Что такое IPO

«Тот, кто хочет получить все и сразу, получает ничего и постепенно». (с) Какой-то аноним с инвестинг.ком
«Тот, кто хочет получить все и сразу, получает ничего и постепенно». (с) Какой-то аноним с инвестинг.ком

Эпилог

Если ты хочешь бросить проклятую работу 8 на 5, если ты хочешь тачки, яхты, горы кокоса и вот ЭТО ВОТ ВСЕ! ХОЧЕШЬ ЖИТЬ И БЫТЬ, А НЕ СУЩЕСТВОВАТЬ? ХОЧЕШЬ?! ДА ИЛИ НЕТ?

СТОП!

Так могло бы начинаться любое инфоцыганское вступление различных пабликов, рекламирующих невероятные доходности на первичных публичных размещениях акций на американской бирже, или коротко IPO (Initial Public Offering).

В данной серии статей мы все-таки попытаемся разобраться, что же такое IPO и с чем его едят, как принять участие в этом невиданном аттракционе щедрости, что такое «паучье чутье», и какие подводные камни подстерегают нас на этом непростом пути.

Что такое IPO?

IPO относится к процессу предложения акций частной корпорации населению путем выхода на биржу. Такая эмиссия акций позволяет компании привлекать капитал от публичных и государственных инвесторов, а также получить профит ранним частным инвесторам.

Компания, планирующая IPO, обычно выбирает андеррайтера и биржу, на которой будет происходить размещение акций – это долгий и тернистый процесс, который требует высоких финансовых и временных затрат, наличия команды профессионалов.

Что такое IPO

Первичное публичное размещение акций (IPO)

Что такое IPO

Термин IPO издревле был модным словечком среди инвесторов и на Уолл-стрит. Голландцам приписывают проведение первого современного IPO – вспоминаем предложение акции голландской Ост-Индской компании широкой публике.

В разгар бума доткомов, количество технологических IPO росло как на дрожжах, так как стартапы без выручки спешили заявить о себе на фондовом рынке, а 2008 завершился годом с наименьшим количеством IPO, чему поспособствовал финансовый кризис. После рецессии, последовавшей за ним, IPO прекратились, и в течение нескольких лет новые листинги были редкостью. Однако, в последнее время эта тема стала вновь актуальна, а значительная масса IPO проводится так называемыми единорогами — начинающими компаниями и стартапами, чья частная оценка превысила 1 МИЛЛИАРД $. Стоит отметить, что СМИ очень любят спекулировать новостями о решении компании остаться частной или все-таки выйти на рынок посредством первичного размещения или прямого листинга на бирже.

За и против выхода компании на IPO

До IPO компания считается частной. Как частная компания, бизнес растет с небольшим числом акционеров, включая ранних инвесторов, таких как основатели, семья и друзья (кумы, браты, сваты). Помимо этого, в число акционеров также могут входить профессиональные инвесторы, венчурные капиталисты и бизнес-ангелы. Когда компания достигает определенной зрелости и уверенности, она может принять волевое решение и пройти все круги ада комиссии по ценным бумагам и биржам США — The United States Securities and Exchange Commission или коротко SEC (привет Паше Дурову ).

Как уже говорилось ранее, обычно это компании — единороги с частной оценкой примерно в 1 миллиард долларов. Тем не менее, частные компании с сильными фундаментальными показателями и доказанным потенциалом прибыльности также могут претендовать на IPO, в зависимости от рыночной конкуренции и их способности отвечать требованиям листинга.

Преимущества IPO для компании заключаются в следующем:

  • Привлечение долгосрочного капитала, который не надо возвращать (звучит неплохо);
  • Обретение рыночной стоимости (капитализации);
  • Улучшение финансового состояния компании;
  • Привлечение инвестиций в будущем на более выгодных условиях;
  • Повышение стоимости акций;
  • Диверсификация портфеля акционеров;
  • Улучшение имиджа и повышение престижа компании;
  • Получение листинга на фондовой бирже;
  • В̶о̶з̶м̶о̶ж̶н̶о̶с̶т̶ь̶ ̶о̶б̶к̶е̶ш̶и̶т̶ь̶с̶я̶ ̶о̶б̶ ̶т̶о̶л̶п̶у̶ ̶р̶а̶н̶н̶и̶х̶ ̶и̶н̶в̶е̶с̶т̶о̶р̶о̶в.

Но компании могут столкнуться с рядом недостатков, связанных с выходом на рынок, и потенциально могут выбрать альтернативные стратегии. Некоторые из основных недостатков включают в себя следующее:

Что такое IPO
  • IPO – это дорого. Возникают значительные и постоянные юридические, бухгалтерские и маркетинговые затраты;
  • Риск, что рынок не примет цену IPO;
  • Компания обязана раскрывать финансовую, бухгалтерскую, налоговую и другую деловую информацию (привет конкурентам);
  • Потеря контроля и усиление агентских проблем из-за новых акционеров, которые получают право голоса и могут эффективно контролировать решения компании через совет директоров;
  • Риск возникновения правовых или нормативных вопросов, таких как судебные иски с участием частных ценных бумаг и действия акционеров;
  • Колебания цены акций компании, особенно в первые месяцы размещения, могут быть отвлекающим фактором для руководства, и не коррелировать с реальными финансовыми результатами (волатильность просто БЕШЕНАЯ);
  • Жесткое руководство и управление со стороны совета директоров может затруднить удержание эффективных менеджеров (Елон Маск, прием!).

Поэтому, несмотря на все плюсы, у конторы всегда есть вариант остаться частной и нередко более крупные корпорации выкупают мелкие прямо перед самым размещением, к этому также надо быть готовым.Кроме того, компания может решить выйти на биржу путем прямого листинга, как это было, например, в 2019 году с компанией Slack, но из личного опыта, такие истории последние годы заканчивались достаточно печально.

Этапы IPO

Коротко все основные этапы первичного размещения компании на бирже представлены на иллюстрации:

Что такое IPO

Первый этап – Нанять банкиров

Компании на первом этапе необходимо найти андеррайтера. Сам термин андеррайтер (underwriter) применительно к IPO – это некое юридическое лицо, например, коммерческий банк, или инвестиционная компания, которая получила лицензию на проведение операций андеррайтинга. Т.е. руководство процессом выпуска ценных бумаг, их распределения и продажи. При этом андеррайтер гарантирует компании – эмитенту, что выкупит эти акции по оценочной стоимости, даже если не найдется других инвесторов, готовых выкупить все или часть данных ценных бумаг. Первоначально цена IPO обычно устанавливается андеррайтерами в ходе предпродажного процесса. По своей сути цена IPO основана на оценке компании с использованием ф̶а̶н̶т̶а̶з̶и̶и фундаментальных методов. Наиболее распространенный метод – дисконтированный денежный поток, который представляет собой чистую приведенную стоимость ожидаемых будущих денежных потоков компании. Другие методы, которые могут использоваться для установления цены, включают стоимость собственного капитала, стоимость предприятия, сопоставимые корректировки фирмы и многое другое.

Второй этап – Узнать все, что скрыто

Конфиденциальное предоставление специальной формы S-1 компанией в SEC, которое содержит деловую и финансовую информацию о компании. С 2017 года любая фирма имеет возможность подать форму S-1 конфиденциально. В этом есть ряд преимуществ:

Что такое IPO
  • Не раскрывать заранее информацию для конкурентов, СМИ и инвесторов, если фирма решит повременить с первичным размещением;
  • Оценить интерес крупных институциональных инвесторов при сохранении конфиденциальности информации;
  • Получить обратную связь от SEC.

Третий этап – «Отлив покажет, кто плавал голым». (с) Уоррен Буфет

Основным источником информации для нас, как для инвесторов, должен быть публичный проспект, который будет доступен, как только компания подаст заявку на регистрацию S-1 и она будет одобрена и опубликована. Проспект предоставляет много полезной информации: инвесторы должны обратить особое внимание на команду менеджеров и их комментарии, а также на качество андеррайтеров и специфику сделки. Успешные IPO, как правило, будут поддерживаться крупными инвестиционными банками.

Четвертый этап – FuryRoadshow

Что такое IPO

После успешной публикации проспекта S-1, компания вместе с юристами и андеррайтерами проводят так называемое «роуд-шоу» (Roadshow), которое по сути является маркетинговым мероприятием, проводимым по всей стране для крупных институционалов, инвесторов, фондов и других организаций.

Пятый этап – С бюрократией покончено

SEC объявляет о вступлении S-1 в силу и компания завершает регистрацию S-1, объявляется количество акций и их стоимость. В прочем, нередко ценовой диапазон акции или их количество может быть увеличено перед размещением, если наблюдается хороший ажиотаж и спрос на порядок больше предложения, что говорит о высокой переподписке книги заявок (об этом явлении более подробно в следующих статьях).

Шестой этап – Да начнется вакханалия

Что такое IPO

SEC объявляет о вступлении S-1 в силу и в день начала торгов представители компании по старой традиции звонят в колокол на NYSE, знаменуя начало торгов на публичной бирже. Как правило, размещения на Американской бирже проходят по вторникам и четвергам и котировки можно наблюдать в стакане брокера примерно с 19:00 по московскому времени.

Perfomance

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на доход от IPO. Некоторые IPO могут быть чрезмерно раскручены инвестиционными банками, что может привести к первоначальным убыткам (посмотрите, что стало с Softbank из-за неудавшегося размещения WeWork в 2019 году). Тем не менее, большинство IPO, как известно, выигрывают на короткой дистанции (привет, ВТБ). Есть несколько ключевых факторов, влияющих на цену после первичного размещения, один их них это Lock-up.

Lock-Up

Что такое IPO

Если Вы посмотрите на графики цены многих IPO, Вы заметите, что, как правило, через несколько месяцев после начала торгов котировка резко падает. Часто это связано с истечением срока блокировки акции на счетах клиентов-инвесторов, принявших участие в размещении. Когда компания становится публичной, андеррайтеры заставляют инсайдеров компании, таких как чиновники и внутренние сотрудники, подписывать соглашение о блокировке (Lock-up период). Соглашения о блокировке являются юридически обязывающими договорами между андеррайтерами и инсайдерами компании, запрещающими им продавать любые акции в течение определенного периода времени.

Период может варьироваться от 3 до 24 месяцев. 90 дней – это минимальный период, установленный в соответствии с правилом №144 (закон SEC), но отсрочка, указанная страховщиками, может длиться гораздо дольше. Российские брокеры, как правило, устанавливают Lock-up период в 93 дня. Проблема в том, что по истечении срока блокировки все инсайдеры имеют право продавать свои акции. Результатом является прилив людей, пытающихся продать свои акции, чтобы реализовать свою прибыль. Это избыточное предложение может оказать серьезное давление на курс акций. Пример окончания периода блокировки акций Facebook ниже:

Что такое IPO

IPO долгосрочные

Известно, что IPO имеют высокую волатильность в день открытия. В долгосрочной перспективе цена IPO чаще всего стабилизируется и в полной мере появляются возможности для использования технического и фундаментального анализа. Инвесторы, которым нравится возможность участия в IPO, но они хотят получить диверсифицированный портфель, могут обратиться к индексным фондам IPO или ETF, например, First Trust U.S. Equity Opportunities ETF (FPX).

Итог

Что такое IPO

В целом, путь к IPO очень длинный, и в зависимости от прозрачности бизнес-модели, качества подготовки документов и отчетности, скорость выхода компании на фондовую биржу может сильно отличаться. Необходимо рассматривать каждый случай в отдельности.

Инвесторы, заинтересованные в развитии конкретной компании, могут следить за проспектом S-1, СМИ, профильными сайтами, спросом со стороны крупных частных аккредитованных инвесторов и институциональных инвесторов, которые сильно влияют на торги IPO в день его открытия.

Наиболее распространенный способ получения акций на IPO для физлиц – иметь учетную запись на брокерской платформе, которая сама получила распределение и желает поделиться им со своими клиентами.

В следующей статье мы рассмотрим, как же все-таки принять участие в IPO через российских брокеров, какими критериями пользоваться при выборе размещений, как найти наконец-то свой Грааль и уехать в закат в Монако.

Источник:

55
Начать дискуссию