Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Если вы, как и я, задумались над тем, чтобы начать новый бизнес в 2024 году, но сомневаетесь какой именно вам подойдет, то прочитайте эту статью, чтобы получить ответ.

Путь к богатству 2024. Картинки любезно сгенерировал AI
Путь к богатству 2024. Картинки любезно сгенерировал AI

В конце 2023 я закрыл свою IT аутсорсинговую компанию, которая находилась в Беларуси, работала на европейский рынок, и которую я развивал до этого в течение 7 лет. И я задался вопросом, что делать дальше? Машинально решил, что нужно делать стартап, так как до IT компании я делал три стартапа. И начал активно искать кофаундера в нетворке, на стартап-конференциях и используя сервис от YCombinator.

После пары месяцев неудачного поиска кофаундера я перешел от вопроса “Как сделать стартап? ” к вопросу:

Как начать зарабатывать десятки тысяч долларов в месяц, сделать это как можно скорее, делая бизнес, который будет востребован в долгосрочной перспективе?

И я начал исследовать модели онлайн-бизнеса, которые я мог бы реализовать. Эта статья во многом основана на моем личном опыте, включая управление всеми 3 типами бизнеса, общение с предпринимателями из этих сфер, и данные о ключевых показателях бизнесов из открытых и закрытых источников.

Бизнесы для анализа

1. Стартапы

Я рассматривал различные стартапы, при этом основное внимание уделялось SaaS стартапам — компаниям, разрабатывающим программное обеспечение и взимающим ежемесячную плату за его использование. Также были проведены встречи с основателями и исследованы несколько маркетплейсов и финансовых сервисов.

2. eCommerce

eCommerce — это электронная торговля товарами, будь то физические или цифровые продукты. Самые распространенные модели в eCommerce:

  • Amazon. Продажа товаров с использованием маркетплейсов, таких как Amazon, связана с высокой конкуренцией и требует продвижения под собственным брендом по модели Private Label. Необходимо закупать товары и рекламировать их на маркетплейсе. Стартовые инвестиции могут составить от $100k, что было подтверждено несколькими предпринимателями в сфере eCommerce. По этой причине в данный момент я не рассматриваю Amazon.
  • Dropshipping под собственным брендом предполагает продвижение через социальные сети, такие как Facebook, Instagram, Google и TikTok. По данной модели вам не нужно закупать товары — производитель отправляет их напрямую со своего склада, чаще всего из Китая. Вы также имеете возможность настроить индивидуальный дизайн товаров и упаковки.
  • Wholesale - это оптовая закупка и хранение товаров на складах в стране продажи, часто на сторонних складах с целью снижения себестоимости. Однако, обычно это сопровождается долгой начальной доставкой до склада, но затем быстрой доставкой для конечного покупателя.

Цифровые товары я не рассматриваю для первого запуска, так как нужно сначала получить опыт, чтобы научиться их продавать, физические товары легче продаются.

3. Агентства

Здесь я в первую очередь рассматриваю такие виды сервисного бизнеса, как IT аутсорсинг и аутстаффинг, а также дизайн-агентства. С этими видами бизнеса у меня наибольший опыт работы. Сюда я отношу так называемые 'commodity' бизнесы, где все в основном делают одно и то же, и сложно выделить свою услугу среди конкурентов

Данные для исследования

  • Общение с 52 предпринимателями за последние 4 месяца, включая фаундеров стартапов, специалистов в сфере eCommerce, основателей агентств и представителей стартап-студий. Большинство из них — представители постсоветского пространства, проживающие в Европе. Также было несколько иностранцев из США, Великобритании, Нидерландов, Канады.
  • Собственный опыт запуска 3 стартапов. Данные о стартапах при разработке IT решений для них в своей аутсорс компании. Посещение крупнейших стартап конференций Европы в 2023 году.
  • 7 лет опыта развития своей аутсорс компании. Знакомства со многими предпринимателя в сфере IT. Данные ключевых показателей аутсорс бизнесов исходя из их размера.
  • Анализ текущего рынка купли/продажи онлайн бизнесов, таких как Flippa. com и другие, на январь 2024. Анализ показателей eCommerce и SaaS бизнесов. Созвон с брокером по продаже eCommerce бизнесов и eCommerce предпринимателями.

7 показателей бизнесов

Оценка проводилась по 7 основным бизнес показателям. С точки зрения человека, который выбирает новое направление для запуска в 2024 году.

  • Оценка выставлялась от 1 до 5 для каждого бизнеса относительно друг друга
  • Чем выше оценка, тем лучше

1. Скорость запуска и достижения точки безубыточности

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping — 5

Быстрая скорость запуска и валидации гипотезы. При удачной гипотезе можно начать получать прибыль через 1-3 месяца. При неудачной гипотезе такое же время, от 1 до 3 месяцев, требуется с момента запуска, чтобы понять её неэффективность. Запуск можно осуществить за 1-3 недели при наличии опыта.

Wholesale — 3

Средняя скорость валидации составляет от 6 месяцев до года. Достижение точки безубыточности возможно в течение 1 года.

Стартап — 1

Запуск и валидация занимают достаточно много времени. На валидацию проблемы и гипотезы может уйти 2 месяца, и еще 1-2 месяца — на валидацию рынка, чтобы убедиться, что продукт будут покупать. Если после этого сформировали команду и нашли инвестиции (1-6 месяца), то тоже не факт, что удастся построить прибыльную компанию и продукт. По моему опыту, стартапу нужно 1,5 года, чтобы разработать достойный продукт и найти свой рынок, на котором его начнут покупать.

Agency — 4

Обычно человек начинает работать на себя с клиентами. Впоследствии, растит из этого бизнес, имея экспертизу. Найти себе первого клиента, имея среднюю и выше экспертизу, занимает несколько месяцев. Далее, можно расти в рамках этого же клиента, нанимая команду на своей стороне и начиная ей управлять в том числе. Или попросить оставить отзыв текущего клиента и искать нового на команду, что может занять еще 1-2 месяца. Запуск с нуля займет также минимум 3-6 месяцев, в течение которых необходимо понять свою аудиторию, определить, что и для кого вы делаете, найти подходящих клиентов и убедить их совершить покупку.

2. Уровень вложений и риска

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping — 4

Небольшие вложения, товар не нужно закупать; достаточно найти производителя, который сам будет осуществлять доставку. Необходимы вложения в контент и начальную рекламу. На рекламу нужно примерно $3000, чтобы сделать 40 продаж товара. Это поможет точно понять перспективы, хотя результат может стать ясен и раньше. Остальную работу можно выполнить вручную. Это расчёты для одного товара; рекомендуется протестировать около 8-10 товаров.

Wholesale — 1

Вложения в тестирование одного продукта составляют от $20k до $200k.

Стартап — 2

Вложения могут быть своими (bootstrap) , инвесторскими, или через краудфандинг. В любом случае, я бы не стал сильно рисковать, вкладывая большое количество своих средств. Придется вкладывать средства в себя и проект, как минимум до момента получения инвестиций или прибыли. И, возможно, потребуются дополнительные вложения после исчерпания первых инвестиций и до получения следующих. В проект можно вложить от $10k до $150

Agency — 5

Минимальные финансовые вложения включают разработку бренда и логотипа, а также, вероятно, создание сайта на конструкторе за $20 в месяц плюс регистрацию компании для возможности получения платежей. Это при условии построения распределенной команды. ЕЕсли вы предпочитаете формировать команду локально в офисе — прибавьте стоимость аренды помещения и закупки оборудования. Я бы точно не начинал с офиса; первым шагом должен быть поиск клиентов.

3. Прибыль и маржинальность

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping — 2

С маржой в 20% можно добиться относительно высоких оборотов, нанимая агентства и расширяясь. Маржинальность при этом может падать, но ее можно повысить, переходя из Dropshipping во Wholesale, хотя маржа и там остается не высокой. Повышение объемов и переход от обычного Wholesale поставщика к сильному бренду и аудитории помогут увеличить маржинальность.

Wholesale — 3

8%, маржинальность низкая, так как приходится конкурировать, часто с известными производителя. Чтобы делать большие объемы, нужно снижать цену и маржинальность соответственно. Покупатели, даже в США, сравнивают цену. Но в абсолютном значении здесь прибыль выше, чем в Dropshipping за счет объема. Можно повысить маржинальность найдя товар на какую-то специфичную аудиторию, где нет конкуренции. Или выстроив сильный бренд и аудиторию вокруг него, которой можно продавать.

Стартап — 4

30%-40% в здоровом стартапе. Может быть меньше, редко больше. Прибыли может и не быть вовсе, но при этом компания может иметь высокую оценку. Это парадокс стартапа, который оценивается на будущее, в отличие от остальных видов бизнеса.

Agency — 2

15%. На начальной стадии развития, до 30 человек, может быть маржинальность и 40%. В дальнейшем 15% это нормальная еще считается, бывают исключения. В крупных компаниях, как EPAM там около 6%. Можно не расти в размере, и оставаться “бутиковой” компанией, иметь штат 20 человек и иметь высокую маржинальность, но тут нужна высокая экспертиза и понимание того, что и для каких клиентов вы делаете, и почему у вас должны покупать дорого.

4. Капитализация

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Оценочная стоимость бизнеса, за которую его можно будет продать, и отдыхать, если захочется).

Dropshipping — 1

Dropshipping бизнесы не ценны на рынке, поэтому редко продаются. И, если продаются, то с малым мультипликатором прибыли. Их относительно легко повторит и они соответственно подвержены конкуренции.

Wholesale — 3

Оценка основана на том, что с одной стороны это уже более сложно повторимый бизнес, чем dropshipping, так как выше инвестиции и порог входа. С другой стороны, сама бизнес модель сильно не несет большого value, если у тебя нет конкурентного преимущества и бренда. Если есть продукт с конкурентным преимуществом, есть бренд со своей аудиторией, тогда такое повторить сложно и такой бизнес будет хорошо стоить.

Стартап — 5

Оценка стартапа, в большинстве случаев, будет сильно выше других бизнес моделей, при одних и тех же финансовых показателях. Оценка стартапа опирается на его будущее, на годы вперед, оценивая то, каким он станет. Оценка eCommerce бизнеса и агентства происходит больше по текущим показателям. Из стартапа можно выйти, продав например часть акций, и получая по остальным дивиденды.

Agency — 3

Оценка агентства, при продаже, основывается на нескольких факторах

  • Экспертиза
  • Существующие клиенты
  • Выстроенные процессы по всем направлениям, включая продажи, delivery и HR
  • Люди — разработчики/дизайнеры/маркетологи

Чем больше в компании факторов, и чем они лучше, тем дороже можно продать. Если компания аутстаф, небольшая, у нее есть разработчики, и такой себе поток клиентов, то ценность такой компании невысокая. Компания с выстроенными процессами и экспертизой может оцениваться достаточно высоко.

5. Конкуренция

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping — 2

В целом конкуренция высокая из-за относительно невысокого входа. При это рынок похоже достаточно большой. У многих даже это стратегия — искать конкурентные товары, которые точно давно крутят рекламу и только их тестировать. Плюс можно выходить на какие-то страны, где еще нет товара и там не будет конкуренции.

Wholesale — 3

Здесь чуть меньше конкуренция только за счет цены, в принципе ценой можно избавиться от конкурентов в каком-нибудь конкретном товаре.

Стартап — 5

В стартапе проще отделиться от конкурентов, делая что-то уникальное. Так как это одно из условий успешного стартапа — быть в чем-то сильно лучше своих конкурентов. Таким образом проще делать маркетинг и отстроиться от конкурентов.

Agency — 1

Высокая конкуренция, обычно красный океан. Можно зарабатывать только имея свою фишку, обычно это экспертиза. Мол мы делаем CRM системы для рекламных агентств или что-то типа этого, и иметь больше своих экспертиз, расширять их, упаковывать и очень круто уметь продавать и вести клиентов после продажи. Нужно продавать и предоставлять услуги на высоком уровне, только тогда можно рассчитывать на отстройку от конкурентов и маржинальность выше рынка.

6. Состояние и перспектива рынка

Обычный прогноз погоды в Бразилии
Обычный прогноз погоды в Бразилии

Dropshipping — 4

Рынок электронной коммерции растет из года в год последние 10 лет. Привычки людей покупать изменились, особенно после пандемии. Покупать онлайн будут все больше и больше. Сам дропшиппинг будет все больше трансформироваться во Wholesale, и порог входа будет повышаться, но пока этого не произошло, спрос в целом растет, и еще можно успеть зайти в рынок.

Wholesale — 5

Растет так же, как и дропшиппинг. Только еще более надежная в долгосрочной перспективе модель.

Стартап — 3

В данный момент рынок венчурных инвестиций на дне. Получить деньги на стартап достаточно сложно. Сколько продлится этот этап, связанный с падением мировой экономики, не ясно. За-то стартап, ставший успешным на текущем рынке, будет процветать на растущем рынке) .

Agency — 2

Очень много небольших агентств с фаундерами из постсоветсткого пространства, закрылось после февраля 2021 года. Я сам закрыл свою компанию в конце 2023 года, до этого было 25 человек. После любого кризиса следует рост и он будет, не понятно когда, но фондовый рынок начал расти, как и рынок криптовалют.

7. Сложность управления бизнесом

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping — 5

Проще всего управлять, так как много чего автоматизировано и нужно минимум сотрудников. В дропшиппинге мало людей может зарабатывать много денег. Вначале сам делашь, потом virtual assistant, потом отдавать агентствам создание контента, рекламу и др. По-хорошему нужно для начала организовать генерацию контента.

Wholesale — 4

Чуть сложнее управлять, чем дропшиппинг, так как добавляется еще функция хранения и управления складом.

Стартап — 2

Здесь сильно зависит от типа стартапа, что вы делаете. И также от наличия кофаундеров. Делать одному, например, сложный технический стартап, получать инвестиции, и продавать его корпоративным клиентам, просто невозможно. Кофаундер в стартапе, как правило сильный буст. У 1500 компаний единорогов в среднем по 2.7 кофаундера. Стартап часто бывает вести легче чем агентство тем, что не всегда обязательно делать продажи корпоративные с помощью сейлзов. Можно вначале долго расти на маркетинге и продукте и на подходе product-led, когда весь маркетинг и продажи находится в самом продукте.

Agency — 1

Своим агентством управлять сложно: много аспектов и много людей и многое зависит от людей. И чем больше людей, тем больше заработок и тем больше стресс) Одни продажи чего стоят: реальные звонки с клиентами, поездки к ним, ведение корпоративных клиентов по полтора года. Я не говорю про производство и деливери, в дропшиппинг все делает компания сторонняя. С кофаундерами будет проще, я управлял один, но людей в подчинении все равно всегда будет много.

Таблица результатов

Чем больше, тем лучше. Максимально возможный результат 35 баллов

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Выводы

Wholesale. Может подойти тем, у кого есть бюджет на гипотезы по цене от $20k до $200k каждая и опыт в eCommerce. Не подходит для старта. Это также более надежный бизнес, чем например dropshipping или агентство, так как выше порог входа и чуть меньше конкуренции. Я новичек в eCommerce, поэтому пропускаю wholesale.

Стартап. В стартапе можно хорошо заработать и быстро масштабироваться, если все получится. При этом существуют высокие риски и значительные временные затраты на проверку гипотезы и ее реализацию. Модель стартапа может подойти при наличии технической или доменной экспертизы (в какой-то области), идеи и необходимого капитала. Необходимо иметь средства для работы стартапа на полтора года: как минимум, для обеспечения жизни фаундеров и запуска рекламных кампаний по тестированию первичных гипотез. Это в идеальном случае, когда можно уделять стартапу весь рабочий день. Свой первый стартап я запустил, работая над ним после основной работы, не вкладывая денег, а лишь собственные усилия, и этот подход также оказался успешным.

Стартап — это порыв души и путь самурая

Какой бизнес делать в 2024? Стартап vs ecommerce vs агентство

Dropshipping. Подходит для старта, если есть какой-то начальный капитал. Тестирование одной гипотезы стоит примерно $3k. Найдя хороший продукт и научившись его продавать, можно получать нормальную маржинальность 20%. Опытные ребята говорят, что нужно протестировать 8-10 гипотез, чтобы найти 1-2 прибыльные. В сумме лучше иметь $50k на все для того, чтобы ожидать результат. Это будет включать затраты на открытие компании, инструменты, рекламные кампании и налоги.

Агентство. Можно делать имея экспертизу в разработке, дизайне или маркетинге/продажах. И понимая где и как ты получишь клиентов, и научившись любить общаться с клиентами. Можно стартовать с $0 просто изначально работая на кого-то, и расширяясь в рамках клиента, или находя других клиентов. Я лично не буду пока делать агентство, из-за высокой конкуренции и сложности в поиске клиентов, в связи с текущим общим падением рынка и аутсорс разработки в частности. Можно подумать в сторону агентства, которое приносит клиентов: рекламное или маркетинговое - это востребовано практически на любом рынке.

Заключение

eCommerce предприниматели хотят создавать стартапы, так как видят в них перспективу и интерес. Владельцы агентств также хотят создавать стартапы, чтобы меньше работать с клиентами, больше уделять времени продукту и иметь меньше проблем. Только стартап предприниматели хотят денег)

Выбор все равно зависит от вас, от того, что вам ближе. Я выбрал для себя dropshipping, как лучший бизнес для старта в 2024. Из-за относительно быстрого запуска и относительно недорогой стоимости тестирования каждой гипотезы (товара) . Это был больше внутренний выбор, в итоге, нежели внешние факторы. Жест гуманности по отношению к себе) и интерес эксперимента к перспективной пока еще на 2024 год нише.

Эволюция dropshipping
Эволюция dropshipping

В последующем здоровый dropshipping должен перерасти во wholesale и сильный бренд, как например этот https://blendjet. com/. Тогда этот бизнес можно будет выгодно продать или получать просто хорошую прибыль от него. Сильные eCommerce бизнесы стоят сотни миллионов $, и это может быть магазин всего из нескольких нишевых, уникальных товаров.

Dropshipping не для всех — это часто работа в одиночестве, или в небольшом коллективе, но все равно ремоут. Работая постоянно за компьютером из дома. Но, если вы, как я, все равно захотите заняться dropshipping, то я рекомендую бесплатный курс от Jordan Bown

Если вы энтузиаст и хотите делать стартап, то это тоже может сать хорошим выбором. Рынок выйдет когда-нибудь из кризиса и инвестиции появятся. Будьте готовы пока жить на свои деньги или работать.

Для понимания того, как делать стартап, подпишитесь на канал YCombinator и посмотрите их курс. Также рекомендую почитать книгу "Спроси маму", которая рассказывает о том, как наилучшим образом проводить интервью с клиентами. Этого будет более чем достаточно для начала — проведения интервью с клиентами и валидации идеи. И, конечно, вступайте в стартап-сообщества, общайтесь, смотрите, что там пишут, и проявляйте инициативу сами.

Если вы хотите делать агентство, подумайте, какую ценность вы будете нести своим клиентам и чем вы будете отличаться. У меня лично так и не получилось найти большую ценность в своей IT компании для клиентов. Я зарабатывал потому что это было востребовано и я нашел способ недорого находить клиентов. На долго падающем рынке такая стратегия не сработала. При этом знаю много ребят, которые смогли построить устойчивый бизнес.

Вероятно, проще всего показать ценность агентства - это напрямую повлиять на прибыль. Я имею в виду рекламное или маркетинг/SMM агентство. Многие предприниматели, заработавшие на dropshipping, умеют делать маркетинг. Они дополнительно хорошо зарабатывают, открывая свои маркетинговые агентства по рекламе в Google Adwords, SMM и брендированию. Примером может служить и человек из России, успешно создавший крутое рекламное агентство - Павел Гительман.

Нажмите на сердечко ниже, если статья была полезна. И пишите свои мысли в комментариях. Всем удачи в ваших бизнесах!

22
5 комментариев

Я так и не понял зачем нужно было закрывать свою айти компанию?

1
Ответить

В компании работало 25 человек в начале 2022 года и все разработчики находились в Беларуси. После февраля 2022 года от наших услуг начали откзываться сначала французские клиенты, потом другие европейские клиенты. Мы работали в основном с Европой. Знаю компании, которые работали с Америкой, и на них это не так повлияло. В итоге мы релоцировали часть команды в Грузию, открыли там компанию, но и это не помогло. Релоцировать людей в Европу или нанимать европейских разработчиков не позволяла бизнес модель. Новую бизнес модель создать не получилось

1
Ответить

Спасибо, можете поделиться ей с тем, кому может быть интересно)

Ответить

Чтобы ответить конкретному человеку, нажмите Ответить, под его комментарием

1
Ответить

Алекс, отличная статья!

Продуманная и последовательная статья.

Ответить