Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

6 февраля Uber опубликовал результаты компании за чётвертый квартал и подвёл итоги года. Чистый убыток в $8,5 млрд — не самая интересная новость. Изучая отчётность, я обнаружил неприкрытую манипуляцию данными, и сейчас я вам это докажу.

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

В свежем финансовом документе главный акцент уделён Non-GAAP терминам Adjusted Net Revenue (ANR) и Adjusted EBITDA (AE). Для тех, кто не знает, сразу скажу про Non-GAAP. У многих компаний есть потребность в собственных ключевых метриках и они изобретают скорректированые показатели, не соответствующие стандартам (GAAP) комиссии по ценным бумагам.

Например, у Uber скорректированная выручка представляет из себя выручку за вычетом дополнительных вознаграждений водителям. Для чего это сделано? Предположим, что компания забирает себе с платежа клиента 25%, а оставшиеся 75% отдаёт водителю. Однако чтобы привлечь нового таксиста в систему, сервис может выделить 10% бонусов сверхнормы.

99 страницы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.sec.gov%2FArchives%2Fedgar%2Fdata%2F1543151%2F000119312519103850%2Fd647752ds1.htm&postId=105854" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">проспекта</a> IPO​
99 страницы проспекта IPO​

Uber убеждён, что платит привлечённым в систему водителям достаточно и верит в условную пропорцию 25/75. Поэтому когда выплачиваются дополнительные 10% бонусов, они записываются в расходы, а выручка от gross booking по-прежнему равна 25%. Но де-факто выручка уменьшается и чтобы не запутаться окончательно, эту новую выручку в Uber именуют ANR.

Сей принцип формирования ANR я ещё упоминал в статье «Что ждёт Uber после IPO». Осталось разобраться с тем, что такое Adjusted EBITDA. Рекомендую ознакомиться со всем перечнем корректировок, которые включает в себя этот показатель в любом из финансовых отчётов. А теперь давайте посмотрим на значения AE:

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

Годовая AE всего Uber в минусе на $2,7 ярда, а сугубо по поездкам она положительная и равна $2 миллиардам. Логично предположить, что сегменты Eats с Freight, ATG и прочим тянут эту самую скорректированную EBITDA вниз на колоссальные $4,7 миллиарда. Но, к сожалению, годовых значений AE по этим направлениям Uber не публикует. Есть только квартальные:

Segment Adjusted EBITDA
Segment Adjusted EBITDA

AE по всем сегментам, кроме поездок получается в минусе на $713 миллионов. То есть их Adjusted EBITDA должна быть в плюсе на $29 миллионов, но это не так. Из полученного значения ещё почему-то вычитаются Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Двусмысленность терминологии и формальная логика не оставили во мне никаких сомнений по поводу того, что Uber манипулирует отчётностью. Для чего это делается? Я думаю для того, чтобы сказать, мол, мы ведаем, что творим, ведь по поездкам мы уже давно в плюсе.

Считаете моё предположение вздором? Вбейте в поиск «Uber rides business profit». Например, Ars Technica уже смело говорит, что подразделение такси прибыльное, поскольку EBITDA положительная, забывая, что это вовсе не EBITDA, а скорректированный Non-GAAP.

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

В итоге у нас есть две Adjusted EBITDA — общая и относящая к определённому сегменту. Происхождение общей AE показано в таблице выше, взятой из презентации инвесторам. Сегментная, как мы уже знаем, исключает Corporate G&A и Platform R&D расходы.

Corporate G&A also includes certain shared costs such as finance, accounting, tax, human resources, information technology and legal costs. Platform R&D also includes mapping and payment technologies and support and development of the internal technology infrastructure.

Воспользуюсь аллегорией, дабы пояснить, что значит положительная AE по поездкам. Представьте, что у вас есть ресторан. Вы знаете себестоимость самого популярного блюда с учётом труда повара. Пусть это будут пельмени. Так вот разница между себестоимостью пельменей и ценой продажи — есть ваша AE.

Посудомойки, официанты, кассир, бухгалтер, управляющий, налоги и скидки — не в счёт. Главное — положительная скорректированная EBITDA по пельменям. Если вы этого добились, то, вероятно, компетентные журналисты начнут писать, что ваше заведение скоро станет прибыльным, ибо вы достигли профицита в пельменном сегменте.

Возвращаюсь к Uber. Дара Хосровшахи уже не первый квартал говорит о цели добиться положительной AE. Но меня удивило, что в последней презентации эта цель интерпретируется как профицит. Компания даже в планах не озвучивает реальную прибыльность.

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

Посмотрите внимательнее на график выше. Напомню, что ANR это выручка за вычетом дополнительных бонусов водителям. И, что логично, эти бонусы также вычитаются из расходов. Всё честно. А сейчас я покажу вам магию цифр.

В 2019 году GAAP Revenue составил $4,096 млн, убыток — $971 млн. Adjusted Net Revenue равен $3,730 млн, убыток — $615 млн. В первом случае отношение убытка к выручке равно (23,8)%, во втором (16.4)%. Ну классно же? Вот вам картинка для простоты понимания:

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

Самое забавное, что про эти их методы я уже писал, только раньше в проспекте фигурировал термин Core Platform Contribution Profit. И если тогда мне казалось, что компания пытается выглядеть привлекательнее ради успешного дебюта на фондовом рынке, то сейчас мне кажется, что это реальное целеполагание внутри Uber.

Апофеоз

В 2019 году чистый убыток «стартапа» составил $8,5 миллиардов, при выручке в $14 ярдов. Доходы увеличились на 26% YoY, однако их рост замедляется как в процентном соотношении, так и в абсолютных числах. Важно подчеркнуть, что при сокращающихся темпах наращивания выручки расходы наоборот выросли. И это происходит за минусом stock-based compensation.

Как Uber показывает «прибыльность» поездок в отчётности и почему это похоже на манипуляции данными

В июле 2019 года Uber уволил 400 из 1200 сотрудников отдела маркетинга, и я ожидал хотя бы сокращения костов по SG&A, однако с начала года они только увеличились. Adjusted EBITDA в сегменте поездок положительная, но направление еды по этому показателю в минусе на $466 млн в Q4 и $316 млн в Q3.

Это (66)% и (67)% YoY. Расходы по еде растут линейно и они даже не думают уменьшаться. Направления Freight, ATG и Other bets также стабильно убыточны.

Подводя итог, я хочу сказать, что за год ситуация в Uber нисколько не улучшилась, а точнее даже ухудшилась. Правда, у компании на руках есть около $11 миллиардов и солидные доли в «Яндекс.Такси», Grab и Didi. Времени на чудеса в операционном управлении у Дары, наверное, достаточно. И я бы верил, что они произойдут, если бы не наблюдал откровенные ухищрения и манипуляции в отчётности.

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

106106
120 комментариев

Так я и думал.

18

Убер - отличный пример,
"стартап" ни разу за всю свою историю не показывал прибыль даже формально, а капитализация неизменно растет...🙊

6

Комментарий недоступен

14

Я не скажу, что я дока в бухгалтерии, но несколько проспектов и пару десятков отчётов читал. Подобный подход заметил только у Убера. Да, всякие Adjusted есть у всех, но они не выносятся на передний план. Плюс по ним не именуют профицитом. У Убера есть очевидная подтасовка. Тот же Rides AE и AE они ставят рядом, демонстрируя, что по поездкам у них солидный плюс. Но это разные по своей структуре показатели. 

4

По мне так все правильно - расходы на разработку для стартапа - это расходы на захват рынка - на максимальный рост - на промо по сути. Как и расходы на промо вполне могут быть существенно сокращены до уровня поддержки без особого ущерба для бизнеса, когда рынок уже захвачен.

Комментарий недоступен

7

Ну как же не манипуляции? Моя статья началась с таблицы, где есть Rides AE и общая AE. Они стоят друг за другом без каких либо примечаний. Для простоты понимания давайте заменим AE на чистую прибыль. Убер пишет: чистая прибыль по поездкам — 2700. Чистая прибыль компании — минус 2000. Человек читает и думает — они научились зарабатывать на такси, просто сейчас инвестируют огромный капитал в другие направления. Но по факту оказывается, что чистая прибыль по поездкам — это не чистая прибыль, а сегментная чистая прибыль, которая исключает G&A и R&D. Так вот у Убера, Rides AE — не AE, да и сам AE проблематичен. 

Манипуляция — это не только про то, когда в фильмах один из героев в горе бумаг находит сокрытие миллиардов долларов. 

2