Реальная цена коррупции (обзор ключевых экономических исследований)

Пожалуй, сейчас как никогда стало ясно, что истинная цена коррупции – это человеческая жизнь. Парадокс ситуации заключается в том, что экономисты уже довольно давно доказали статистически значимую связь между коррупцией и смертностью – так, опосредованными жертвами коррупции в здравоохранении признаны миллионы людей и сотни тысяч детей.

Cразу отмечу, что коррупция проблема вообще всех стран на земном шаре.

Кстати, если вы предпочитаете видео тексту, то можно посмотреть ролик на моем youtube:

Главная метрика коррупции в мире, это Индекс Восприятия от ассоциации Transparency International. И вот даже самая кристально честная страна в мире из имеющихся – Дания, все равно получила оценку лишь в 90 баллов из 100 возможных. Среднемировое значение составляет всего 43 балла. А вот результат России совсем удручает – 26 баллов и 141 место рейтинга из 180 возможных, также как у Уганды или Кыргызстана. Впрочем, на 1 место лучше Мадагаскара – это победа, ящитаю!

Реальная цена коррупции (обзор ключевых экономических исследований)

Чтобы понять насколько коррупция распространена в современном мире, назову лишь пару цифр из глобального барометра ассоциации Transparency International:

Каждый 4й человек в Мире давал взятку в течение последнего года, эта доля колебалась от примерно каждого 10го в Европе до почти каждого 3-го в СНГ. А, например, каждый 5-й человек хотя бы раз в жизни давал взятку в медицинских учреждениях.

В итоге вообще не удивительно, что 57% опрошенных считают, что их правительство плохо справляется с коррупцией.

Вопрос анализа конкретного влияния коррупции будоражил умы экономистов уже довольно давно, но одно из первых по-настоящему фундаментальных исследований в середине 90-х провел Paolo Mauro под эгидой МВФ и статистически подтвердил вполне ожидаемый результат, что коррупция существенно препятствует экономическому развитию. Одним из самых сильных факторов, посредством которого коррупция снижает экономический рост, является сокращение частных инвестиций, на долю которых приходится по меньшей мере треть общих негативных последствий.

Также исследования показывают, что в странах, богатых природными ресурсами средний уровень коррупции почти на 20% выше, чем в странах, где их немного. Так как передел ресурсов всегда сопряжен со взятками, бандитизмом и повышенным желанием государства контролировать отрасль.

Пауло Мауро же даже рассчитал некоторые взаимосвязи, например, снижение коррупции на 20 п.п. приводит к росту инвестиций на 4 п.п. (процентных пункта), а ВВП на 0,5 п.п. Кроме того, он подтвердил и косвенное влияние коррупции на экономику: то же самое снижение на 20 п.п. обычно приводит к росту инвестиций в образование и здравоохранение примерно на 0,5% от ВВП.

И эти пол процента куда серьезнее чем кажутся. Исследование влияния различных факторов на детскую смертность в мире, показало, что коррупция оказывает куда более сильное влияние, чем такие вещи как грамотность населения, доступ к чистой воде или даже вакцинация. Ученые показали, что примерно 1,6% детских смертей в мире можно косвенно объяснить коррупцией в стране и здравоохранении в частности, а это, вообще-то, 140 000 детских жизней.

Если визуализировать результаты Мауро, то получится примерно следующий график зависимости коррупции и индекса человеческого развития (это как раз общий индекс, учитывающий ВВП, образование и продолжительность жизни):

Реальная цена коррупции (обзор ключевых экономических исследований)

И явная взаимосвязь параметров тут видна даже невооруженным взглядом. А вот положение России очень сильно расстраивает – по своему социально-экономическому развитию мы должны бы были страдать от коррупции гораздо меньше и быть где-то в районе Греции и Малайзии. Но конечно же экономические модели не учитывают исторические особенности, которые нас и подводят…

Мауро в своей работе учел лишь явное влияние коррупции на экономический рост, но реальное влияние коррупции конечно же гораздо сложнее. Например, завышение цены госконтракта на строительство - классический пример коррупции, который на бумаге приведет даже к росту ВВП, но, конечно же, пагубно отразиться на экономике в будущем.

В частности, ООН оценивает среднее завышение стоимости, а, следовательно, потерю денег на госконтрактах от 10 до 25% их стоимости.

Последующие глобальные исследования экономистов из МВФ в начале 2000-х подтвердили, что коррупция оказывает влияние и на снижение эффективности государственных инвестиций, и на значительное уменьшение притока прямых иностранных инвестиций, и на увеличение военных расходов в более коррумпированных странах. Рост коррупции на 10 п.п. замедляет рост доходов населения примерно на 2% п.п. в год. При этом, коррупция усугубляет расслоение общества, фактически действуя как регрессивный налог: именно бедные домохозяйства, как правило, платят большую часть своего дохода на взятках, чтобы получить доступ к государственным услугам.

С точки зрения бизнеса, коррупцию также нельзя рассматривать как просто еще один дополнительный налог, потому что коррупционные издержки непредсказуемы и в странах с высокой коррупцией компании гораздо реже рискуют и не тратят значительные деньги на инвестиции. Так, исследования Рэя Фишмана показали, что при приблизительно равных фактических расходах от налогов и от коррупционных поборов, рост выручки компаний в случае коррупции будет замедляется примерно в 2,5 раза по сравнению с заранее заданным налоговым обременением. А прошлогоднее исследование поведения мультинациональных компаний показало, что коррупция является одним из основных сдерживающих факторов для привлечения международного бизнеса в страну. Так, увеличение коррупции на 10% снижает вероятность прихода иностранных компаний на ее рынок на 4 п.п. При этом, коррупция имеет даже большее значение при принятии инвестиционных решений, чем рост емкости рынка потребления этой страны.

И все эти факторы могут не так сильно сказываться на экономике стран в моменте, но приводят к ухудшению показателей в среднесрочной перспективе. В частности, было показано, что изменение в уровнях коррупции в стране – будь то в плюс или в минус, сильнее всего отразится на реальной экономике только через 6-10 лет.

Также МВФ попытался оценить и косвенные показатели коррупции, например, как меняется доходная часть бюджета страны. Их исследования показали, что средняя доходность государственных предприятий в мало коррумпированных странах примерно на 5 п.п. выше, чем в коррумпированных. Эдак один только Газпром за последние 8 лет мог бы заработать для бюджета на 0,5 триллиона рублей больше.

Аналогично, социальные расходы отличаются примерно на треть между высоко- и низко- коррумпированными странами. Также от коррупции страдает и собираемость налогов примерно на 4% ВВП. Нецелевое же расходование государственных инвестиций различается примерно вдвое в коррумпированных странах, по сравнению с менее коррумпированными.

В конечном счете, команда из гарвардского университета в своем недавнем исследовании, которое так и называется «Taxation, corruption, and growth» оценили, что при полном искоренении коррупции общемировое благосостояние выросло бы примерно на 22%

Суммарно, по расхожим оценкам ООН и МВФ прямая коррупции, такая как взяточничество и казнокрадство оценивается примерно в $3-4 трлн ежегодно

Такие дела...

Начать дискуссию