Как сократить затраты на персонал, чтобы пережить кризис

Чек-лист от директора по развитию онлайн-бухгалтерии Genplace Алексея Иванова.

В малом бизнесе после вчерашнего продления “каникул” за счет предпринимателей панические настроения усилились. Главная боль тех, кто решил продолжать бороться - как “срезать косты”. Делюсь своим чек-листом из пяти позиций.

  • Перевести сотрудников на удаленную работу. Не на период “нерабочих” дней, а навсегда. В первую очередь это касается бэк-офиса: бухгалтерии, кадров, ИТ-специалистов (кроме тех, кто поддерживает работоспособность “железа”). Например, сейчас все наши бухгалтеры работают из дома. На эффективности бизнес-процессов это почти не отразилось. Удаленка позволит сэкономить на аренде, коммуналке и продать лишнюю мебель с оргтехникой. Не все могут работать из дома, но некоторые находят плюсы - не нужно тратить время на проезд до офиса, можно сэкономить на макияже, одежде и бизнес-ланчах.
  • Снизить окладную часть зарплаты. Разработать и внедрить систему KPI для всех сотрудников. Например, бухгалтер получает 15 тыс. руб. оклада и 15 тыс. премии при достижении ключевых метрик: отсутствии ошибок, соблюдении сроков выполнения работ, оперативности коммуникаций. Удаленка - хороший шанс выработать систему метрик и платить только за качественно сделанную работу.
  • Перейти на облачный софт. Это удобнее, чем работать через TeamViewer и подобные программы для подключения к рабочему столу. И гораздо проще и быстрее, чем подцепляться к отдельным программам через тонкого клиента. Облачные приложения не нужно обновлять и обслуживать - экономия на ИТ-поддержке. Нет USB-токенов, которые не дадут работать, например, с планшета. И подписка стоит дешевле. Например, 1С: Фреш в многопользовательском режиме от 5 пользователей, уже выгоднее, чем локальная версия 1С: Бухгалтерии. Некоторые облачные решения вообще бесплатны. Поищите такие и замените ими платные аналоги.
  • Сократить расходы на обучение персонала. В идеале до нуля. Сейчас много бесплатных онлайн-курсов и вебинаров. Доступ к курсам по маркетингу и менеджменту открыла Нетология (промокод STAYHOME). По электронному маркетингу и e-commerce - OWOX. По технологическому предпринимательству Eduano (промокод winonline2020). По дизайну и программированию - Skillbox. По бухгалтерии - школа Контура (промокод УЧИСЬДОМА).
  • Как евангелист аутсорсинга, призываю аутсорсить все неключевые компетенции. Маркетинг - если у вас не маркетинговое агентство, HR - если вы не занимаетесь рекрутингом, бухгалтерию - если вы не владелец бухкомпании. Нельзя аутсорсить только то, в чем вы лучшие и что приносит вам основной доход. Аутсорсинг позволить платить только за конкретную работу. Цена - вопрос торга. Как аутсорсер платит своим сотрудникам - его головная боль. Нет деловой активности - не платите аутсорсеру. Пошли заказы - снова наняли. Рекомендую привлекать к работе самозанятых. Их сейчас будет много. Грядет волна увольнений, и людям придется самим искать клиентов на свои услуги. Законопроект о предоставлении всем регионам права вводить на своей территории налог на профессиональный доход уже прошел через Госдуму и Совет Федерации - осталось получить подпись Президента. Для бизнеса самозанятый выгоднее штатного сотрудника - нет расходов на обязательное страхование. И самозанятый таких расходов не несет, поэтому сможет предложить адекватный ценник.

Эти решения могут подойти не всем. Некоторым бизнесам не поможет ничего, другим придется массово сокращать персонал. Но нам они позволят какое-то время не снижать зарплату и не увольнять людей.

44
Начать дискуссию