Прошло примерно два месяца, как начали падать финансовые рынки. В начале марта на вопрос «Что делать?» я всем одинаково отвечал, что ничего не надо делать, когда рынок «в истерике». Финансовый рынок иногда сравнивают с параноидальным шизофреником. Так вот, не надо прислушиваться к его бреду и, тем более, пытаться предугадывать его действия в период обострения.

А что сейчас? Что мы увидели за эти два месяца? Что делать теперь?

Вот пара выводов, достаточно очевидных.

1) Рынки ярко продемонстрировали свою непредсказуемость. Например, они сначала сильно рухнули, потом поднялись. Почему поднялись, ведь хороших новостей не было? Объяснить это можно – постфактум, но предсказать – вряд ли. А мог кто-то предсказать, когда нефть стоила 140 руб. за баррель, что её цена уйдёт в минус? Что продавцы должны будут доплачивать, чтобы покупатели взяли у них нефть? Это тоже можно объяснить, но нельзя предсказать.

А теперь – внимание – вопрос: кто-нибудь хочет предсказать, что будет дальше? Для тех, кто хочет - сколько денег вы готовы поставить на кон, что это предсказание сбудется?

Вывод, на мой взгляд, однозначный: надо управлять своими финансами так, чтобы они были устойчивы к непредсказуемости.

2) Как говорил Уоррен Баффет, когда начинается отлив, становится видно, кто купался голым. Падение рынков, проблемы в экономике, в особенности – у малого бизнеса, показали, кто готов к ним, а кто надеялся на авось. Ни в коем случае не хочу никого судить, потому что люди теперь сами несут ответственность за то, была у них или нет хоть какая-то финансовая подушка. А ещё лучше – финансовая стратегия.

Но ведь ничего необычного, нового не произошло. Всегда после роста бывают спады и кризисы, к ним надо быть готовым. И вот это как раз предсказуемо.

Что делать сейчас?

Сейчас уже можно формировать финансовую стратегию, финансовый план, который обеспечит вам устойчивость в долгосрочной перспективе. И начинать инвестировать – спокойно и системно. Сейчас для этого хорошее время.

Начать дискуссию