Большинство жителей России заметили, что цены на машины сильно выросли в последние годы, хотя и до этого они не были слишком маленькими. Давайте разберемся, сколько нужно копить нашим соотечественникам на автомобиль и какая цена на него была бы справедливой.
.
В "белом мире" считается, что машина должна стоить не больше годовой зарплаты, а часы не больше месячной. В 2023 году официальная средняя зарплата россиянина составила 73 830 рублей или 801 доллар. Но более справедливой оценкой считается медианная зарплата( показатель, который делит все заработные платы на две равные части: половина работников получают больше медианы, а вторая часть – меньше этого значения.), и она составляет 53 571 рублей. Будем исходить из этих цифр.
.
Минимальная цена, которую я нашел у дилера на Lada Vesta, составляет 1 060 000 рублей. Она является одной из самых дешевых машин, которые сейчас производятся в России. Со средней зарплатой на неё нужно копить 14,4 месяцев, что в целом не слишком много. Но она имеет много недостатков, а также в ней отсутствуют системы, без которых люди принципиально отказываются покупать автомобиль(подушки безопасности, системы стабилизации колес и т.д.).
.
Поэтому россияне зачастую предпочитают иномарки. Я рассмотрел китайскую Chery Tiggo 4 Pro I, которая позиционирует себя как машина доступного среднего класса и очень популярна у населения. Её стоимость составляет 2 480 000 рублей и среднему россиянину на неё придется копить 33,6 месяцев или же почти 3 года откладывать всю зарплату. Конечно, это нельзя назвать доступной машиной.
.
Для сравнения цена в Корее на Hyundai Kona(позиционирует себя как Chery) составляет 1 462 000 и при средней зарплате 282 232 рублей кореец накопит на нее за 5,2 месяца.
.
Volkswagen Tiguan 2023 года во франции стоит 40 000 долларов. При средней зп в 3800 долларов средней француз купит машину за 10,5 месяцев. В то время как цена на такие машины в РФ начинается от 5 миллионов рублей и среднему Россиянину на нее нужно копить примерно 5,5 лет.
.
Такие высокие цены связаны с высокими ввозными налогами на машины, вследствие чего машины повышаются в цене более, чем на 50%. Это в том числе связано с защитой местного автопрома, но россияне устали ждать качественного автомобиля от Lada. Получается ситуация, при которой автомобили в России стоят почти в 2 раза дороже, чем за рубежом, но при этом зарплаты намного ниже в абсолютном выражении. Конечно, такая доступность автомобилей не может устраивать и нужно что-то менять.
.
Если вам интересны такие статьи, можете читать их больше в телеграм-канале "Понятная экономика".