Все мечтают стать руководителями, а зря
Пообщаешься с людьми, и большинство свой карьерный трек видит как-то так:
Учишься, стажируешься, набираешься опыта
Становишься уверенным спецом, фигачишь как не в себе
Понимаешь, как устроен этот мир, получаешь большой кредит доверия от компании
Становишься руководителем
И-и-и-и начинается золотой век жизни!
Ты перестаешь фигачить и начинаешь пожинать плоды своего опыта. Раздаешь всем задачи, проводишь планерки, генеришь какие-то идеи, говоришь всем «ходи то, делай сюда» и вообще ты теперь царь во дворца! Захотел посреди дня отдохнуть — и отправиться ни у кого не надо. KPI не смог выполнить — да и хер с ним, сам сего его и почикал.
Ну не жизнь, а сказка!
Знаете, как у студентов есть поговорка «значала ты работаешь на зачетку, а потом зачетка работает на тебя»?
Вот многие спецы именно так и видят свою карьеру. Сначала они нарабатывают опыт и становятся крутыми спецами, а потом получают заветное повышение — денег становится больше, рутины меньше, можно уже не сидеть за станком с 9 до 18
И это огромное заблуждение.
Менеджер — это не следующая ступень эволюции специалиста. Это вообще другая работа, с другими задачами, другими хард-скиллами и, самое важное, другим уровнем ответственности.
Специалист отвечает только за себя и за свою работу.
Руководитель отвечает за себя, а еще за всех спецов в своем отделе. Вася накосячил — виноват руководитель. Гриша не выполнил свои KPI — виноват руководитель. Маша забыла что-то сделать — виноват руководитешь. Петя украл базу и продал конкурентам — виноват руководитель. Не проследил, не научил, не принял меры — виноват.
И даже если произошло что-то снаружи, что-то, не по нашей вине, непредвиденные обстоятельства… Специалист всегда может сказать «мы не виноваты, оно само сломалось». Руководитель не может. Пофиг, вы или не вы, чини давай, ты за эту штуку отвечаешь.
Руководитель работает с огромным количеством неопределенности. Еще вчера ему говорили, что и когда надо делать. Вот тут проблема, сделай это — и все решится. Сейчас ему надо искать проблемы и что-то с ними делать. Как? Ну ты ж за это отвечаешь, ты и придумай!
Руководитель не может себе позволить всегда быть няшкой. Еще вчера ты дружил с этим человеком, вы вместе шутили в чате и пили пиво по выходным. А сегодня тебе надо его уволить. Потому что он систематически не выполняет свои планы. Или даже потому что у тебя не хватает бюджета на этого человека, хотя сам он ни в чем не виноват.
А может придется всех разом уволить, потому что они не привыкли видеть в тебе друга, товарища, кентушечку — и отказываются слушаться. А ты из-за этого не можешь KPI направления выполнить. Как им в глаза после этого смотреть?
* * * * *
Короче, часто бывает так — приходит специалист и говорит «Я хочу больше денег, готов стать руководителем, повысьте меня!»
Когда все это объясняешь, 90% спецов резко передумывают и решают, что не очень-то они и хотели в это влезать. И правильно решают.
Я не хочу сказать, что менеджмент — это каторга, ужасная работа для бессердечных психопатов. Нет, это интересная и клевая работа.
Но она не имеет ничего общего с тем, чтобы быть специалистом. И подходит не всем. Далеко не каждый человек готов полностью брать ответственность за себя, не говоря уже о других. Принимать сложные решения не каждый готов. Делать хрен пойми что, чтобы решить проблему, которую хрен пойми как решить, тоже не каждый готов.
Кому это все интересно и по кайфу — тот может стать прекрасным менеджером. В найме или свою команду собрать — не так важно.
У кого это вызывает лютый ужас — не лезьте туда, оно вас сожрет.
Да и зарплаты у руководителей далеко не всегда больше, чем у крутых спецов. Нормальный сеньор вполне может получать больше своего начальника. Ключевой спец в компании вполне может зарабатывать больше, чем владелец этой самой компании.
Когда планируете свой карьерный трек — помните об этом.
Подписывайтесь на Telegram Молянов.