Развитие финансовой грамотности у школьников

Развитие финансовой грамотности у школьников — крайне актуальная задача, и существует много полезных игр и курсов на эту тему. Но возможно ли научиться правильно обращаться с деньгами, играя в настольную игру или раз в неделю посещая курсы? Конечно, нет. Финансовая грамотность — ежедневная наука, которую дети постигают опытным путём. При поддержке родителей и педагогов.

Как научить ребенка вести личный бюджет

Возраст первых карманных денег — 7 лет, когда ребёнок идёт в школу. Он получает небольшие суммы и учится правильно распоряжаться ими. Мы в нашей "Школе талантливых детей" договариваемся с родителями, чтобы они давали по 300–500 рублей в неделю. И здесь есть два важных педагогических момента.

В 1-м классе ребёнок знакомится с разрядами, и понятия 100, 200, 500 приобретают для него конкретный смысл, потому что в его кошельке лежат соответствующие купюры.

Дети обсуждают друг с другом траты, обмениваясь личным опытом. Все ведь по-разному распоряжаются деньгами. Одни расходуют их на всякую мелочь, а другие откладывают, чтобы купить что-то серьёзное. Например, у нас в школе мальчик несколько месяцев копил на космический корабль Лего, который стоил около 17 тысяч. И когда он наконец его купил, другие ученики, тратившие карманные средства на жвачки, конфеты и наклейки, вдруг осознали: «Но ведь он получал от родителей те же 500 рублей в неделю! Так что ж, если мы будем экономить на мелочах, то тоже сможем купить игрушку своей мечты?!» Это был маленький, но важный инсайт. В результате ребята стали планировать свои расходы.

На первых порах ребёнка следует направлять. Задавать наводящие вопросы, рассказывать мотивирующие истории (наподобие той, что описана выше). Учить ставить цели, правильно рассчитывать сроки их достижения и планировать личный бюджет. Поощрять смекалку — например, ребёнок может сообразить, что на праздник можно попросить не подарок, а деньги, которые он добавит к тем, что лежат в копилке, и сможет быстрей исполнить свою мечту.

Учтите, что ребёнок берёт пример прежде всего с вас. Задумайтесь, как к финансовому планированию относитесь вы сами? Управляете ли вы расходами, или деньги в вашей семье неконтролируемо текут рекой и уплывают сквозь пальцы? И если вы тщательно планируете бюджет, знает ли об этом ребёнок? Если вы хотите взрастить в нём финансовую грамотность, обсуждайте с ним семейные траты.

Расскажите, сколько уходит на питание, сколько на хозяйственные нужды и развлечения. Объясните, откуда берутся деньги на отпуск (сколько вы откладываете в месяц) и крупные покупки (машина, квартира и т. п.). И как вам удаётся экономить, не отказывая себе и близким в приятных мелочах.

Покажите, как вы записываете расходы, и научите ребёнка вести бюджет.

Для начала сгодится тетрадка, в которой он будет выполнять самые простые расчёты.

Или можно нарисовать плакат с таблицей на 12 граф, где он будет фиксировать ежемесячные доходы и траты. Изобразите на плакате цели (мечты, желания) и сроки их достижения. Чем наглядней информация, тем лучше она воспринимается.

В средних и старших классах можно использовать мобильные приложения.

Результатом такого подхода станет здоровое отношение ребёнка к деньгам. И к подростковому возрасту, когда появляются первые возможности для заработка, он будет анализировать и планировать свой бюджет.

Как объяснить ребёнку, что такое налоги и налоговые вычеты

С 14 лет можно регистрировать ИП или самозанятость. Многие в эти годы совершают первые шаги на поприще дизайна и IT, выполняя несложные работы по вёрстке сайтов и созданию макетов. Другие мастерят игрушки и аксессуары, проводят мастер-классы — кому что больше нравится. Подросток должен понимать, как вести свой маленький бизнес, не нарушая закона. Поэтому родителям и педагогам стоит заранее позаботиться о том, чтобы дать школьнику необходимые знания.

Однако тут надо учитывать важный нюанс: для тех, кто не имеет с налогами дела, они являются сугубо абстрактным понятием. Ребёнок ли, взрослый — неважно. Вспомните себя: когда вы впервые задумались о налогах? Скорее всего тогда, когда вам понадобилось их уплатить или составить декларацию. И если вы просто расскажете ребёнку о том, что существуют «такие-то налоги и вычеты», он едва ли запомнит их, поскольку эта информация лишена для него практического смысла.

Именно поэтому я разработала для "Школы талантливых детей" программу «Бизнес-недели». Она представляет собой квест, в котором ученик за 2 недели проходит путь от стартапера-новичка до владельца компании. В процессе он знакомится с такими понятиями, как налоги, себестоимость, доход, прибыль и т. д. И не просто знакомится, а постигает на практике, то есть выполняет расчёты, составляет бизнес-план, платит работникам зарплату, исчисляет налоги и взносы. Всё, как в реальной жизни. Таким образом мы создаём ситуацию, в которой ребёнок может применять экономические знания уже сейчас, а не в отдалённом будущем.

В домашних условиях можно играть в настольные бизнес-стратегии и экономические игры. Вариантов масса — как для дошколят, так и ребят постарше. В процессе игры дети узнают экономические термины, создают свою бизнес-империю и разбирают на её примере такие непростые темы, как налогообложение.

Как реагировать, если ребенок тратит больше, чем рассчитывают родители

Умение планировать свой бюджет предполагает управление спонтанными (эмоциональными) покупками. Их можно время от времени совершать, не ударяясь в такие крайности, когда человек во всём себе отказывает либо становится безудержным шопоголиком.

Ребёнку следует объяснить, что спонтанные траты — это часть бюджета. Иначе говоря, если он увидел какую-то вещь и сильно захотел, то можно её купить, если в его бюджете есть соответствующая графа, которая так и называется «Спонтанные покупки». Такой рациональный подход лучше защищает от неумеренных трат, чем блокировка приложений Wildberries и Ozon.

Если же ваш ребёнок не сумел совладать с эмоциями и за два дня потратил деньги, которые ему дали на неделю, это его ответственность. Он должен встретиться лицом к лицу с последствиями своего выбора. Не давайте ему денег до конца недели. Он сделает правильные выводы и получит ценный опыт, который в будущем убережёт его от подобных ошибок.

Начать дискуссию