Девять яиц, 950 грамм гречки и подогрев сидений: как работает скрытая инфляция

Как любят говорить экономисты, бесплатного обеда не бывает. Купив ланч в какой-нибудь стране в McDonald's, вы увидите, что и бесплатных соусов тоже нет — за тот же кетчуп придется заплатить. В условиях резкого роста инфляции компании нашли несколько незаметных способов повысить цены. Может ли 2024 год стать поворотным в этой недоброй тенденции? Мы прочли об этом в The Economist и решили перевести интересный материал для своих читателей, а также посмотрели, что происходит с ценами в России.

Девять яиц, 950 грамм гречки и подогрев сидений: как работает скрытая инфляция

Содержание:

Шринкфляция

Шринкфляция — распространенное явление, когда без изменения стоимости товара снижается его объем. Вы наверняка заметили, что на прилавках магазинов чаще стали появляться упаковки молока по 950 мл вместо 1 литра, пачки круп весом 900 г вместо 1000 г. В 2012 году литр пастеризованного молока стоил 33 рубля, теперь же, согласно Росстату, цена составляет 73,81 рубля. Цена за «недокилограмм» гречки остается такой же, как за килограмм, или даже увеличивается.

Производители прибегают к шринкфляции, чтобы увеличить прибыль. Иногда это обусловлено необходимостью: компания не может покрыть возрастающие затраты. В других случаях — это результат сговора продавцов или простой жадности. В мировой практике подобное тоже встречается. В определенные периоды это считается нормальным: может быть нехватка сырья, проблемы в цепочке поставок, рост себестоимости, что не позволяет сохранить прежние объемы и цены. Но иногда бизнес просто хочет заработать больше.

Российские компании часто делают то же, что и зарубежные: меняют количество продукта в упаковке, но цену оставляют прежней. Это обычно происходит, когда растут затраты на производство, особенно на фасованные продукты и напитки: крупы, сахар, кофе, газировки. Например, у меня есть любимая марка макарон, я часто ее покупаю и помню диапазон цен на нее. Сейчас они продаются в пачке по 450 грамм, а раньше было больше за ту же цену.

Людям тяжело каждый раз считать цену за грамм или объем. Проще платить привычную сумму, даже если в пачке стало меньше товара. И так поступают покупатели не только в России, но и в других странах.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma

Допкост и экстрасервис

Классический пример — техника «развязывания» или уловка авиакомпаний-лоукостеров. Уже давно они начали взимать дополнительную плату за то, что раньше входило в стоимость авиабилета — за питание в полете и сдаваемый багаж. Затем появилась плата за выбор места или за любую ручную кладь в салоне, которая чуть больше сумки со сменным бельем.

Ситуация уже вышла из-под контроля. Некоторые авиакомпании взимают плату за возможность бронирования билетов через интернет (ведь веб-серверам приходится работать гораздо интенсивнее, чтобы доставить бронь на дальние расстояния!!). Другие компании берут деньги за распечатку посадочных талонов, регистрацию в аэропорту или одеяла в полете. Это лишь вопрос времени, когда авиакомпании начнут продавать билеты на трансфер из терминала до самолета, взимать плату за каждый предмет одежды на пассажире или за пользование туалетом (босс Ryanair Майкл О'Лири однажды действительно предложил это делать).

Эта практика получила широкое распространение. Отели и курорты часто берут «плату за заселение», заведения, работающие на вынос, — «за упаковку», а приложения для поездок на попутках — «за безопасность». Платформу для краткосрочной аренды жилья Airbnb критикуют за то, что она берет деньги за обслуживание и уборку.

Дополнительные платежи не ограничиваются услугами, компании адаптировали их и к продуктам. BMW ввела ежемесячный платеж в $18 за активацию подогрева сидений на некоторых своих автомобилях, а за «неограниченный» доступ к опции нужно заплатить $415. Mercedes-Benz берет $60 долларов в месяц или $600 в год за возможность ускорить некоторые модели своих электромобилей. Представьте себе, если это приживется. Хотите использовать зум камеры вашего смартфона? Платите. Хотите использовать духовку на максимальной температуре? Извините, это только для премиум-подписчиков.

Динамическое ценообразование и скрытые чаевые

Второй способ, с помощью которого компании незаметно увеличивают доходы, — это «резкое» повышение цен. Авиакомпании и отели уже давно меняют свои цены в зависимости от сезонного спроса. Но возможность отслеживать спрос в режиме реального времени позволяет корректировать цены от минуты к минуте: Uber и приложения для совместного использования поездок берут больше, когда спрос высок.

Теперь резкое повышение цен распространяется и на другие отрасли. В сентябре одна из британских сетей пабов объявила, что пинта пива будет стоить дороже по вечерам и в выходные дни, а также во время крупных спортивных событий. Цены на билеты на концерты, спортивные мероприятия и в тематические парки также постоянно растут. В теории это триумф невидимой руки рынка: хочешь платить меньше — покупай в период низкого спроса. Но недовольные потребители жалуются, что грань между ценой, которую диктует рынок, и наживой очень тонка.

Распространяется и неудержимая эпидемия чаевых. Иностранцы в США уже много лет сталкиваются с завышенными ожиданиями в этом направлении. Средний размер чаевых в Америке составляет 20% и является самым высоким в мире. Оправданием служит то, что работникам сферы обслуживания по закону платят всего $2,13 в час, поэтому клиенты должны поступать достойно, чтобы официанты, бармены и другие работники могли зарабатывать на жизнь. Теперь клиентов просят дать чаевые в магазинах, на автоматах самообслуживания и даже на веб-сайтах.

Некоторые отели автоматически включают в счет чаевые для персонала, вводя скрытую плату. Из-за повсеместного распространения приложений и бесконтактных систем оплаты просьба о чаевых распространилась и на другие страны. Австралийцы ворчат, что приложения по доставке еды теперь автоматически добавляют чаевые. Индийцев часто озадачивают просьбы дать чаевые таксистам.

В России система чаевых считается эффективной, потому что она прямо связана с качеством обслуживания. В стране действуют решения, позволяющие направлять чаевые конкретному работнику, а не в общий счет. Это значит, что если официант хорошо работал и клиенту все понравилось, тот может оставить чаевые непосредственно ему. Такой подход мотивирует работников сферы услуг стараться лучше.

Если бы чаевые стали обязательными, это могло бы снизить стимул к предоставлению качественного сервиса. Ведь в таком случае сотрудник получал бы дополнительные средства независимо от уровня своей работы. Важно, чтобы система чаевых оставалась способом выразить благодарность за хорошее обслуживание, а не превращалась в обязательный налог.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma

Когда все это кончится?

Может быть, в 2024 году лихорадка скрытого повышения цен наконец закончится? Возможно. Снижение инфляции может сдержать использование диковинных методов сохранения маржи. Правительства уже подумывают о регулировании: президент США Джо Байден хочет бороться с «нездоровыми» тарифами. BMW недавно все-таки отказалась от платы за подогрев сидений в ответ на гнев клиентов. Airbnb переделал свою платформу, чтобы сделать дополнительные сборы более заметными. Безусловно, на услуги компаний, готовых предложить простые цены «без скрытых дополнений», будет повышенный спрос.

Однако более вероятно, что открыв для себя множество способов накручивания цен, компании будут продолжать это делать. Авиакомпании экспериментируют с отменой льгот при покупке билетов бизнес-класса. BMW и Mercedes-Benz планируют ввести другие платные «дополнительные услуги». Чаевые по-прежнему просят повсеместно. Одна американская авиакомпания теперь позволяет пассажирам давать чаевые бортпроводникам. Очевидно, что тенденция продолжится, и в этом году мы увидим еще больше недовольных клиентов.

В России комитет Госдумы по промышленности и торговле предложил обсудить в весеннюю сессию 2024 года законопроект о требованиях к информации на упаковке о весе и объеме продуктов питания. Производителей могут обязать фасовать товары, такие как яйца, молоко, масло, макароны, гречка и другие, в строго определенные объемы стандартных значений: 250 граммов, 500 граммов, 1 литр и так далее. По замыслу чиновников, такие меры помогут бороться с шринкфляцией и сделают информацию о продуктах более прозрачной для потребителей.

Для компаний критически важно анализировать не только внутренние операционные данные, но и следить за общими тенденциями на рынке. Здесь наш сервис «Прогноз спроса» становится важным инструментом, предсказывая потребность в продукции на короткой и длинной дистанции. Такое решение находит применение у производителей, импортеров и дистрибьюторов, помогает эффективно управлять загрузкой производственных мощностей и товарными запасами, организовать оптимальную цепочку поставок и минимизировать упущенную выгоду от простоя или дефицита товара на полке.

В нашем портфеле есть и другие полезные аналитические сервисы. Модуль BI аналитики рынка обеспечивает доступ к актуальной рыночной информации, собранной на основе данных о транзакциях реальных людей в виде дашборда. Бенчмарк-аналитика углубляет понимание рынка и помогает найти новые точки роста, сравнивая компанию с конкурентами, разбирая продуктовую корзину потребителя и выявляя наиболее востребованные продукты у конкурентов. Профилирование клиентов дополняет эти сведения информацией о покупателях и их интересах на основе предыдущих трат.

И это не весь спектр наших услуг. Мы открыты для работы и над индивидуальными кастомными запросами наших клиентов, которые помогут повысить их конкурентоспособность и адаптивность к текущим рыночным условиям.

Елена Титова, аналитик продукта «Прогноз спроса» Platforma
2929
38 комментариев

Пиво объемом 0.43, создатели такого шедевра - пусть у вас жопа будет гореть.

6

Тоже хотел написать про пиво 0,43, 0,44 и 0,45. Мало того, что неприятно покупать такой объем, так еще и все дepьмовое на вкус, не знаю, что и брать.
Из нормального осталось пиво в КБ в красной банке 0,5, беру его.

2

Какое счастье, что у нас еще не ввели обязательные чаевые))

2

Где-то уже ввели. В Питере в кафе и ресторанах распространенная практика, что когда приходишь компанией больше 8-10 человек, автоматом добавляют +10% в счет - "за обслуживание". Хотя в моем понимании, наоборот, должны бы скидку делать, за опт

2

В Ереване во всех рестиках +10% по-умолчанию. Но официанты говорят, что это не чаевые, а за обслуживание. То есть на чай еще допом оставляют люди

И не введут, скорее всего