{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Ирландия: самая богатая страна, или большое надувательство?

Я почти уверен, что если попросить вас перечислить самые богатые страны в мире, то вы назовете кого угодно, но только не Ирландию, хотя, если верить статистике, то без учета совсем уж карликовых государств, именно Ирландия - самая богатая страна в мире. Ее экономика растет более чем на 9% ежегодно, в среднем за последние 10 лет. Это рекорд даже для развивающихся стран! По чистому экспорту IT услуг Ирландия обходит США, Китай и Индию – вместе взятых! А дублинские Silicon Docks, называют европейской кремниевой долиной.

Рейтинг стран по ВВП (ППС) на душу населения

Меж тем, еще в 1988 году журнал The Economist называл эту страну задворками Европы, шутя, что единственный актуальный экспортный товар страны - сами ирландцы, которые тогда активно эмигрировали по всему миру. Зато всего через 9 лет этот же журнал начнет петь ей дифирамбы, отдавая должное масштабам изменения экономики страны. В середине 90-х в Morgan Stanley даже придумают название этому феномену – Кельтский тигр, по аналогии с бурно растущими азиатскими странами.

Обложки The Economist

Но есть и один (не один) нюанс: по средней зарплате в стране, Ирландия не попадает даже в десятку. C 2015 года экономику страны почему-то зовут уже не Тигром, а Лепреконом, а большая часть молодежи мечтает побыстрее свалить из страны, несмотря на всю эту благодать.

Вот уж и правда – не все так однозначно!

Сегодня расскажу крайне поучительную историю взлета Ирландии, которая даже немного шокирует простотой, с которой ирландцы стали богатыми и успешными.

История длинная, но ее можно не читать, а послушать в моем унылом (надеюсь нет) исполнении на youtube

На самом деле, Ирландия всегда была очень бедной страной – ее даже сравнивали с другими британскими колониями из-за схожего отношения Метрополии. К моменту обретения независимости в 1922 году это была аграрная страна практически без промышленности. Ирландцы понимали, что им надо наверстывать упущенное и зачем-то обратили свой взор на Советский Союз – со стороны казалось, что эта страна успешнее всего отыгрывает свое технологическое отставание, да еще и показывать отличные темпы роста экономики. Решено - берем с них пример.

И в стране начинается протекционистская политика, ориентированная на внутренний рынок, с высокими импортными пошлинами, запретом на иностранную собственность в промышленности, ростом числа госпредприятий и т.д., все как положено.

Эта политика проводилась примерно до 1950-х годов, принося все более плачевные результаты: экономика стагнировала, эмиграция резко возросла, а внешняя торговля так и оставалась завязана лишь на Британию. Оказалось, что изоляционизм и расчет на внутренний рынок работает только в специфических условиях, а когда в твоей стране Британская правовая система, то, внезапно, это уже не самая лучшая идея.

И тут, Ирландцы такие:

Они в дерьме

И правительство на полном серьезе просто признало свои ошибки и начало все делать наоборот. Да, оказывается так можно было!

В итоге еще в 1949 году появляется Управление промышленного развития - агентство, ответственное за привлечение прямых иностранных инвестиций. Импортные пошлины начинают снижаться. А к 1956 году для новых инвесторов и вовсе обнулят ставки по налогу на прибыль c экспорта, которая потом по компромиссу с Евросоюзом и превратиться в знаменитый корпоративный налог 10%. В 1965 году было заключено соглашение о свободной торговле с Великобританией. А в 73 году Ирландия вступила в Евросоюз (в той форме, в которой он тогда существовал).

И это все начинает приносить свои плоды: IBM, станет первых крупной корпорацией, пришедшей в Ирландию еще в 1956 году.

В 1959 году в Ирландии еще и появилась первая в мире современная зона свободной торговли в аэропорту Шэннон, который активно использовался для дозаправки трансатлантических перелетов, а тут, сами понимаете, технологический прогресс и какая, нафиг, дозаправка?! Тогда начальник аэропорта придумал идею как не просто спасти аэропорт, но и привлечь туда еще больше рейсов. И правительство Ирландии такое «думаете нужно? Ну тогда давайте сделаем!» И сделали. Резидентами этой зоны стали, например, такие компании как Intel, De Beers и Lufthansa.

В 1961 году Ирландия вошла в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а уже в 1965 году стала жертвой доклада этой организации под названием «инвестиции в образование», где Ирландию прям-таки ругали за хроническую недофинансированность.

А там не то что недофинансированность – там почти 50% учителей все еще составляли священнослужители, потому что Ирландия до сих пор жила в мире церковно-приходских школ.

И вновь правительство такое: «ну блиииин, ну как так мы хуже другииих-то!? Давайте инвестировать». И они действительно начали проводить образовательную реформу, воспитали учителей, а главное - ввели бесплатное среднее и профессиональное образование. Эти усилия приведут к тому, что к концу века по уровню людей с высшем образованием, Ирландия будет одним из мировых лидеров.

Впрочем, к концу 60х годов ситуация в экономике так и не начала особо улучшаться: аграрный сектор, как и везде в мире, резко сокращался из-за новых технологий, а рабочие места в промышленности не появлялись также быстро, что приводило к эмиграции и росту цен. В 61 году страна достигнет абсолютного минимума своего населения – всего 2,8 миллиона человек – в 1,5 раза меньше, чем на момент обретения независимости. Правительство пыталось бороться с безработицей раздувая государственные расходы и нанимая людей, что на фоне дефицита бюджета приводило лишь к росту госдолга и еще большей инфляции. Все это усугубилось после нефтяного кризиса 73 года, потому что Ирландия очень сильно зависела от импорта энергетических ресурсов.

Несколько спасало, вступление в Евросоюз, что, во-первых, открыло новые рынки местным фермерам, а во-вторых, Ирландия начала получать финансовую помощь как страна, существенно отстающая экономически - ее влияние на рост ВВП оценивают примерно в 0,5% п.п.

К 80 году инфляция превышала уже 10%, безработица 8%, госдолг приблизился к 100% от ВВП, и на его обслуживание тратились огромные деньги.

Проблема усугублялась тем, что ставка на приход в страну иностранных компаний как бы сработала, а как бы и нет – они, конечно, открывали в Ирландии свои филиалы, но практически не создавали тут рабочих мест.

К середине 1980-х годов безработица вырастает уже до 20%, а госдолг до 130% - Ирландия официально стала самой закредитованной страной на душу населения в мире - их уже открыто называли «нищими Европы». Параллельно происходят жесточайшие забастовки рабочих, плативших непосильные, как им казалось, налоги: в 1980 году был установлен рекорд в 700 тысяч бастующих единовременно.

Ну то есть задница полная, но несмотря на это все, то самое Управление промышленного развития, видимо, с глазами кота из Шрека, приходит к правительству и заявляет: «Тут такое дело, мы иностранным компаниям пообещали, что в стране будет достаточное количество технических специалистов, а их… чего-то нету... Сделайте что-нибудь, пожалуйста». И правительство в очередной раз говорит, мол: «ну если прям ооочень надо, то ладно, что ж мы, не люди что ли!» И среди всего этого экономического кризиса берет и выделяет деньги техническим колледжам, и даже строит два новых университета. В итоге уже к началу 90х доля выпускников научных и технических специальностей в Ирландии будет самой высокой среди всех членов ОЭСР.

Если примерно к этому моменту вам начало казаться, что ирландское правительство, это просто какая-то кучка терпил, которые просто соглашаются на все умные предложения, то на самом то деле, примерно так оно и есть. Но и это еще не все!

В начале 1980х телекоммуникационная система Ирландии считалась худшей в Западной Европе с посредственным качеством и конской ценой. И… ну вы, наверное, уже поняли, да? Управление промышленного развития (нет, я искренне не понимаю какого размера компромат был у них на премьер-министра) вновь пришло к правительству: «У нас тут иностранные инвесторы, вообще-то, жалуются, что все очень плохо и дорого. Нам право даже стыдно им в глаза смотреть.» И правительство как обычно говорит: «Денег, конечно, нет, но вы держите! И тратте с умом.» И они реально за 10 лет сделали самую современную телекоммуникационную инфраструктуру с самыми дешевыми тарифами в Европе!

В 85 году власти еще и наконец-то перестали регулировать стоимость авиабилетов, что примерно совпало с появлением компании Ryanair. В итоге цены на все перелеты упали, а пассажиропоток существенно вырос.

В 1987 году к власти в стране в третий раз за свою жизнь приходит Чарльз Хоги – личность для Ирландии довольно противоречивая, но именно его зачастую называют одним из главных архитекторов ирландского экономического чуда.

Чарлз Хоги

Впервые премьер-министром он стал в 1979, когда в стране как раз бушевали сильнейшие забастовки, что и привело его к мысли о необходимости договариваться с профсоюзами, впрочем, ни в первый ни во второй свой срок он так и не успеет это сделать, зато в 1987 году он и правда смог усадить за стол переговоров политиков, профсоюзных лидеров, фермеров и промышленников – их договоренности назовут в Ирландии «социальным партнерством», которое фактически просуществует до кризиса 2008 года.

На тот момент в Ирландии и правда накопился огромный клубок проблем, который было очень сложно распутать как-то последовательно. И, черт возьми, они просто встретились все вместе и выработали план, который был бы выгодным для всех!

Первая договоренность называлась «Программой национального восстановления»: профсоюзы согласились на снижение заработной платы в дополнение к девальвации валюты и сокращению работников госсектора, получая взамен снижение подоходного налога. Правительство же обещало справиться с инфляцией и сократить бюджетный дефицит. Также упрощался найм и увольнение сотрудников, а ставка корпоративного налога начала снижаться и вне специальных экономических зон, выровнявшись с ними в середине 00-х на уровне 12,5%.

Еще одним краеугольным детищем Хоги был международный центр финансовых услуг в Дублине. Несмотря на сопротивление со стороны Министерства финансов, обеспокоенного его влиянием на внутренние налоговые поступления, была создана специальная зона налоговых льгот со ставкой 10%, что и послужило становлением страны, как одной из главных налоговых гаваней в мире.

Тогда же началась и рекламная компания по привлечению туристов в страну… Ну там, Гиннес, день святого Патрика – все дела… и только за первые 6 лет турпоток действительно вырастет на 60 процентов, создав экономике дополнительные 25000 рабочих мест.

В 1988 году разработали и начали воплощать еще и пятилетний «План национального развития» - инвестиций в инфраструктурное строительство.

В итоге, к началу 90-х оказалось, что Ирландия, это страна с действительно компетентной, полностью англоязычной, дешевой и одной из самых молодых рабочей силой, с развитой инфраструктурой, ооочень приятной налоговой системой, британским правом, и полным доступом к европейскому рынку, где практически в центре столицы была выделена огромная площадь, которая только и ждала резидентов. А местное дружелюбное государственное агентство, отвечающее за иностранные инвестиции, еще и обещало помочь в решении любых бюрократических вопросов. Ну конечно такая страна просто обречена на успех!

И это действительно привело к совершенно феноменальному уровню инвестиций американских компаний: за последние 30 лет в Ирландию вложено больше капитала, чем в весь БРИКС. Они создали около 300 тысяч новых рабочих мест, а по количеству работников IT на душу населения Ирландия сейчас уступает только Израилю. Дополнительный импульс придало и вступление в Еврозону, что дало стране доступ к дешевым банковским кредитам в евро.

Правительство Ирландии не просто приветствовало приход IT компаний, но и продолжало сыпать щедрыми налоговыми послаблениями: например, различные вычеты для компаний, занимающимися R&D составляли примерно 37%. При этом, страна еще и упростила получение рабочих виз для квалифицированных иностранных кадров, и сейчас в Ирландии действительно функционирует множество кампусов для исследований и разработок, а годовые расходы компаний на R&D недавно перевалили уже за 3 миллиарда евро.

Впрочем, на фоне молодого населения с растущими зарплатами в стране конечно же начался и бум на рынке недвижимости, что, вместе с крайне высокой зависимостью экономики от американских корпораций, привело к тому, что по стране очень сильно ударил кризис 2008 года.

Несмотря на сравнительно низкий госдолг, по сравнению с той же Грецией – долги домохозяйств были очень существенными. Это привело к убыткам ирландских банков на уровне 100 млрд евро – примерно 50% ВВН. Безработица выросла с 4 до 14%, а дефицит бюджета достиг 32% ВВП - самое высокое значение за всю историю еврозоны.

Тогда, экстренная финансовая помощь Евросоюза была беспрецедентной: 67,5 млрд евро – почти 30% ВВП страны. После чего экономика как будто начала восстанавливаться, а средние темпы роста ВВП Ирландии с 2011 года составили 7,5% - больше чем у Китая или Индии.

Так в чем же, черт возьми, все-таки подвох!? В бухгалтерских искажениях ВВП. Связаны они, например, с тем, что законодательство США разрешает перемещать компаниям патентные права в другие страны, чем и пользуются корпорации.

Это выглядит примерно так: американская компания Apple, производит свои телефоны в Китае. Казалось бы, при чем тут Ирландия? Да просто Apple заявляет, что бренд и заводы, это все фигня – основная стоимость айфона это патенты, которые теперь ирландские! Так что по сути и весь этот телефон… ну, считайте, что Ирландский! В итоге в Ирландию идет большая часть бухгалтерской прибыли, которая увеличивает ВВП страны, хотя эти деньги, в большинстве своем, даже не покидают американских банковских счетов Apple и практически никак не влияют на реальную экономику Ирландии. И это лишь один из примеров.

Вообще, налоговые методики, проводящие к тому, что прибыль перераспределяется между различными филиалами компании, называются «трансфертным ценообразованием». Товар или услуга фактически движется внутри одной и той же мультинациональной компании, но по бухгалтерской отчетности считается, что филиалы как бы покупают этот товар или услугу друг у друга. Сам по себе этот внутренний ценник не влияет на общую прибыль – для самой компании важна лишь полная себестоимость и конечная цена. Но жонглируя вот этими вот формальными внутренними ценами, компания может раскидать итоговую прибыль по своим филиалам так, как ей захочется. Конечно, местные налоговые органы проверяют подобные операции, требуя, чтобы цены продажи от филиала к филиалу соответствовали рыночным ценам, но огромные пространства для налоговых маневров все еще остаются.

В случае Ирландии об этой проблеме особенно активно заговорили после 2015 года, когда формальный рост ВВП составил совсем уж неприличные 25%. Тогда же нобелевский лауреат Пол Кругман и придумал термин «экономика Лепрекона» – намекая, что сказки в ней стало уже куда больше, чем реальности.

Тигр стал Лепреконом

Проблему признал даже Центробанк Ирландии и сперва решил вместо ВВП использовать показатель валового национального дохода (ВНД) – по сути он отличается от ВВП тем, что учитывает доходы граждан из-за рубежа, и вычитает доходы, вывезенные из страны иностранцами. Для большинства стран разница между ВВП и ВНД невелика – на уровне 2-3%, тогда как для Ирландии разница составляет больше четверти – $140 миллиардов из $500 по итогам 22 года. Но и этого оказалось недостаточным – комитет под руководством Филипа Лейна, специально для Ирландии разработал модифицированный ВНД (ВНД*), который дополнительно убирает такие вещи как амортизация интеллектуальной собственности, амортизацию самолетов (а Ирландия, это еще и крупнейших хаб для лизинга воздушных судов), а также прибыль, полученную редомицилированными компаниями – суммарно это сокращает ВНД еще на 90 миллиардов.

В итоге, если очистить ВВП страны от всех тех денег, которые образуются лишь в бухгалтерских отчетах, а не в самой экономике Ирландии, то реальный ВВП сокращается примерно вдвое, и на самом то деле, он практически не растет с 2008 года.

На графике показан ВВП Ирландии, а также ВНД и модифицированный ВНД, а также факторы, которые влияют на пересчет

Масштаб искажений реальной экономики действительно ужасает.

И если аналогично уменьшить вдвое и ВВП на душу населения, то Ирландия падает примерно на 13-15 место в мире, туда же, где она располагается и в рейтинге средних зарплат. И это куда более правдоподобная оценка благосостояния страны. Что, впрочем, все еще отличный уровень жизни и не отменяет того экономического чуда, которое претерпела страна с конца 80х и до кризиса 2008.

Кстати, влияние этого кризиса до сих пор ощущается не только в экономике страны, но и на рынке недвижимости: Ирландии критически не хватает жилого фонда, а самая популярная шутка среди иностранцев, что работу в Ирландии найти гораздо проще, чем жилье. Это как раз и стало основной причиной, почему молодежь хотела бы уехать из страны, несмотря на все экономические достижения.

Вот такая занимательная история про экономику Ирландии получилась, больше историй на моем youtube канале!

0
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рукавин

Хороший обзор, прям аж захотелось переехать жить в Ирландию, чтобы убедиться, проверить всё на практике.

Ответить
Развернуть ветку
Волчара Wiseoldwolf

Уж лучше в Голландию, там плюс минус тоже самое с ВВП, только немного веселее ;-)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда