К началу 1930-х годов в Риге проживало более 40 тысяч евреев. Действовали еврейские партии, различные национальные культурные, религиозные и образовательные организации. На иврите и идише издавались газеты и журналы, евреи избирались в латвийский парламент. Однако с 1934 года правительство Карлиса Улманиса начало проводить антисемитскую политику. Хотя юридически евреи не подвергались дискриминации, их вытесняли в экономическом плане.
Сегодня широко распространено мнение, что участие литовцев и латышей в геноциде евреев является исключительно результатом советизации этих стран в 1940–1941 годах. Действительно, после присоединения Прибалтийских республик к Советскому Союзу многие евреи вступили в Коммунистическую партию и комсомол, а также были приняты на работу в советские учреждения, в том числе НКВД. Соответственно, утверждается, что литовцы и латыши расправлялись с евреями не как с определенной этнической или религиозной группой, а как с коммунистами и большевиками. А по концепции двойного геноцида литовский народ «симметрично» участвовал в расправах над евреями из-за того, что евреи участвовали в геноциде литовского народа.
Такой подход, конечно, не выдерживает никакой критики. Общеизвестно, что первыми жертвами кровавых погромов в 1941 году становились представители еврейской интеллигенции, прежде всего раввины. Неслучайно сжигались именно синагоги, а первоочередному уничтожению подлежали евреи, имевшие бороды и носившие традиционную одежду.
Причинами ужаснейших расправ над еврейским населением были не только месть за поддержку советской власти, одобрение прихода Красной армии или бытовой антисемитизм. Не последнее место занимало желание литовцев и латышей обогатиться за счет присвоения собственности убитых.
Следует сказать, что главному преступнику, виновному в убийствах евреев в Латвии, В. Арайсу не удалось избежать правосудия, хотя оно настигло его с опозданием. В 1975 году он был арестован властями ФРГ и приговорен к пожизненному заключению. Интересно, что в ходе судебных заседаний Арайс не демонстрировал раскаяния, а лишь сожалел о том, что остались свидетели тех преступлений. Он умер в тюрьме города Касселя в день своего рождения в возрасте 78 лет.
В то же время Г. Цукурс, умерший в 1965 году в Уругвае, хотя и считался военным преступником, не был осужден даже заочно. Генеральная прокуратура Латвии не завершила начатую в 1996 году проверку дела по обвинению его в геноциде.
По мнению российского историка, директора Института изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений В. В. Энгеля, латвийские историки и политики столкнулись со сложной задачей, пытаясь обосновать и для западного, и для восточного мира героизацию нацизма сложной судьбой Латвии.
В 21 веке просто это воспринимается как норма и что они должны это делать. По факту нет, они не обязаны нам ничем. Хотят - пускают, не хотят - не пускают.
Посмотрели на нас и решили что лучше вообще не пускать, чем разбираться кто из нас агент, а кто турист.
Вот все говорят, что нацики - это выдумки соловьевокиселевщины. А кто эти тогда?
К началу 1930-х годов в Риге проживало более 40 тысяч евреев. Действовали еврейские партии, различные национальные культурные, религиозные и образовательные организации. На иврите и идише издавались газеты и журналы, евреи избирались в латвийский парламент. Однако с 1934 года правительство Карлиса Улманиса начало проводить антисемитскую политику. Хотя юридически евреи не подвергались дискриминации, их вытесняли в экономическом плане.
Сегодня широко распространено мнение, что участие литовцев и латышей в геноциде евреев является исключительно результатом советизации этих стран в 1940–1941 годах. Действительно, после присоединения Прибалтийских республик к Советскому Союзу многие евреи вступили в Коммунистическую партию и комсомол, а также были приняты на работу в советские учреждения, в том числе НКВД. Соответственно, утверждается, что литовцы и латыши расправлялись с евреями не как с определенной этнической или религиозной группой, а как с коммунистами и большевиками. А по концепции двойного геноцида литовский народ «симметрично» участвовал в расправах над евреями из-за того, что евреи участвовали в геноциде литовского народа.
Такой подход, конечно, не выдерживает никакой критики. Общеизвестно, что первыми жертвами кровавых погромов в 1941 году становились представители еврейской интеллигенции, прежде всего раввины. Неслучайно сжигались именно синагоги, а первоочередному уничтожению подлежали евреи, имевшие бороды и носившие традиционную одежду.
Причинами ужаснейших расправ над еврейским населением были не только месть за поддержку советской власти, одобрение прихода Красной армии или бытовой антисемитизм. Не последнее место занимало желание литовцев и латышей обогатиться за счет присвоения собственности убитых.
Следует сказать, что главному преступнику, виновному в убийствах евреев в Латвии, В. Арайсу не удалось избежать правосудия, хотя оно настигло его с опозданием. В 1975 году он был арестован властями ФРГ и приговорен к пожизненному заключению. Интересно, что в ходе судебных заседаний Арайс не демонстрировал раскаяния, а лишь сожалел о том, что остались свидетели тех преступлений. Он умер в тюрьме города Касселя в день своего рождения в возрасте 78 лет.
В то же время Г. Цукурс, умерший в 1965 году в Уругвае, хотя и считался военным преступником, не был осужден даже заочно. Генеральная прокуратура Латвии не завершила начатую в 1996 году проверку дела по обвинению его в геноциде.
По мнению российского историка, директора Института изучения проблем национальной политики и межнациональных отношений В. В. Энгеля, латвийские историки и политики столкнулись со сложной задачей, пытаясь обосновать и для западного, и для восточного мира героизацию нацизма сложной судьбой Латвии.
Чуваки, которые ставят свои интересы выше наших.
В 21 веке просто это воспринимается как норма и что они должны это делать. По факту нет, они не обязаны нам ничем. Хотят - пускают, не хотят - не пускают.
Посмотрели на нас и решили что лучше вообще не пускать, чем разбираться кто из нас агент, а кто турист.
Закрыли и все - избавили себя от проблем.
А нам грустно.
И где здесь нацизм?
Ну так а где тут нацизм?