Релокация компании в Турцию: море, солнце, свободные экономические зоны и доступ на западные рынки

Деловой центр Стамбула<br />
Деловой центр Стамбула

Россияне уже который месяц демонстрируют взрывной интерес к Турции. Только за май продажи жилья иностранцам (а граждане РФ в Топе) выросли на 235,7% и почти вдвое – на коммерческую недвижимость в крупных городах. В апреле зарегистрировано 136 новых турецких компаний с российским капиталом (64 в апреле, для сравнения).

Более свежих данных пока нет, но тренд на релокацию в Турцию четкий. Почему российский инвестор выбрал эту «тихую гавань» для релокации и что такое «свободные экономические зоны», в которые все так сильно стремятся? Давайте выяснять.

Последняя «тихая гавань»

В последнее время СНГ «штормит». Речь не только про российско-украинский кризис, но и о «горячих точках» на Кавказе, беспорядках в Центральной Азии. По этой причине в СНГ практически нет локаций, где ты можешь быть на 100% уверен в безопасности своей семьи и бизнеса – если не военные действия, то санкции или «простой» политический кризис все равно «догонит».

Куда бежать за душевным покоем? Европа близко, но дорого и закрыто. Дальний Восток – проблемно (КНР), дорого (Япония, Южная Корея) и тоже не совсем безопасно (не забываем про Тайвань и КНДР под боком). Про Ближний Восток или Африку и говорить не стоит… В итоге Турция оказывается не конкуренции.

Вокруг неё хоть в Европе, хоть в Азии бушует хаос, но Республика стоит сегодня крепко, как волнолом во время шторма. И не просто стоит – еще и предлагает лучшие условия для легализации и переезда иностранцев, а также освобождение от НДС и прочие “плюшки” компаниям в свободных экономических зонах. Что и провоцирует настоящий ажиотаж среди желающих на релокацию вместе с бизнесом.

Для полноценной жизни и запуска своего дела в Республике нужен ВНЖ, а в идеале – второе гражданство. Как думаете, какой способ получить их самый простой? Правильно, инвестиции в недвижимость. По этой причине последние лет 10 среди покупателей лидировали граждане Ирана и Ирака, но весной лидер сменился – теперь это граждане РФ.

В одной только Анталии россияне прибрели почти 42 тыс. квартир и домов за последние 5 лет. Почему Анталия? Потому что там есть свободная экономическая зона, там всегда тепло, прямые рейсы во все крупные города СНГ и много соотечественников.

Во всех городах россияне купили 1275 объектов за один лишь месяц июнь - то есть за Турцию они голосуют “ногами”. Всего в июне было продано иностранцам около 6 тыс. объектов. Из-за небывалого наплыва иностранных граждан Турция уже начала ужесточать требования по ВНЖ и гражданству т.к. во многих районах уже больше 20% населения составляют иностранцы.

Если вас устраивали цены на жизнь в Москве, то и турецкие расценки вас не удивят. А с учетом отельной инфраструктуры даже в жилых комплексах, то могут и приятно удивить. Как и местная деловая инфраструктура крупных городов. Здесь море, солнце, душевный покой… и нет финансовых ограничений, войн, беспорядков, а ослабление курса лиры компенсирует для иностранцев рост цен.

Турция для бизнеса – какая она?

Дружелюбная, но требовательная. Вот главные преимущества Турции для предпринимателей:

  • простота и дерегуляция государственных услуг (в т.ч. онлайн);
  • лояльные налоговые и таможенные режимы для ряда отраслей и профессий;
  • широкий выбор СЭЗ и технопарков (отмена таможенных пошлин и НДС, поддержка экспорта и пр.);
  • выгодное географическое положение между Европой и Азией, широкая сеть морских портов;
  • иностранец может запустить бизнес быстро и с минимальными инвестициями (в сравнении с ЕС);
  • доступ к капиталу и кредитам, нет банковских ограничений и проблем с валютными транзакциями,
  • широко развит инструмент доверенности - даже недвижимость может оплатить третья сторона (брокер), благодаря чему совершенно легально полностью убирается денежный след;
  • обилие доступных и проверенных франшиз;
  • очень серьезна поддержка стартапов и молодых предпринимателей (фонды, снижение налогов, помощь от İstanbul Financial Center, Cube Incubation, S4U, Inovent и пр.);
  • анонимность – информацию о финансах своих граждан Турция никому и никогда не сообщает, даже если гражданство второе.

Больше о преимуществах страны для бизнеса можно найти на профильном государственном сайте invest.gov.tr.

Главные неудобства:

  • нет «упрощенки» и привычного ИП (местные ИП и ООО заметно отличаются от постсоветских аналогов);
  • более сложный и долгий процесс оформления для иностранных граждан;
  • аналог ЗАО (Anonim Şirketi) довольно дорогой в регистрации (3,5 тыс. долл.);
  • законы могут показаться запутанными, из-за чего рекомендуется выходить на этот рынок с местным лицензированным юристом (иначе потом опять придете к нам за помощью, когда уже поздно пить "Боржоми");
  • налоги вне СЭЗ и отраслевых льгот могут показаться довольно высокими, но лишь в сравнении с «упрощенкой» т.к. они ниже или на уровне стран ЕС, что компенсируется доступом на самые «денежные» рынки;
  • бдительные контролирующие орган, которые в большинстве случае лояльны к предпринимателю;
  • жесткое трудовое законодательство – вы можете быть владельцем (акционером) своего бизнеса, но не можете там работать без рабочей визы;
  • придется нанять 5+ граждан Турции, чтобы получить возможность нанимать иностранцев.

В целом, Турция для бизнеса очень гостеприимная, но при этом высококонкурентная - свободных ниш нет. Республика открыта каждому инвестору, предлагает большой внутренний рынок и доступ на внешние (в т.ч. самые платежеспособные), но при этом предъявляет довольно высокие требования и налоговую нагрузку уровне ЕС (“упрощенки” в привычном для СНГ значении тут нет).

Впрочем, страна уже давно отработала схему с переносом бизнеса из подсанкционных регионов к себе – вместе с производством или только филиал, как кому удобнее. Подход был освоен на компаниях из Ирана и Ирака, которые таким образом выходят на мировой рынок, а в центре этой концепции - свободные экономические зоны (СЭЗ) в формате внутренних офшоров.

«Турецкая мечта» инвестора

С жильем все понятно – купил и живи. Но куда именно и как перевозить свой бизнес? СЭЗ популярны как у внутренних, так и у внешних инвесторов. Это в первую очередь технопарки, но не только – все зависит от города и конкретной локации.

По своей сути это «внутренние офшоры» с собственной таможенной юрисдикцией, отдельной от остальной Турции. Они существуют еще с 1986 года, обычно вблизи портов, но в последние годы стали активно развиваться и в других направлениях – тяжелая промышленность, АПК, IT.

Большинство западных компаний (в т.ч. инвестфондов) уже открыли тут юрлицо (представительство), через которое и осуществляют свою внешнюю деловую активность. Многие иностранцы также осуществили релокацию менеджмента, сохранив производство на родине.

Технологические компании обычно выбирают Стамбул, реже Измир или Анкару (потому что там сложнее с выдачей ВНЖ иностранцам). Остальные отдают предпочтение Анталии (городу и провинции), потому что тут мощный порт, прямое авиасообщение с большинством городов, сильная русскоязычная тусовка, а также лето 9 месяцев в году.

Долгое лето важно не только для любителей греться на солнышке или сфере обслуживания, но и аграриям, например, желающим собирать по два урожая в год на арендованном участке. Клубника, бананы и другие фрукты, которые очень популярны в самой Турции и СНГ, здесь выращиваются на арендованных земельных участках - популярный бизнес “под ключ”.

Никаких санкций турки не придерживаются, но если вы являетесь фигурантом т.н. «черных списков» (олигархи, представители власти и пр.), то ограничения могут быть уже на уровне банка, а не государства. Хотя если у вас турецкий паспорт, то вы сможете вести свободно бизнес в ЕС и привлекать инвестиции даже в США или Великобритании.

СЭЗ в Турции – что это и чем они интересны инвестору

Свободные экономические зоны Турции (отмечены красным). <br />
Свободные экономические зоны Турции (отмечены красным).

СЭЗ делятся на два типа – организованные промышленные зоны (ОПЗ) и зоны технологического развития (ЗТР). Первые призваны формировать бизнес-кластеры с наиболее благоприятным режимом поддержки. Отрасли там самые широкие, от туризма до АПК. Вторые это то же самое, но в формате технопарков, которых и в СНГ немало - только в Турции они действительно работают, а не афиши о красивом будущем показывают.

ОПЗ делят на шесть округов по территориальному признаку, самым перспективным из которых является Юго-Восточный (с центром в Анталии), а также Северо-Западный (с центром в Стамбуле). Интересен также район Эгеиды, где самое заметное место занимает Измир.

Их по Турции разбросано аж 250, а технопарков лишь 30 – в самых крупных городах, в т.ч. в упомянутых Анталии, Измире и Стамбуле. Каждая имеет свой профиль, поддерживая льготами тут или иную отрасль.

Отдельным преимуществом называют минимальное вмешательство государства в деятельность бизнеса, расположенного в СЭЗ. Согласитесь, общение с контролирующими органами в СНГ это не самая приятная часть работы. В Турции же провозглашено «невмешательство» в бизнес, если компания размещена в технопарке или другой обособленной зоне. Полная свобода предпринимательства.

То есть свободные зоны и налоговую нагрузку снижают, и кредиты с инвестициями обещают – усиливают позитив и снижают неудобства, перечисленные блоком ранее. Важно, что СЭЗ в стране много – почти три сотни и у каждой свой профиль. Потому между ними есть реальная конкуренция.

Во-вторых – они действительно работают эффективно, выполняя функцию «внутреннего офшора» и технопарка. Их эффективность на порядок выше, чем «потемкинские деревни» постсовка, где дальше красивых вывесок дело обычно не заходит. Просто их задача – свободное пространство для бизнеса, а не освоение бюджетных средств.

Кому следует переезжать во «внутренние офшоры»

Если кратко – всем. Но есть нюанс… Многое зависит от профиля конкретной локации и самой вашей компании т.к. спрос велик и не каждую компанию могут пропустить в выбранную СЭЗ. Однако более 250 по стране - всегда можно найти что-то еще.

К примеру, в Анталии приоритет идет на аграрный комплекс, транспортные перевозки и строительство яхт. Плюс обязательный туризм как сфера услуг - куда же без него. Трендом последних лет была поддержка инноваций и новых технологий, потому айтишникам там тоже будут рады, хотя их сообщество (пока) не самое мощное.

А вот в Стамбуле уклон в текстиль, торговлю одеждой, бытовой техники, IT, финансы и т.д. В Мерсине отдают предпочтение АПК, в Измире – телекоммуникациям. Важно понять, что в каждом крупном городе всегда несколько СЭЗ и перечислять их профиль будет очень долго. При желании что-то подходящее можно найти в любой части страны.

Как уже говорилось, каждая такая локация выделена в отдельную таможенную зону с приоритетом на экспорт и со своими ограничениями. То есть юридически это отдельные юрисдикции внутри Турции – в одних можно работать и на местные рынки (уплатив налоги как с импорта), а в других – только на экспорт. Это тоже будет влиять на выбор юридического лица.

В целом, все свободные зоны предлагают освобождение от таможенных пошлин, от НДС (для экспорта), нулевая ставка на заплаты для сотрудников (тоже для экспортеров), свободный оборот средств, валютных транзакций и т.д. Достаточно сказать, что в этих зонах с низким налогообложением зарегистрировано свыше 40 тыс. компаний с 1 млн. сотрудников.

А, например, IT-компании, работающие в среднестатистическом турецком технопарке, освобождены от уплаты подоходного налога на разработку программного обеспечения и проведение исследований до конца 2023 года. 50% социальных выплат за сотрудников им компенсирует местный муниципалитет или правительство до конца 2024 года. Плюс поддержка при аренде помещений и пр. Плюшек много.

Свое дело вне технопарков

СЭЗ это важный аргумент для среднего и крупного бизнеса, для промышленности и ВЭД. Однако не все настроены настолько серьезно. Многие ищут себе что-то попроще. Франшизу, например, заработок с аренды, в туризме или просто хотят заниматься фрилансом на пляже (актуально для айтишников, дизайнеров и творческих профессий).

В этом случае не обязательно заморачиваться с СЭЗ, а достаточно оформить ООО с единственным акционером. Есть и вариант местного ИП, но для ИТ оно не очень подходит. Главная проблема тут – рабочая виза, без которой вы не сможете сами на себя работать.

Потому у фрилансеров есть «секретный» третий вариант – не работать официально вообще. Если вы не ведете в Турции хозяйственную деятельность, не оказываете тут услуги, не рекламируетесь и вообще особо не светитесь, работая на зарубежную аудиторию и там же уплачивая налоги, то вопросов к вам не будет.

Но если вы решите поработать на местном рынке без регистрации, то вам быстро выпишут штраф и вернут отправителю с пятилетним запретом на въезд. С этим тут очень строго.

Оптимальная форма регистрации бизнеса

Самая популярная форма компании для иностранцев как в СЭЗ, так и за их пределами, это ООО или, в турецком варианте, Limited Şirket, дающая право на полноценную международную деятельность после взноса в 10 тыс. лир. Может быть с одним учредителем - тогда это прямой аналог российского ИП.

9 из 10 компаний с иностранным капиталом это Limited Şirket. Этот формат наиболее востребован в реальном секторе экономики, а также в сфере IT, но, в принципе, ООО подойдет для любой отрасли, если бизнес не самый крупный.

Если не подойдет Limited Şirket, то выбирайте Закрытое/Открытое акционерное общество (Anonim Şirketi) или Индивидуальный предприниматель (Gerçek Kişi Tacir, мелкотоварное производство и услуги вне IT).

Есть в Турции еще форматы Adi Ortaklık (товарищество), Kooperatif (кооператив) и Yabancı Şirket Şubesi (филиал иностранной компании). Но это более специализированные и менее популярные варианты, которые расписывать в рамках этой статьи нет смысла. Тем не менее, для крупных компаний, специализирующихся на экспорте, это может быть интересным.

Детали турецкого законодательства при перерегистрации бизнеса в Турции лучше узнавать не в блогах, а у специалистов – наша компания уже 20 лет на рынке и, поверьте, очень часто приходят люди с просьбами исправить работу «блогеров» и «тиктокеров», когда дело уже в суде… Чтобы остаться в «восточной сказке» мало одного желания – надо еще знать какие тут есть «подводные камни». О них кратко – в следующем блоке.

Что водится в «тихой заводи»: риски и «подводные камни» релокации

Первое и самое главное – языковой барьер. Одного знания английского языка вам будет недостаточно даже в самом адаптированном для вашей отрасли технопарке. Да, в целом в Стамбуле, например, со знанием языков дело получше, чем в СНГ (страна глубже погружена в глобальную экономику), однако оформление документов все равно на турецком языке или с переводчиком. Выбирайте юриста и переводчика только с государственной лицензией.

Второй «подводный камень» - децентрализация страны и запутанность местных законов. Логика местных властей такова, что они дают столько свободы, сколько регион сможет унести (в рамках закона конечно). Побочным эффектом стало то, что местные чиновники и учреждения могут трактовать одни и те же нормы очень по-разному, иногда весьма своеобразно.

Например, после наплыва иностранцев в местные банки поступила рекомендация открывать счета с обязательным депозитом. Одни банки требуют сумму в 10 тыс. лир (либо эквивалент в другой валюте), другие – 40 тыс. лир, а третьи… не требуют депозит вовсе (достаточно дать обещание оформить его когда-нибудь потом). Случается даже, что в разных отделениях одного и того же банка требования будут отличаться.

А теперь представьте, что такое в каждом госоргане и учреждении. Впрочем, это может быть как недостаток, так и преимущество – ведь всегда можно найти другое отделение или другого госслужащего.Это не всегда удобно, но далеко не так плохо как категоричность в странах ЕС, где «нет» у чиновника всегда однозначное и бесповоротное.

Это особенность местного менталитета и склонность все решать через переговоры (не путать с коррупцией). Местные чиновники могут вас встретить как давно потерянного брата, похлопать по спине, а потом вежливо во всем отказать. Либо нет, если вы об этом убедительно попросите - коммуникации в Турции гораздо важнее, чем в СНГ.

Не “тихая гавань”, а телепорт к успеху

Главный вывод – чтобы вести успешный бизнес в Турции и из Турции на весь мир, надо хорошо знать местные традиции, рынки, деловые подходы, законы. Если учесть все местные особенности и найти, в идеале, местного партнера или «проводника», то Турция из «тихой гавани» может превратиться в настоящий «телепорт» к успеху, открывающий новые горизонты для бизнеса, без санкций и ограничений, и с самой легкой в регионе легализацией иностранцев.

Именно поэтому российский бизнес и инвесторы спешат «застолбить» место в этой республике, пока не достигнут законодательно зафиксированный лимит на иностранцев – не более 20% от населения района/города. И именно поэтому мы наблюдаем рекорд за рекордом как в сфере продаж недвижимости (жилой, коммерческой, земли), так и в сегменте регистрации компаний с российским капиталом.

Татьяна Гюнеш, соучредитель компании Expert Property (Турция)

22
реклама
разместить
1 комментарий

Очень хорошая статья! Наверное лучшее, что я читал о бизнесе, инвестициях и СЭЗ в Турции. Важно, что без воды. Татьяна, спасибо за такой материал!