованы в изучении американского опыта и поддержании профессиональных и личных контактов с американскими коллегами по возвращении.

1111
14 комментариев

Между тем, например, для стран Центральной Азии связь между бизнесом и семьёй пока ещё нельзя назвать распространённой традицией.

Автор в Таджикистане был хоть раз? Там не семейных бизнесов нет.

7
Ответить

там скорее коррупция клановая

6
Ответить

Да ладно Таджикистан, в любом бизнесе все равно работают люди, а у них есть семьи. Очень умиляют в прайсах, скажем тур. поездок или кондитерской продукции пометки: "Только для заказа юридическими лицами" - прямо представляю как какое-нибудь ООО с тортиком и бутылкой шампанского спешит к ИП, чтобы приятно провести время, предложить вместе съездить на Тенерифе, и под это дело оформить слияние компаний, возможно неоднократное.

2
Ответить
Комментарий удалён модератором

А назвать это «красавица» - вообще ахтунг.

Ответить