Как продать бизнес: от первых шагов до заключения сделки

В жизни каждого предпринимателя встречается ситуация, когда одним из решений может быть продажа бизнеса. Кому-то может показаться, что это сложно, но это обычный процесс. В статье рассказываю, как продать бизнес от появления идеи до заключения сделки.

Как продать бизнес: от первых шагов до заключения сделки

Этапы продажи бизнеса

Итак, вы задумали неладное – продажу бизнеса. Теперь вам предстоит пройти путь из 5 ключевых этапов.

1. Анализ бизнеса и рынка

2. Подготовка бизнеса к продаже и оценка

3. Поиск покупателя

4. Показ бизнеса и переговоры

5. Заключение сделки

Каждый этап представляет из себя определенный набор действий, который рассмотрим дальше в статье.

Анализ бизнеса и рынка

Это рутинный этап. Нужно собрать все цифры по бизнесу за максимально возможный период времени, но не менее 2 лет точно. Если бизнесу меньше года будет сложнее его продать.

Итак, что нужно? Объем продаж помесячно, объем закупок, вложения в маркетинг, зарплата сотрудников, аренда, налоги, проценты по кредиту и все прочие расходы и доходы. Желательно детализировать максимально, то есть вплоть до дня.

Для начала можно в общем прикинуть, на втором этапе уже потребуется детализированно.

Также нужно посчитать расходы на материальные активы, что сейчас есть на балансе и посчитать чистую прибыль бизнеса.

В результате у нас есть понимание, сколько бизнес приносит чистыми, после вычета всех расходов и налогов, что есть на балансе и какие есть расходы.

Дальше смотрим на наше местоположение, бренд, и прочие нематериальные активы. И в этот момент мы можем прикинуть сколько это может стоить. Заодно сравнить с цифрой желаемой.

Следующий шаг – окунуться в реальность. Идет на площадки. Где бизнесы продаются и смотрим предложения конкурентов со схожими показателями. Видим их цену, узнаем откуда она взялась и наблюдаем, кто по итогу продал бизнес, а кто нет.

И в заключении у нас есть предварительная оценка бизнеса.

Подготовка бизнеса к продаже и оценка

На этом этапе готовим свой бизнес к продаже, чтобы он выглядел максимально привлекательно для потенциальных покупателей. Детализируем цифры и более точно оцениваем стоимость бизнеса. Здесь можно обратиться к профессиональным участникам рынка, как к аудиторам для более точной оценки, так и к бизнес брокерам.

После сбора и подготовки всех документов их следует собрать в единую доказательную базу, также подготовить все документы, которые будут передаваться: регламенты, обучающие видео, доступ, договора аренды и поставок и прочее.

Получив более точную стоимость и уже упаковав весь бизнес начинаем продумывать стратегию продажи бизнеса, создаем воронку продажи, определяем Целевую Аудиторию и делаем соответствующие предложения.

И в завершение готовим рекламные и презентационные материалы о бизнесе.

Поиск покупателя

На этом этапе запускаем рекламу. Для этого потребуется выделить бюджет. Продвигаемся на специализированных площадках, в соц. сетях, в контекстной рекламе и собираем заявки.

Работа с воронкой покупателей
Работа с воронкой покупателей

Общаемся с каждым покупателем и проверяем его на предмет «конкурент, проходимец или реальный покупатель». На этапе общения важно установить контакт с покупателем, отвечать четко и по делу, не используя ненормативную лексику и не быть вялой мухой.

После чего уже договариваемся о встрече, где будет происходить показ бизнеса.

Показ бизнеса и переговоры

На этом этапе мы ближе знакомимся с покупателем и рассказываем ему про бизнес. Как правило первая встреча ознакомительная, сразу торговаться не стоит.

Показ пиццерии в рабочее время
Показ пиццерии в рабочее время

Цель встречи показать и рассказать про бизнес так, чтобы человек захотел купить и договорится о следующем шаге. Если он готов это сделать сразу – здорово! Но чаще людям нужно еще обдумать, сравнить с другими предложениями и, в целом, осмыслить сказанное, чтобы в последствии сделка не сорвалась из-за того, что вы надавили и он/а согласились.

Если на встрече есть какие-то возражения – прекрасно, помогите покупателю разобраться в вопросе вашего бизнеса. После встречи у вас должна быть на руках как минимум дата следующего контакта, где вы перейдете к сделке, желательно через день два, чтобы покупатель не забыл.

Во время второго контакта, если человеку потенциально интересно переходите к согласованию условий сделки, отрабатываете возражения и договариваетесь о дате сделки.

Заключение сделки

Наступила дата сделки. Вы заранее подготовили документы с юристом, договорились с нотариусом, если у вас ООО и пришли на встречу.

Договор купли-продажи бизнеса и акт-приема передачи
Договор купли-продажи бизнеса и акт-приема передачи

На встрече прошлись по всем условиям, подписали документы, передаете бизнес, забираете деньги. Процесс передачи может продлиться несколько недель, пока пройдет переподписание договора аренды, перезаключение контрактов с поставщиками и клиентами, а также передача всех доступов.

Итак, мы кратко рассмотрели, как продать бизнес. Еще больше полезных статей по сделкам купли- продажи бизнеса и инвестированию читайте в моем профиле на VC.

Чем Я еще буду Вам полезен?

1. Консультации — оценю стоимость бизнеса и составлю стратегию продажи бизнеса или привлечения инвестиций именно в вашу компанию — Вы сможете сделать всё сами без потери времени и качественно.

2. Упаковать проект — детально проработаем упаковку проекта, ответив на все вопросы потенциального инвестора/ покупателя и вызовем интерес к вашему проекту.

3. Взять задачу по продаже бизнеса / привлечению инвестиций — я и команда возьмем все заботы по сделке на себя, вам останется продолжить развивать бизнес.

Остались вопросы — пишите в комментарии.

Еще больше вопросов, ситуаций и историй сделок по продаже бизнесов и привлечению инвестиций в моем телеграм канале.

11
Начать дискуссию