Все отвечают за результат

Все отвечают за результат

Наверное многие слышали, а кто-то и знает из своего опыта, что передовые компании внедряют ответственность за финансовый результат на уровень продукта и даже сервисной команды. В обычной компании 20-го века было понимание, что бизнес-подразделения отвечают за доходы, а вспомогательные подразделения несут ответственность за свою расходную часть - это так называемые “центры прибыли” и “центры затрат”.

В 21-м веке концепция меняется - если получаешь доход от компании (зп, бонусы, тем более - опционы), то изволь отвечать за полный результат своей команды, включая не только доходы и расходы, но и прибыль (или возврат инвестиций), клиентскую удовлетворенность, не важно - внутренние это клиенты или внешние.

Каждому опытному финансовому менеджеру, руководителю финансово-экономического отдела или, как сейчас стало принято его называть на английском - Head of Financial Planning and Analysis (FP&A), знакомо чувство некоторой безысходности, а то и полной демотивации, апатии, накатывающее в середине-конце очередного цикла годового планирования.

Вызвано такое ощущение обычно не переработками (хотя, конечно, и не без этого), но в первую очередь нежеланием руководителей подразделений, отвечающие за продукты и бизнес-направления, а также за отдельные внутренние функции, сделать часть работы со своей стороны. Те, кто реально должен планировать свои результаты и расходы на будущий период, и соответственно дальше отвечать за них - под любыми благовидными и не очень предлогами (в зависимости от отношений с финансовым руководителем и признания важности этого процесса на уровне генерального директора и далее команды топ-менеджмента) откладывают и переносят заполнение бюджетных форм, а в конце концов - и оставляют все на последний день (или ночь), а то и вовсе сваливают на финансового менеджера (“тебе надо, ты и делай”).

Иллюстрация из книги “Профессия финансист” про ответственность за результат на различных уровнях принятия решений
Иллюстрация из книги “Профессия финансист” про ответственность за результат на различных уровнях принятия решений

Стоит ли говорить, что годовое бюджетирование, проделанное в аврале одного дня, будет непродуманным, а факт в будущем будет существенно отличаться от плана. Многие могут возразить, что как не планируй, факт все равно будет отличаться от забюджетированного. Конечно, это так. В жизни вообще очень много непредсказуемых факторов, которые влияют на планы - как правило, все идет не так, как было задумано. Но ведь это не значит, что надо расслабиться и предоставить все на волю случая. Если идти без цели, то сложно понять, пришел ты или нет. Кроме того, едва ли получится достигнуть чего-то существенного, если не визуализировать финальный результат и определять этапы его достижения.

Так вот, вернемся к болям того самого финансового менеджера, которому надо получить заполненные бюджеты с десятков подразделений, собрать все в единый бюджет по организации, представить его с выводами финансовому и генеральному директору, много раз доработать, и снова (и снова) обсудить отдельные цифры с подразделениями, чьи прогнозы составляют общий бюджет и план компании.

Про боли финансового менеджера и то, как выстроить эффективное и вместе с тем экологичное, с человеческим лицом, управление финансами в современной компании я написал книгу “Профессия финансист"
Про боли финансового менеджера и то, как выстроить эффективное и вместе с тем экологичное, с человеческим лицом, управление финансами в современной компании я написал книгу “Профессия финансист"

Фактически, от подразделений надо получить обещание достижения определенных результатов. Это форма договора между участниками - договоренности о будущих доходах и расходах, так называемый “бюджетный договор”. При этом, бюджет не должен быть заниженным в доходах и завышенным в расходах, а руководители подразделений должны знать свои цифры и нести ответственность за результаты. Результаты для бизнес-подразделений - это в первую очередь доходы, их первичная задача. Но важно, чтобы коммерческие подразделения в процессе работы и достижения доходных результатов понимали и расходную часть, связанную с генерацией доходов по их направлениям. И в обратном порядке по функциональным подразделениям - они должны отвечать не только за свои расходы, но и понимать, сколько стоят их услуги, как внутреннего сервиса, насколько они “в рынке”, то есть - конкурентоспособны относительно внешнего сервис-провайдера аналогичных услуг.

Автоматизация на базе 1С удобна для привычных к системе бухгалтерии и финансистов, но вызывает мощное отторжение у прочих, неподготовленных к непонятному интерфейсу и неинтуитивному пользователькому опыту - у менеджмента и руководителей подразделений
Автоматизация на базе 1С удобна для привычных к системе бухгалтерии и финансистов, но вызывает мощное отторжение у прочих, неподготовленных к непонятному интерфейсу и неинтуитивному пользователькому опыту - у менеджмента и руководителей подразделений

Так вот, переходя к сути. Важным элементом финансового и, в целом, общего управления бизнесом должно быть разделение ответственности за финансовые результаты с руководителями продуктовых и функциональных команд. Это базовый элемент в переходе от жесткой иерархической модели управления к гибкой партисипативной. Вопрос, переходить к такой системе или нет, уже давно не актуален - практика современного бизнеса и конкуренция определили жизненную необходимость в создании адаптивной системы управления компанией, с предоставлением полномочий и ответственности за принятие решений на уровень руководителей проектов и команд. Без этого компании не выжить в современном конкурентном бизнесе.

Обычно руководители бизнес-подразделений - они же, как правило, топ-менеджеры компании - знают собственные цифры, подчас собирая их “на коленке”, без общей методологии. Самостоятельность в выборе показателей для анализа и мониторинга, сборе индивидуальных, креативных форм отчетности - все это часто на руку топ-менеджерам, поскольку они, имея личную заинтересованность в формировании выгодной картины результатов, нередко фокусируют внимание на эффектных операционных показателях, скрывая не совсем удачные, а также занижая, или попросту не показывая, реально затраченные ресурсы.

При этом топ-менеджеры, как правило, все-таки понимают ключевые показатели, от которых зависит успех вверенных им подразделений. Без этого они не стали бы на свои позиции. Уровнем же ниже - руководители отдельных коммерческих отделов, продуктовые лиды, лидеры сервисных функций - уже с трудом могут назвать даже порядок собственных прямых расходов, не то что косвенных. Тем более, редко кто соотносит затраты для компании с ценами на рынке - аналогичными внешними сервис-провайдерами, а это - очень важный показатель для оценки эффективности затрат на внутренние сервисы.

Очевидным решением обозначенных проблем должно стать создание отчетов о финансовых результатах для каждого подразделения - командных PnL. Первоначально компания должна внедрить регулярный управленческий учет, автоматизировать его, перейти на гибкое планирование - когда ежемесячный факт вносится в прогнозные данные, сравнивается с планом, и далее обсуждается влияние уже закрытого месяца на ранее спланированное, на будущие цифры. Это не просто план-фактный анализ, но и актуализация среднесрочных помесячных планов в соответствии с последними данными.

Конечно, на этапе перехода от жесткого годового планирования на гибкий форкастинг будут сложности - как технического свойства, так и административного. Необходима скрупулезная аллокация расходов на уровне управленческого учета - это вносит дополнительные требования к методологии на этапе разработки и внедрения системы учета в организации, а также налагает обязательства на персонал, заводящий финансовые и прочие отчетные документы - внимательно относиться к определению расходов на этапе закрытия отчетного периода. Далее, пользователи отчетов будут саботировать процесс, жаловаться на недостаток времени на работу с новыми формами, а также будут выражать сомнения в актуальности аллоцированных на них цифр, часто переводя дискуссию на уровень топ-менеджмента или даже генерального директора.

Также будут психологические сложности для восприятия цифр из-за того, что ежемесячное обновление приводит к колебаниям будущих результатов. Соответственно, ваш план на горизонте 3-5 лет будет существенно отличаться от месяца к месяцу - например, в феврале прогнозная прибыль на конец года была 24%, а по итогам закрытия марта и актуализации цифр она внезапно стала 16%. Это кажется нелогичным, неправильным, но постепенно руководители и акционеры начинают понимать, что это намного более перспективный для современного управления подход, нежели чем громоздкое и неповоротливое, а главное неактуальное уже через несколько месяцев, годовое планирование. Тем не менее, в начале, возможно даже много месяцев подряд, каждый раз будет недоверие к новым цифрам - “как же так, месяц назад прогноз EBITDA на конец года был на 20% больше”. А через месяц он может стать на 40% больше от прошлого месяца - и это не повод для беспокойства (хотя, конечно же, при росте подобных цифр все обычно радуются, не задавая вопросов финансистам - что также неправильно), а возможность изучить, что же в этом месяце случилось такого, что повлияло в таком положительном (или отрицательном) ключе на долгосрочный прогноз.

Итак, вернемся к командным отчетам о финансовом результате. Их можно (и нужно) внедрять после базовой автоматизации управленческого учета - создания общего PnL (отчета о прибылях и убытках) - и появления привычки у всех руководителей обсуждать текущие цифры и их влияние на будущее, на запланированные показатели на квартал, полгода, год, два, и далее.

Иллюстрация с этапами внедрения управленческого учета (из книги “Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски”)
Иллюстрация с этапами внедрения управленческого учета (из книги “Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски”)

Впрочем, зачем вообще нужны финансовые отчеты (PnL) подразделений? Это не все понимают. Отчеты о финансовых результатах команд необходимы для того, чтобы руководители этих направлений понимали свои доходы и расходы, понимали финансовый результат - некий аналог прибыли подразделения - и принимали свои решения как предприниматели. Обычно, даже коммерческие подразделения, умея считать свои доходные показатели, начинают путаться при обсуждении прямых, непосредственных расходов, и уже совсем “плавают”, если заходит речь о справедливом распределении косвенных, общекорпоративных расходов.

Соответственно, если дать команде полный отчет о ее доходах и расходах, то и любое обсуждение будущего и дополнительных ресурсов, например внепланового найма дополнительного сотрудника, так или иначе начинает сводиться к конкретным цифрам дополнительных расходов, которые понесет подразделение, и получаемого результата сверху. Тут лучше даже называть вещи своими именами - это инвестиции компании в подразделение и возврат этих инвестиций с доходом сверху (нормой доходности) в течение обозримого периода времени - горизонта инвестирования.

К таким расходам, помимо найма нового человека, относится также: 1) внеплановое (досрочное по сравнению с нормативом использования техники - например, три года) обновление ноутбука или другой офисной техники; 2) переезд подразделения в новое помещение - комнату побольше, даже в рамках общего офиса компании; 3) расходы на ужины с партнерами; 4) выезд на тимбилдинг. Руководитель подразделения начинает думать как собственник своего бизнеса - насколько каждая конкретная трата приблизит его к результату, принимается считать деньги и тратить эффективно, а не пытаться бездумно потратить весь бюджет подразделения на год, чтобы в будущем году его не снизили.

Итак, польза создания отчетов о прибылях и убытках для отдельных бизнес-подразделений, продуктовых направлений и функциональных команд очевидна. Как мы знаем уже, обычно существует определенное сопротивление на пути принятия этой истины руководителями подразделений - не в последнюю очередь из-за появления финансовой прозрачности и более объективной оценке их работы. Такое сопротивление может стать проблемой для бизнеса, если процесс не пользуется безоговорочной поддержкой руководства (или к примеру - акционера, если он участвует в операционном управлении), и соответственно - при наличии политической воли со стороны руководства компании все эти сложности преодолимы.

Промежуточный подход в автоматизации отчетности от Excel к сложным системам предлагает сервис Planum - по сути это плагин-интерфейс к электронным таблицам и базы данных на сервере
Промежуточный подход в автоматизации отчетности от Excel к сложным системам предлагает сервис Planum - по сути это плагин-интерфейс к электронным таблицам и базы данных на сервере

Существенный этап - непосредственно создание таких отчетов, сначала в упрощенном виде, а далее с углублением детализации. К этому моменту вы уже прошли базовые этапы автоматизации и имеете работающий процесс закрытия месяца, сбора группового PnL с какой-то индивидуальной структурой отчетности и нужной вам степенью детализации. Для создания командных PnL необходима сегментация выручки. Если для продуктовых подразделений это по определению уже настроено на предварительных этапах внедрения управленческого учета, то для функциональных отделов - это значительно сложнее, поскольку требует расчета внутренних трансфертных цен, и соответственно - ценообразования на основе какой-то методологии. Базовым подходом тут становится затратный метод - по себестоимости подразделения. Дальше, по мере возникновения у руководителей привычки к работе с данными, обсуждения планов на цифрах доходов и расходов, можно постепенно идти к оценке конкурентоспособности подразделения, внедрения методологии для расчета стоимости внутренних услуг.

Современные российские BI-системы Финансист, Финтабло и Optimacros предлагают приятный и интуитивно понятный дизайн (в отличии от распространенной на просторах СНГ известной бухгалтерской системы) с различным спектром гибкости для индивидуальной настройки
Современные российские BI-системы Финансист, Финтабло и Optimacros предлагают приятный и интуитивно понятный дизайн (в отличии от распространенной на просторах СНГ известной бухгалтерской системы) с различным спектром гибкости для индивидуальной настройки

Следующий блок - организация разнесения затрат. Тут также необходима индивидуальная для каждой компании методология аллокации расходов. Для каких-то типов расходов это можно делать по количеству сотрудников - грубо говоря “по головам”. Для других расходов - по площади, например складских или торговых помещений. Для третьих - по генерируемой выручке - то, что можно прямо (или условно прямо) отнести на операционные издержки. По отдельным расходам и проектам придется изобретать хитрые методы отнесения расходов по уникальным коэффициентам - это также неизбежно на пути создания PnL для подразделений, команд и функций, не относящихся к конкретному подразделению или не выделенному в отдельное юридическое лицо.

Кстати, после определения доходной и расходной составляющей, прохождения нескольких периодов оценки закрытых периодов и планирования последующих, некоторые подразделения уже легко и органично можно выделить под отдельные юридические лица - например, финансовые сервисные функции в рамках финансового сервисного центра, кадровые - в рамках кадрового сервисного центра, и так далее. Или же объединить ряд функций, тех же бухгалтерских, финансовых, казначейских, кадровых, автоматизации, юридического сопровождения - в рамках отдельного финансово-операционного сервисного блока, который в перспективе может стать сопровождающей бизнес-направления сервисной компанией.

<p>Ставшие привычными для российских технологических компаний PowerBI, Tableau, Anaplan и прочие подобные уже напрямую недоступны для компаний-резидентов РФ</p>

Ставшие привычными для российских технологических компаний PowerBI, Tableau, Anaplan и прочие подобные уже напрямую недоступны для компаний-резидентов РФ

Конечно, для создания сервисного центра и объединения вспомогательных функций в отдельную компанию в основе должен быть экономический мотив (а не, скажем, политический) - повышение прозрачности, операционной управляемости, клиентоориентированности и конкурентоспособности внутренних услуг для группы, а не деление власти и прочие корыстные интересы отдельных топ-менеджеров. Это тонкая настройка, которая требует тщательной калибровки, баланса управления мотивацией лидеров функции, организации и встраивания в процессы внутренних контрольных механизмов. Такая реорганизация может привести как к кратному повышению качества и эффективности внутренних сервисов, так и к непрозрачность и снижению управляемости. Впрочем, эти риски актуальны для любых начинаний, хуже - не делать ничего, тогда система точно деградирует.

Подводя итог вышесказанному:

  • В 21 веке нельзя строить эффективный бизнес без перенесения ответственность за финансовый результат на подразделения. Руководители должны отвечать за собственный отчет о прибылях и убытках - полный финансовый результат (доходы, расходы, прибыль/убыток, инвестиции) вверенных им команд. Перенос ответственности важно производить не только за доходы и прямые расходы в рамках бизнес-направлений, но и за косвенные, включающие отнесение офисных расходов, внутренних сервисов и прочего.
  • Руководители как бизнес-направлений (вертикалей), так и продуктов в рамках этих вертикалей, а также функциональных подразделений (HR, юристы, бухгалтерия, казначейство, логисты и склады, итп) - все должны становиться квази-предпринимателями в рамках экосистемы компании.
  • Внутри компании у пользователей отчетов должно быть доверие к цифрам отчетности, понимание общих принципов и справедливости разнесения расходов и отнесения тех или иных косвенных (общих) затрат на командный PnL. Выстраивание доверия - постепенный, долгий процесс, которым необходимо целенаправленно заниматься, инвестирую существенные административные ресурсы компании, а также соответственно мотивируя топ-менеджеров.
  • Каждое подразделение должно стремиться к конкурентоспособности своих услуг и сервисов, причем не только по качеству, но по и цене. Конкурентоспособность стоимости и качества услуг оценивается сопоставлением с внешними сервис-провайдерами или прямыми конкурентами.
  • Бюджет - это договор между участниками процесса, одни обещают достигнуть определенных результатов в оговоренные сроки, а другие - заплатить компенсацию за это вовремя и в оговоренном размере. Чтобы этот договор работал необходимы инструменты отслеживания результатов, которые будут приняты всеми участвующими в процессе - это как раз PnL’и команд и подразделений.
  • Внедрение командных отчетов о прибылях и убытках для соблюдения “бюджетного договора” невозможно без полноценной, безоговорочной поддержки этого процесса генеральным директором и прочими том-менеджерами.

Если вам понравилась статья - подписывайтесь на мой канал CFOblog, а также читайте книгу “Профессия финансист. Как в современном бизнесе мотивировать людей и управлять деньгами, не забывая про риски”. И в книге и в блоге много про выстраивание систем мотивации, учет командных результатов и бизнес-планирование.

531531 показ
267267 открытий
2 комментария

Про планирование прогнозных значений мне кажется ещё важно добавить, что прогноз и факт в первое время будут не сходится на большие значения , чем при последующих итерациях. Тк тот кто составляет прогноз со временем уже приспосабливается и начинает видеть какие то закономерности. Соответственно точность прогноза повышается при след итерациях, если отвеnственно к этому подходить.

Ответить

Совершенно верно, при скользящем планировании, когда идёт обновление прогноза ежемесячно, плановые цифры на горизонте полгода, года, и далее будут каждый месяц "скакать". Это сначала пугает или даже возмущает пользователей, но потом они привыкают, понимая причину, а главное - когда понимают, что это инструмент обратной связи из будущего.

Ответить