Какую программу для автоматизации казначейства выбрать: 1С:ERP, 1С:ERP УХ, 1С:Документооборот, Бит.Финанс или что-то ещё? Разбираем плюсы, минусы, стоимость и особенности внедрения популярных систем.Плюсы автоматизации казначействаКазначейство — один из ключевых модулей ERP-системы. Он координирует работу всех финансовых служб и обеспечивает бесперебойное движение денежных средств как внутри организации, так и при работе с внешними контрагентами.Автоматизация бизнес-процессов казначейства позволяет решить сразу несколько проблем.Кассовые разрывыСитуация. Компания регулярно сталкивается с нехваткой денежных средств на обязательные расходы, её финансовая устойчивость снижается.Решение. Подсистема казначейства в ряде конфигураций 1С позволяет отслеживать все предстоящие платежи и согласовывать их с учётом установленных лимитов во избежание кассовых разрывов.Отсутствие надёжных данныхСитуация. Из-за неактуальных или некорректных данных о денежных поступлениях и списаниях руководство компании действует «вслепую», усугубляет риски и упускает возможности для развития. Решение. Благодаря автоматизации казначейства вся информация о состоянии расчётов прозрачна и предоставляется в кратчайшие сроки. Это помогает принимать своевременные и эффективные управленческие решения.Низкий уровень защиты данныхСитуация. Данные слабо защищены, требования неразглашения финансовой информации не соблюдаются.Решение. Системы автоматизации казначейства на базе 1С дают возможность настроить роли и права доступа и тем самым регулировать уровни видимости той или иной информации.Большие трудозатраты финансовой службы Ситуация. На управление денежными средствами уходит слишком много времени и усилий сотрудников финансовой службы. Отсюда — переработки и снижение качества труда. Решение. Трудозатраты можно сократить за счёт автоматизированных маршрутов согласования и контроля по лимитам.Неординарная система согласованияСитуация. Длительное согласование расходов с участием множества заинтересованных лиц приводит к простоям и даже конфликтам между департаментами.Решение. Автоматизация казначейства позволяет настроить самые сложные маршруты согласования с контролируемым распределением ролей и прав участников. Согласования становятся более оперативными и отслеживаемыми, всегда можно проверить статус заявки и её историю.Низкая финансовая дисциплинаСитуация. Отсутствие контроля трат и бюджета приводит к перерасходу средств и снижению прибыли. Финансовое благополучие компании оказывается под угрозой. Решение. Автоматизированное согласование оплат по заявкам с включением в маршрут всех необходимых сотрудников предотвращает риск неподконтрольных расходов.В чём проблема с автоматизацией казначейства?Как видим, одна из ключевых функций казначейства — это согласование, исполнение и контроль заявок на расходование денежных средств. Процесс согласования, особенно если он затрагивает интересы сотрудников в разных департаментах, — часто самое узкое место.В теории его автоматизация не представляет особого труда. Но проблема в том, что модуль казначейства в флагманском продукте «1C:ERP Управление предприятием» (а также в «1С:Комплексная автоматизация» и «1С:Управление торговлей») не имеет необходимой для этого функциональности.Для наглядности сравним ключевые моменты в «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление холдингом» — конфигурации с одной из самых мощных функциональностей в части казначейства.В числе отличий — контроль заявок по бюджету (в «1С:ERP» он ограничен статьями ДДС и ЦФО), маршруты согласования заявок (в «1С:ERP» согласование производится однократно), платёжный календарь (в «1С:ERP» его функциональность урезана) и другие отсутствующие в «1С:ERP» функции.Если урезанной функциональности в части казначейства заказчику недостаточно, но при этом нужно сохранить возможности управления ресурсами, фирма «1С» предлагает гибрид — «1С:ERP Управление холдингом». Эта конфигурация объединяет процессы из «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Управление холдингом». Синтез этих возможностей на примере казначейства представлен на схемах ниже.Однако если у вас уже внедрена «1С:ERP Управление предприятием», переходить на другую — намного более дорогостоящую — конфигурацию ради казначейства может быть нерационально. В этом случае то же согласование заявок по маршрутам можно настроить с помощью бесшовной интеграции «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Документооборот». Есть и другие решения — например, «Бит.Финанс» или модуль «Внедренцев и Программистов».Сравниваем решения для автоматизации казначейства«1С:ERP Управление холдингом» Стоимость конфигурации «1С:ERP Управление холдингом»: 2 340 000 руб.Внедрение «1С:ERP Управление холдингом»: от 20 до 50 млн руб. (1-2 года) в зависимости от доработок.Внедрение блока «Казначейство»: от 1,5 до 2 млн руб. (1,5-2 месяца) в зависимости от доработок.Кому подойдёт? Компаниям со сложно структурированными денежными потоками.Крупному бизнесу с разной степенью централизации: от монопредприятий до холдингов.Компаниям с выделенными общими центрами обслуживания, обеспечивающими платежи сотен предприятий.ПлюсыНастройка неограниченного количества этапов согласования (т.е. лиц, которые подтверждают тот или иной документ) в зависимости от специфики бизнес-процессов.Возможность выстроить в системе автоматический контроль за бюджетами.Настройка различных шаблонов согласования, а также возможность проводить как последовательное, так и параллельное согласование.Нет необходимости дорабатывать типовой функционал.МинусыВысокая стоимость конфигурации.Внедрение может быть нерациональным, если в компании уже есть «1С:ERP Управление предприятием».«1С:ERP Управление предприятием» + «1С:Документооборот» Стоимость конфигурации «1С:ERP Управление предприятием»: 510 000 руб.Стоимость конфигурации «1С:Документооборот КОРП»: 251 600 руб.Настройка интеграции: от 200 000 до 400 000 руб. (5-10 дней) в зависимости от наличия данных в системах.Внедрение «1С:ERP Управление предприятием»: от 20 до 50 млн руб. (1-2 года) в зависимости от доработок.Внедрение «1С:Документооборот КОРП»: от 1 до 10 млн. руб. (1-12 месяцев) в зависимости от внедряемых блоков (минимальная стоимость соответствует внедрению только в части согласования заявок и базовой НСИ).Кому подойдёт? Среднему и крупному бизнесу с внедрённой «1С:ERP Управление предприятием».Компаниям с параллельной потребностью в автоматизации управления деловыми процессами и работы с документами.ПлюсыНастройка неограниченного количества этапов согласования (т.е. лиц, которые подтверждают тот или иной документ) в зависимости от специфики бизнес-процессов.Возможность выстроить в системах автоматический контроль за бюджетами.Настройка различных шаблонов согласования, а также возможность проводить как последовательное, так и параллельное согласование.МинусыДополнительные затраты на приобретение и обновление «1С:Документооборот КОРП».Дополнительные затраты на настройку интеграции между системами.«Бит.Финанс» Стоимость конфигурации «Бит.Финанс»: 150 000 руб.Внедрение «Бит.Финанс»: от 5 до 7 млн руб. (6-9 месяцев) в зависимости от внедряемых блоков.Кому подойдёт?Среднему и крупному бизнесу с наиболее сложно структурированными денежными потоками, в том числе по инвестиционной деятельности.Компаниям со значительным числом казначейских операций, требующих оптимизации и контроля различных заинтересованных лиц.Компаниям, где уже внедрены решения 1С.ПлюсыСогласование заявок на расходование денежных средств ответственными лицами по настроенным маршрутам.Получение сотрудниками соответствующих подразделений информации о текущем состоянии заявки в режиме онлайн.Автоматическое формирование платёжных документов на основании утверждённых заявок на расходование денежных средств.МинусыНеобходимо устанавливать «сверху» на одну из типовых программ 1С. Сам по себе «БитФинанс» не работает, т.к. не является самостоятельным продуктом.Дополнительные расходы на покупку системы.Дефицит специалистов, хорошо разбирающихся в конфигурации.Модуль «Внедренцев и Программистов» Стоимость конфигурации и внедрения: от 400 000 руб. (от 1 до 5 дней) в зависимости от количества цепочек согласования. Кому подойдёт?Среднему и крупному бизнесу с внедрённой «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Комплексная автоматизация» или «1С:Управление торговлей».Компаниям с потребностью в максимально простой и оперативной автоматизации согласования заявок на оплату.ПлюсыМаксимально быстрое внедрение (от 1 дня).Выгодная стоимость программы и внедрения по сравнению с другими решениями.Базируется на типовых функциях 1С, бесшовно интегрируется с «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Комплексная автоматизация» и «1С:Управление торговлей».Простая настройка маршрутов согласования в специальных справочниках, для каждой статьи ДДС можно задать свой маршрут с учётом 3 типов виз.Возможность настроить оповещения о задачах и статусе заявки по почте.МинусыНеобходимо устанавливать «сверху» на одну из перечисленных программ 1С.Не подойдёт для «1С:Управление производственным предприятием» и «1С:Документооборот».Нет встроенного контроля бюджетов (но можно установить типовыми средствами базовой конфигурации).Благодаря относительно невысокой стоимости и скорости внедрения наш модуль подойдёт компаниям, которые хотят быстро запустить процессы согласования и не нуждаются в сложной функциональности. Если какие-то аспекты модуля не соответствуют вашим требованиям, мы можем доработать их под ваши задачи.Чтобы узнать больше, скачайте запись и презентацию вебинара «Автоматизация казначейства в 1С». Что вас ждёт:детальный разбор процесса согласования заявок в различных решениях 1С;онлайн-демонстрация функциональности модуля «Внедренцев и Программистов»;ответы на часто задаваемые вопросы заказчиков.Чтобы скачать, заполните форму в конце статьи по ссылке.