Кому, зачем: отраслевые финансовые премии глазами участника и организатора

Обсудили виды профпризнания на финансовом рынке с организатором финансовой премии FINAWARD Дмитрием Равкиным и руководителем отдела КСО Росбанка Екатериной Плужник.

Конспект четвёртого выпуска программы «Без правил: вся правда о коммуникациях». Полную версию смотрите (или слушайте) на сайте радио Mediametrics.

Об отраслевых премиях

Дмитрий:

Есть много финансовых премий, FINAWARD не единственная: «Национальная банковская премия» Ассоциации российский банков, «Банк года» портала Банки.ру, «Финансовая элита России».

Мы ориентируемся на лучшие практики в отрасли и смотрим, как делают премии федеральные СМИ: РБК, «Коммерсант». Но они следят за проектами по всему рынку, а мы — только в финансовой отрасли.

Екатерина:

Если говорить про корпоративную социальную ответственность, есть премии, которые проводят известные организации. Например, в прошлом году наш проект «Начни иначе» выиграл не только FINAWARD, а еще и «Импульс добра» (организатор — фонд региональных социальных программ «Наше будущее») как лучшая корпоративная программа для социальных предпринимателей. Можно сказать, что это «Оскар» в мире социального предпринимательства.

Две наши программы победили в проекте «Лидеры корпоративной благотворительности», который делают Форум Доноров, международная аудиторско-консалтинговая сеть PwC и газета «Ведомости».

Периодически Росбанк как крупную компанию приглашают поучаствовать в каких-то новых, неизвестных премиях — здесь мы уже внимательно смотрим, выбираем по степени престижности и известности премии.

О премии FINAWARD

Дмитрий:

«Банковскому обозрению» скоро исполнится 25 лет, печатная версия журнала издается с 1996 года. Восемь лет назад мы задумались, как развивать журнал дальше. У многих медиа уже были свои отраслевые премии, мы тоже решили заняться этим направлением. Когда прорабатывали концепцию FINAWARD, ориентировались на западный, «оскаровский» формат: мы выбираем номинантов, обсуждаем их с финансовым сообществом, а потом их оценивает широкий круг экспертов отрасли.

С каждым годом мы привлекаем к «судейству» всё больше профессионалов: в 2013 году номинантов оценивали 50 экспертов, а в 2019 их было уже 120. К следующей премии, я думаю, их будет 150, и это число продолжит расти.

Мы с самого начала стремились сделать процесс выбора победителей транспарентным, насколько это возможно. Думаю, эта позиция помогла нам быстро завоевать доверие в отрасли и избавиться от статуса новичков. Хотя «Банковское обозрение» знают в отраслевой среде, в этом смысле нам было проще. Но мы всё равно несколько лет шли к тому, чтобы церемония награждения была сопоставима или даже где-то превосходила аналогичные банковские премии.

Екатерина:

В прошлом году мы получили награду FINAWARD в номинации «Социальный проект» с программой «Начни иначе». Это образовательная программа для социальных предпринимателей, акселератор. Мы делаем программу с московским сообществом Impact Hub. Они ориентированы на поддержку социальных стартапов и предпринимателей. Мы его делаем вместе с московским сообществом Impact Hub. Они ориентированы на поддержку социальных стартапов, предпринимателей, которые помогают людям с инвалидностью: дают им работу или создают для них продукты и услуги.

В Санкт-Петербурге есть инклюзивное кафе «Простые вещи» — это один из наших победителей. У них были блестящие результаты, после акселератора они открыли еще одну мастерскую, получили около 10 коммерческих заказов, расширили аудиторию: к розничному сегменту добавились корпорации.

Очень приятно, что нашу программу признало профессиональное сообщество. Не каждая премия может похвастаться таким пулом экспертов. Плюс, насколько я понимаю, итоги премии верифицирует аудиторская компания. Для меня это гарантия честной борьбы и честной победы.

Дмитрий:

Экспертизу по социальным проектам мы смотрим достаточно давно и заметили, что самые интересные программы порой делают дочки западных банков. В 2018 году, например, в этой номинации победил Ситибанк с программой помощи детям с буллезным эпидермолизом «Помоги, не касаясь». Здорово, когда западные финансовые институты показывают пример таких хороших, правильных социальных программ.

Екатерина:

Влияние западной культуры на Росбанк есть, потому что мы имеем доступ к экспертизе Societe Generale, к новейшим технологиям в социальной сфере. Поскольку в Европе корпоративная благотворительность больше развита, у нас есть возможность перенимать опыт, но делать при этом что-то своё.

Об отборе проектов в шорт-лист

Дмитрий:

Есть два способа стать номинантом FINAWARD. Первый — финансовые или околофинансовые институты подают заявки сами, мы их рассматриваем, отбираем лучшие и определяем, в какую номинацию их поставить. Второй — мы сами следим, что происходит на рынке, и отбираем достойные проекты в шорт-лист. Часто случаются пересечения: компании, чью деятельность мы отметили, сами подаются на премию.

В этом году мы рассмотрели около 400–500 проектов, из них заявок было 50–70. Шорт-лист — по пять проектов в каждой номинации — мы формируем редакционным советом и консультируемся с экспертами, если какую-то сферу не очень хорошо знаем. Выбор победителей в каждой пятёрке происходит путем голосования, в котором принимают участие больше 100 человек.

В этом году церемонию награждения победителей FINAWARD мы проведем 26 марта. После этого на сайте премии начнётся приём заявок на следующий год. Правила простые — ваша компания должна так или иначе относиться к финансовой сфере. Раньше мы принимали только банки, зарегистрированные ЦБ РФ, но потом расширили список номинаций, и теперь принимаем заявки любых финансовых сервисов. Второе требование — номинируемый проект должен показать хорошие результаты за прошедший или текущий год.

Екатерина:

Заявка на FINAWARD достаточно серьезная, нам пришлось посидеть, подумать над ней. Я сама периодически принимаю участие в оценке чужих проектов и понимаю, как члену жюри важно получить заявку с полной информацией, чтобы потом ничего не искать во внешних источниках.

О номинациях

Дмитрий:

Каждый год у нас 13–16 номинаций, мы их периодически ротируем. Например, ушли практически все персональные номинации. Раньше мы выбирали «людей года» в разных сферах: IT, страховании, пенсионной индустрии, факторинге. Но мы отказались от этого, поскольку финансовый рынок становится все технологичнее, и отдельные люди не так важны, как это было пять – десять лет назад. Сейчас выдвигать и номинировать, например, Олега Тинькова — бессмысленно.

Лучшие социальные программы мы выбираем уже несколько лет подряд. Когда вводили эту номинацию, специально привлекли к выбору победителей несколько десятков экспертов из социальной сферы — различные КСО, фонды.

Среди новых номинаций этого года — «Внедрение Open API в банкинге» и «Внедрение технологии блокчейн в финансовой сфере». Здесь речь идет не о криптовалютах, а о смарт-контрактах, в основном это решения в области казначейства.

По количеству участников номинации не однородные. По социальному направлению достаточно много интересных проектов, в том числе в региональных банках. Они могут быть типовыми, но в своей нише они важны. Но бывает и дефицит претендентов на премию. В этом году мы не смогли сформировать шорт-лист по решениям в МФО. Рынок немного трансформировался, стандартизировался, и новые инновационные направления, вокруг которых построена премия, там не появляются. Поэтому проекты по микрофинансированию пришлось раскидать по другим номинациям.

Ещё стало сложно находить интересные решения в факторинге и пенсионной индустрии, там теперь тоже всё централизовано и стандартно.

О втором и третьем месте

Дмитрий:

Три-четыре года назад мы стали награждать дипломами проекты, которые заняли первое, второе и третье место внутри каждой номинации. Проблема в том, что люди часто воспринимают второе и третье место не как победу, а как поражение. Из-за этого у нас даже возникали конфликты с участниками. Но победителей выбираем не мы! Нашей задачей было собрать сообщество экспертов отрасли, оно так проголосовало, так что вопрос не к нам.

Чтобы избежать конфликтов, у нас второй год будет аудиторская проверка итогов голосования. По большому счёту, попадание в шорт-лист — это уже победа. Но все хотят быть первыми и считают себя таковыми. Это не совсем правильно с точки зрения развития индустрии и честного соревнования.

Екатерина:

Второе место занимать не обидно. Мне кажется, это тоже элемент признания. Если кто-то занял более высокую позицию — не страшно. В конкурсе «Лидеры корпоративной благо­твори­тель­ности—2019» программа «Начни иначе» как раз заняла второе место, но это просто повод задуматься, как её модернизировать, чтобы занять первое. Мы всё равно считаем это достижением и инфоповодом для пресс-релиза.

О влиянии наград на мотивацию команды

Екатерина:

Награда повышает мотивацию людей в разы. Несмотря на то, что на церемонии на сцену поднимается только один или несколько человек, когда награду приносят в офис, информация о победе распространяется по всем каналам, как внешним, так и внутренним. Все сотрудники банка узнают имена людей, которые нам помогали — это сильно мотивирует команду проекта, безусловно.

Получать коллективную награду так же приятно, как и персональную — ты же имеешь к проекту непосредственное отношение. «Начни иначе» — это сложная и длительная работа большой команды. Не только Росбанка и нашего партнера Impact Hub, но и людей, которые нам помогают безвозмездно. Они работают с социальными предпринимателями, потому что сами уже многого добились в жизни и достигли того уровня развития и осознанности, на котором готовы делиться опытом. Получить награду за работу всей этой большой команды и иметь возможность со сцены всех поблагодарить дорогого стоит. Мы ставим все свои трофеи в специальный стеклянный шкаф, чтобы наши гости и партнеры видели, какие мы молодцы.

О влиянии социальных проектов на репутацию бизнеса

Екатерина:

Вопрос уже не в том, зачем социальные проекты бизнесу, а в том, как их внедрять и реализовывать. Наш бизнес уже немыслим без финансовой инклюзии. И это не только социальный долг — просто бизнес, как один из драйверов развития, занимается и этими проблемами тоже.

Пока единых метрик, который четко измеряли бы влияние благотворительных проектов на бизнес, нет. Часть инсайтов мы получаем из исследований и опросов. Фокус-группы показывают, что для премиального сегмента и корпоративных клиентов очень важно, что банк делает в области корпоративной социальной ответственности с точки зрения экологии, поддержки социально незащищенных групп.

А победы в премиях, в первую очередь, влияют на узнаваемость бренда. Это отличный информационный повод заявить о себе. Если компания получила награду за один из своих проектов — значит, она осознанно подходит к важным проблемам современности.

О стоимости победы (в рублях)

Дмитрий:

Подача заявок на FINAWARD бесплатная. Наша финансовая модель основана на спонсорской поддержке. А для экспертов мы служим имиджевой площадкой — их имена упоминаются во всех наших материалах.

Екатерина:

Росбанк не платит за премии, это наша принципиальная позиция. Мы избегаем двусмысленности, не хотим, чтобы коллеги и клиенты думали, что мы купили какую-то награду. Бывают истории с регистрационным взносом, который платят все участники. Такой вариант можно рассмотреть, но в порядке исключения.

Дмитрий:

К нам обращаются по поводу покупки мест. Не говоря об этике, это неправильно даже с точки зрения бизнес-модели. Один-два раза такой номер прокатит, но потом это перестанет работать, поскольку все в отрасли узнают, что премия дается за деньги, а не за заслуги.

Хотя в каких-то сферах такая модель может быть жизнеспособна. Но это не всегда называется покупкой первого места. Это может быть стенд участника на выставке или «золотой» спонсорский пакет.

Это такая восточная ментальность, ты меня уважаешь — я тебя уважаю. Это не плохо и не хорошо, просто по-другому. Но мы выбрали иной формат и работаем по нему.

О факапах

Дмитрий:

У нас была совершенно дурацкая ситуация. Мы выбирали топ-100 женщин финансовой отрасли и включили в список мужчину. У него были неславянские имя и фамилия, редактор перепутал, и никто не заметил. На вебе ошибку поправили, а на принте уже не успели.

Потом я этого человека встретил на мероприятии, подошел извиняться, боялся, что он убьет меня на месте. Его в тот день несколько раз поздравили со сменой пола.

У истории было печальное продолжение — банк разорился, человек был объявлен в розыск. Последнее, что я слышал — его задержали.

Финансовый, банковский рынок — не простой. Особенно если смотришь на него многие годы.

О церемонии награждения FINAWARD’19

В этот раз мы хотим собрать больше 500 гостей в московском «Цифровом деловом пространстве» на Покровке. Для нас это рекорд.

Мы выбирали площадку внутри ТТК с хорошей welcome-зоной — хотим перед церемонией провести импровизированную пресс-конференцию, на которой расскажем о нашей экспертизе и отборе номинантов. Гостям при этом должно быть комфортно общаться и заниматься нетворкингом.

Кому, зачем: отраслевые финансовые премии глазами участника и организатора

Ведущие программы: Яна Бубнова и Галина Харнахоева.

Гости выпуска:

Дмитрий Равкин — издатель журнала «Банковское обозрение», председатель счетной комиссии премии FINAWARD.

Екатерина Плужник — руководитель отдела корпоративной социальной ответственности Росбанка, группа Societe Generale.

44
Начать дискуссию