Страховка кредита: для чего нужна, и можно ли от нее отказаться

Банки предлагают застраховать любой кредит, ссылаясь на снижение рисков неуплаты долга. А можно отказаться? Разбираемся с «обязательными»‎ и «необязательными» страховками и их условиями.

Страховка кредита: для чего нужна, и можно ли от нее отказаться

С вами НБКИ, в этом материале рассказываем, для чего нужна страховка при получении кредита, поможет ли она в случае непредвиденных обстоятельств, и главное — где не ставить галочки, если не хотите переплатить.

«От страховки нельзя отказаться» — это миф?

В законе указано, что кредитор имеет полное право требовать от заемщика застраховать залог по займу, но:

Страхование кредита ВСЕГДА добровольно.

Гипотетически отказ от услуги дает банку основание не давать заемные средства и предложить альтернативный вариант с сопоставимыми условиями (Федеральный Закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». п.10 ст. 7), но на деле без страховки нельзя оформить ипотеку и автокредит.

Страхование ипотечного кредита выгодно и заемщику: при наличии полиса кредиторы могут снизить процентную ставку на 1-2%. Ипотека на таких условиях выгоднее, даже с учетом платежей по продлению страховки + у клиента есть гарантия, что страховая компания поможет с выплатами в надлежащем случае.

Страховка, которую заемщик оформляет в банке, указывается в кредитной заявке. Стоимость услуги включается в расчет полной стоимости кредита (ПСК).

ПСК отражает общую сумму переплаты и выделяется в рамке на первой странице договора.

Если вам не подходят предложения по оформлению полиса у кредитора — страховую компанию можно выбрать самостоятельно.

Что такое период охлаждения

Страховка кредита: для чего нужна, и можно ли от нее отказаться

Даже если при оформлении договора заемщик согласился на страхование, у него есть период охлаждения, чтобы обдумать решение и возможно отказаться.

С 21 января 2024 года период охлаждения увеличился с 14 дней до 30, а в ПСК банки обязуются указывать все расходы клиента.

Теперь в заявление на кредит включаются только обязательные услуги, а сервисы, которые не влияют на условия займа — выносятся в отдельный документ.

При этом кредитор должен в течение суток дополнительно напомнить клиенту, что от допуслуг можно отказаться и вернуть средства.

Какие виды страхования предлагают банки

1. Страхование залога по ипотечному кредиту

✅Тип страховки: обязательная.

Это страхование объекта, который выступает в качестве залога по кредиту, как правило, недвижимость или автомобиль. Услуга гарантирует банку возмещение ущерба в случае повреждения или уничтожения имущества.

2. Титульное страхование

✅Тип страховки: по желанию.

Иначе говоря — страхование прав собственности на недвижимость. Защищает владельца недвижимости и кредитора от судебных разбирательств, связанных с юридическими проблемами права собственности (например, фальсификации документов).

Страховка кредита: для чего нужна, и можно ли от нее отказаться

3. Каско

✅Тип страховки: обязательная.

Кредитный автомобиль находится в залоге у банка и страхуется от угона и повреждений по КАСКО — оно покрывает ущерб, даже если водитель сам виноват.

Полис КАСКО выгоден заемщику, так как позволяет избежать ситуации, когда автомобиль поврежден или непригоден для эксплуатации, а кредит выплачивать надо.

4. GAP-страхование

✅Тип страховки: по желанию.

GAP-страхование дополняет КАСКО и покрывает потери, когда машина дешевеет быстрее, чем заемщик выплачивает кредит.

Этот тип полиса возвращает заемщику разницу, если автомобиль уничтожен или угнан, а страховая выплата меньше остатка долга по займу.

5. Страхование жизни и здоровья

✅Тип страховки: по желанию*.

*При оформлении этого полиса многие банки уменьшают ставку на 0,5-2%.

В случае смерти или потери трудоспособности заемщика страховая компания погашает остаток кредита, облегчая финансовую нагрузку близким должника.

6. Страховка от потери работы

✅Тип страховки: по желанию.

Обеспечивает временное покрытие платежей по кредиту в случае непредвиденной потери работы. Период выплат чаще всего ограничивается 6-ю месяцами и действует, если клиента сократили или компания была ликвидирована.

Увольнение по собственному желанию не является страховым случаем.

Наступил страховой случай. Как действовать?

Когда заемщик оформляет полис, страховая компания выдает ему памятку с инструкциями, в которой указаны:

  • Номера и контактные данные ответственного лица;
  • Порядок действий при наступлении страхового случая;

Он выглядит примерно так:

— Позвонить оператору на горячую линию;

— Послушать порядок действий;

— Подать заявление на страховую выплату в течение определенного срока;

— Предоставить список документов для получения компенсации.

Список бумаг лучше уточнять у страхового агента, стандартно в него входит:

  • Полис;
  • Заявление по форме;
  • Копия паспорта;
  • Справки, выписки, чеки и другие документы, подтверждающие наступление страхового случая.

Узнавайте о финансах и кредитах больше с НБКИ

Страховка кредита: для чего нужна, и можно ли от нее отказаться

Страхование кредита — надежный гарант для заемщика и банка, но не всегда необходимый. Внимательно читайте договор и уточняйте всю информацию у кредитора, чтобы понимать условия займа.

Начните разбираться в нюансах кредитования, подписывайтесь на наш телеграм-канал. Читайте:

22
Начать дискуссию