{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Девять яиц, 950 грамм гречки и подогрев сидений: как работает скрытая инфляция

Как любят говорить экономисты, бесплатного обеда не бывает. Купив ланч в какой-нибудь стране в McDonald's, вы увидите, что и бесплатных соусов тоже нет — за тот же кетчуп придется заплатить. В условиях резкого роста инфляции компании нашли несколько незаметных способов повысить цены. Может ли 2024 год стать поворотным в этой недоброй тенденции? Мы прочли об этом в The Economist и решили перевести интересный материал для своих читателей, а также посмотрели, что происходит с ценами в России.

Содержание:

Шринкфляция

Шринкфляция — распространенное явление, когда без изменения стоимости товара снижается его объем. Вы наверняка заметили, что на прилавках магазинов чаще стали появляться упаковки молока по 950 мл вместо 1 литра, пачки круп весом 900 г вместо 1000 г. В 2012 году литр пастеризованного молока стоил 33 рубля, теперь же, согласно Росстату, цена составляет 73,81 рубля. Цена за «недокилограмм» гречки остается такой же, как за килограмм, или даже увеличивается.

Производители прибегают к шринкфляции, чтобы увеличить прибыль. Иногда это обусловлено необходимостью: компания не может покрыть возрастающие затраты. В других случаях — это результат сговора продавцов или простой жадности. В мировой практике подобное тоже встречается. В определенные периоды это считается нормальным: может быть нехватка сырья, проблемы в цепочке поставок, рост себестоимости, что не позволяет сохранить прежние объемы и цены. Но иногда бизнес просто хочет заработать больше.

Российские компании часто делают то же, что и зарубежные: меняют количество продукта в упаковке, но цену оставляют прежней. Это обычно происходит, когда растут затраты на производство, особенно на фасованные продукты и напитки: крупы, сахар, кофе, газировки. Например, у меня есть любимая марка макарон, я часто ее покупаю и помню диапазон цен на нее. Сейчас они продаются в пачке по 450 грамм, а раньше было больше за ту же цену.

Людям тяжело каждый раз считать цену за грамм или объем. Проще платить привычную сумму, даже если в пачке стало меньше товара. И так поступают покупатели не только в России, но и в других странах.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma

Допкост и экстрасервис

Классический пример — техника «развязывания» или уловка авиакомпаний-лоукостеров. Уже давно они начали взимать дополнительную плату за то, что раньше входило в стоимость авиабилета — за питание в полете и сдаваемый багаж. Затем появилась плата за выбор места или за любую ручную кладь в салоне, которая чуть больше сумки со сменным бельем.

Ситуация уже вышла из-под контроля. Некоторые авиакомпании взимают плату за возможность бронирования билетов через интернет (ведь веб-серверам приходится работать гораздо интенсивнее, чтобы доставить бронь на дальние расстояния!!). Другие компании берут деньги за распечатку посадочных талонов, регистрацию в аэропорту или одеяла в полете. Это лишь вопрос времени, когда авиакомпании начнут продавать билеты на трансфер из терминала до самолета, взимать плату за каждый предмет одежды на пассажире или за пользование туалетом (босс Ryanair Майкл О'Лири однажды действительно предложил это делать).

Эта практика получила широкое распространение. Отели и курорты часто берут «плату за заселение», заведения, работающие на вынос, — «за упаковку», а приложения для поездок на попутках — «за безопасность». Платформу для краткосрочной аренды жилья Airbnb критикуют за то, что она берет деньги за обслуживание и уборку.

Дополнительные платежи не ограничиваются услугами, компании адаптировали их и к продуктам. BMW ввела ежемесячный платеж в $18 за активацию подогрева сидений на некоторых своих автомобилях, а за «неограниченный» доступ к опции нужно заплатить $415. Mercedes-Benz берет $60 долларов в месяц или $600 в год за возможность ускорить некоторые модели своих электромобилей. Представьте себе, если это приживется. Хотите использовать зум камеры вашего смартфона? Платите. Хотите использовать духовку на максимальной температуре? Извините, это только для премиум-подписчиков.

Динамическое ценообразование и скрытые чаевые

Второй способ, с помощью которого компании незаметно увеличивают доходы, — это «резкое» повышение цен. Авиакомпании и отели уже давно меняют свои цены в зависимости от сезонного спроса. Но возможность отслеживать спрос в режиме реального времени позволяет корректировать цены от минуты к минуте: Uber и приложения для совместного использования поездок берут больше, когда спрос высок.

Теперь резкое повышение цен распространяется и на другие отрасли. В сентябре одна из британских сетей пабов объявила, что пинта пива будет стоить дороже по вечерам и в выходные дни, а также во время крупных спортивных событий. Цены на билеты на концерты, спортивные мероприятия и в тематические парки также постоянно растут. В теории это триумф невидимой руки рынка: хочешь платить меньше — покупай в период низкого спроса. Но недовольные потребители жалуются, что грань между ценой, которую диктует рынок, и наживой очень тонка.

Распространяется и неудержимая эпидемия чаевых. Иностранцы в США уже много лет сталкиваются с завышенными ожиданиями в этом направлении. Средний размер чаевых в Америке составляет 20% и является самым высоким в мире. Оправданием служит то, что работникам сферы обслуживания по закону платят всего $2,13 в час, поэтому клиенты должны поступать достойно, чтобы официанты, бармены и другие работники могли зарабатывать на жизнь. Теперь клиентов просят дать чаевые в магазинах, на автоматах самообслуживания и даже на веб-сайтах.

Некоторые отели автоматически включают в счет чаевые для персонала, вводя скрытую плату. Из-за повсеместного распространения приложений и бесконтактных систем оплаты просьба о чаевых распространилась и на другие страны. Австралийцы ворчат, что приложения по доставке еды теперь автоматически добавляют чаевые. Индийцев часто озадачивают просьбы дать чаевые таксистам.

В России система чаевых считается эффективной, потому что она прямо связана с качеством обслуживания. В стране действуют решения, позволяющие направлять чаевые конкретному работнику, а не в общий счет. Это значит, что если официант хорошо работал и клиенту все понравилось, тот может оставить чаевые непосредственно ему. Такой подход мотивирует работников сферы услуг стараться лучше.

Если бы чаевые стали обязательными, это могло бы снизить стимул к предоставлению качественного сервиса. Ведь в таком случае сотрудник получал бы дополнительные средства независимо от уровня своей работы. Важно, чтобы система чаевых оставалась способом выразить благодарность за хорошее обслуживание, а не превращалась в обязательный налог.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma

Когда все это кончится?

Может быть, в 2024 году лихорадка скрытого повышения цен наконец закончится? Возможно. Снижение инфляции может сдержать использование диковинных методов сохранения маржи. Правительства уже подумывают о регулировании: президент США Джо Байден хочет бороться с «нездоровыми» тарифами. BMW недавно все-таки отказалась от платы за подогрев сидений в ответ на гнев клиентов. Airbnb переделал свою платформу, чтобы сделать дополнительные сборы более заметными. Безусловно, на услуги компаний, готовых предложить простые цены «без скрытых дополнений», будет повышенный спрос.

Однако более вероятно, что открыв для себя множество способов накручивания цен, компании будут продолжать это делать. Авиакомпании экспериментируют с отменой льгот при покупке билетов бизнес-класса. BMW и Mercedes-Benz планируют ввести другие платные «дополнительные услуги». Чаевые по-прежнему просят повсеместно. Одна американская авиакомпания теперь позволяет пассажирам давать чаевые бортпроводникам. Очевидно, что тенденция продолжится, и в этом году мы увидим еще больше недовольных клиентов.

В России комитет Госдумы по промышленности и торговле предложил обсудить в весеннюю сессию 2024 года законопроект о требованиях к информации на упаковке о весе и объеме продуктов питания. Производителей могут обязать фасовать товары, такие как яйца, молоко, масло, макароны, гречка и другие, в строго определенные объемы стандартных значений: 250 граммов, 500 граммов, 1 литр и так далее. По замыслу чиновников, такие меры помогут бороться с шринкфляцией и сделают информацию о продуктах более прозрачной для потребителей.

Для компаний критически важно анализировать не только внутренние операционные данные, но и следить за общими тенденциями на рынке. Здесь наш сервис «Прогноз спроса» становится важным инструментом, предсказывая потребность в продукции на короткой и длинной дистанции. Такое решение находит применение у производителей, импортеров и дистрибьюторов, помогает эффективно управлять загрузкой производственных мощностей и товарными запасами, организовать оптимальную цепочку поставок и минимизировать упущенную выгоду от простоя или дефицита товара на полке.

В нашем портфеле есть и другие полезные аналитические сервисы. Модуль BI аналитики рынка обеспечивает доступ к актуальной рыночной информации, собранной на основе данных о транзакциях реальных людей в виде дашборда. Бенчмарк-аналитика углубляет понимание рынка и помогает найти новые точки роста, сравнивая компанию с конкурентами, разбирая продуктовую корзину потребителя и выявляя наиболее востребованные продукты у конкурентов. Профилирование клиентов дополняет эти сведения информацией о покупателях и их интересах на основе предыдущих трат.

И это не весь спектр наших услуг. Мы открыты для работы и над индивидуальными кастомными запросами наших клиентов, которые помогут повысить их конкурентоспособность и адаптивность к текущим рыночным условиям.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma
0
38 комментариев
Написать комментарий...
Barone Rosso

Пиво объемом 0.43, создатели такого шедевра - пусть у вас жопа будет гореть.

Ответить
Развернуть ветку
Леонардо Декабрио

Тоже хотел написать про пиво 0,43, 0,44 и 0,45. Мало того, что неприятно покупать такой объем, так еще и все дepьмовое на вкус, не знаю, что и брать.
Из нормального осталось пиво в КБ в красной банке 0,5, беру его.

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

даже слегка не окосеешь, но и за руль уже нельзя

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

0,45 уже ахуели, а тут 0,43 увидел, сука это вообще за гранью

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Будем брать китайское 0,65 или старое доброе европейское - пинта или честные 0,5. Крутил эту шринкфляцию на одном месте.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

создатели

Ответить
Развернуть ветку
Карина Аубакирова

Какое счастье, что у нас еще не ввели обязательные чаевые))

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kukolevsky

Где-то уже ввели. В Питере в кафе и ресторанах распространенная практика, что когда приходишь компанией больше 8-10 человек, автоматом добавляют +10% в счет - "за обслуживание". Хотя в моем понимании, наоборот, должны бы скидку делать, за опт

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Похоже на навязывание услуг. Присылайте чек в Роспотребнадзор.

Ответить
Развернуть ветку
David Agiyan

В Ереване во всех рестиках +10% по-умолчанию. Но официанты говорят, что это не чаевые, а за обслуживание. То есть на чай еще допом оставляют люди

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Власова

Да, у меня сестра как раз недавно вернулась из путешествия по Армении и жаловалась на это))

Ответить
Развернуть ветку
user0564335

в ближней азии тоже широко распространено

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Турция и Грузия в этот же список

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

И не введут, скорее всего

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла

я бы не был так уверен)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Курицын

боятся команды ФАС))

Ответить
Развернуть ветку
David Agiyan
Ответить
Развернуть ветку
Леонардо Декабрио

Еще и налоги заплати.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

и тут не понятно что больше держит

Ответить
Развернуть ветку
David Agiyan

да что то это дело становится не таким и выгодным) хотя наверняка есть пути оптимизации

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Раткин

"есть пути оптимизации" - ну смотря для кого, для тех кто устраивает инфляцию думаю да)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Прошкина

У нас сервисы доставки уже помимо стоимости самой доставки включают "комиссию за работу сервиса" — то же самое

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

А сама доставка при этом бесплатная. И в чем здесь обман?)

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Стрельникова

ну у нас регуляторы уже начали потихоньку обращать внимание на совсем обнаглевшие компании, посмотрим, что дальше будет :)

Ответить
Развернуть ветку
Zloy Sniper

С объемами и весом продуктов питания можно бороться при помощи обязательного указания на ценнике стримости за 1 кг, литр и т. д. В Ашане, на некоторых ценниках, есть такое. Покупатель, в этом случае, увидит и цену за конкретную упаковку и, для сравнения, в абсолютном измерении. Для некоторых продуктов (как молочка) еще и указывать дополнительно жирность. Вообще ценники (их отсутствие, не под тем товаром, хер поймешь к какому товару) это тоже способ обмана. А навести с ними порядок при помощи законов довольно просто и крайне необходимо.

Ответить
Развернуть ветку
Помощник Гугла
Uber и приложения для совместного использования поездок берут больше, когда спрос высок.

столкнулся с ситуацией - заказал такси, оно уже почти подъехало, выхожу из дома, оно уезжает, проверяю убер - поиск машины. цена выросла на 200 рублей. таксист увидел, сколько дают за другой заказ и отменил текущий?

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Буряков

сделайте скрин заказа и напишите в поддержку ,пусть этого прекрасного водителя на эти 200 рублей и оштрафуют)

Ответить
Развернуть ветку
Артём Смирнов

Нет, водитель подъехал и увидел конечную точку. Она его не устроила.
Все вопросы к Яндексу, почему с их немаленькой комиссией (22-30%) водитель не видит точкуБ. А чтоб видеть ее, доплати еще 5%

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Татарникова
В 2012 году литр пастеризованного молока стоил 33 рубля, теперь же, согласно Росстату, цена составляет 73,81 рубля.

в 2014 году 1 кг бананов стоил меньше 50 рублей. А сейчас...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельник

А я сегодня именно литр молока купил за 55,99.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Novikov

Я думаю, никакой экономии у них из-за этого не появляется. На упаковке писали литр, а там было 950, а теперь пишут 950, а по факту 850..

Ответить
Развернуть ветку
Gor

Да давно пора сделать дополнительные сборы более заметными! А то чувствуешь себя обманутым

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Зомин

Включение чаевых как обязательный доп на мой взгляд свинство. Понимаю, что в той же Америке это привычно, но все равно неприятная история. Повысьте цены на еду и просто платите больше работникам, а не выуживайте деньги насильно.

Ответить
Развернуть ветку
Stasya
Средний размер чаевых в Америке составляет 20% и является самым высоким в мире

У нас, скорее всего, такое не прокатит

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Ермилов

Про девяток яиц уже вспоминали?)

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

В европах вот и по шесть продают

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

Касательно соусов в Маке зависит от страны. В Швеции, например, кетчуп бесплатный, платные только разные другие соусы в упаковках. А для кетчупа стоят специальные наливайки с картонными емкостями.

Ответить
Развернуть ветку
David Agiyan

да вряд ли они по настоящему бесплатные. Все равно покупатели за все платят так или иначе

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда