Бизнес в условиях паники

Какие возможности коронакризис дает для предпринимателей. Мнение аудитора с 18-летним стажем — старшего партнера аудиторско-консалтинговой группы «Авуар» и основателя онлайн-бухгалтерии Genplace Алексея Овакимяна.

​Фото: znak.com
​Фото: znak.com

Новостная лента второй месяц заполнена коронавирусом, падением рынков и отсутствием господдержки. Наверное, это новый тест на предпринимательские способности. Нормальный человек, прочитав новостную ленту, должен впасть в депрессию. Но предприниматель – не нормальный человек. Поэтому, давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения возможностей.

  1. Кратно выросли онлайн-продажи двух видов: продажи через агрегаторов (интернет-магазины, сервисы доставки и т.п.) и прямые продажи через свой сайт, Инстаграм-канал, мобильное приложение и пр. Стать поставщиком интернет-магазина намного быстрее и проще, чем поставщиком традиционной торговой сети. Раньше объемы интернет-продаж были не сопоставимы с торговыми сетями. Сейчас эта диспропорция выравнивается. Прямые продажи потребителю тоже кратно возросли - народ на карантине массово сидит в соцсетях и покупает у лидеров мнений. Мы еще не знаем всех новых имен передовиков онлайн-торговли в своих сегментах, но по нашим клиентам – видим, что рейтинг 2020 года сильно обновится и омолодится. Например, среди них есть заведения общественного питания, которые значительно увеличили объем продаж в апреле.
  2. Возникло понимание избыточных издержек. Удаленка показала без каких сотрудников можно обойтись, а какие функции можно заменить онлайн-сервисами. Кроме очевидных преимуществ аутсорсинга в тех отраслях, которые давно его используют (логистика, бухгалтерия, кадры, питание, клининг), появилось понимание целесообразности применения подрядных работ и услуг в производстве, строительстве и даже информационных технологиях. Подрядчикам не надо платить зарплату, если нет работы. Мотивация штатного персонала стала зависеть от результатов, а не от часов работы. Появилась возможность сократить расходы на аренду помещений.
  3. Налоги стали меньше. Не принято благодарить фискальную систему, но страховые взносы и правда снизились. Да, только для малого и среднего бизнеса, но ощутимо. Кое-какие преференции получат компании из «наиболее пострадавших» отраслей. Мало кому они достанутся, но тем не менее. Вернусь к тому же нашему клиенту из общепита, который за счет онлайн-доставки увеличил объемы продаж. Владелец очень хотел не закрыться, поэтому использовал все средства. Он сумел получить налоговые льготы и беспроцентный кредит - отрасль же наиболее пострадавшая. Другая крайность – крупная производственная компания приостановила деятельность, хотя могла и не останавливать. Собственник решил, что коллективу безопаснее будет сидеть дома, а на удаленку в силу специфики бизнеса перейти не удалось. Ему удалось пролоббировать компенсацию минимальной зарплаты из бюджета - деньги, наверное,поступят в мае. Но долю рынка компания стремительно теряет. Осенью увидим публикацию, что в банкротстве виноват вирус и карантин.
  4. Деньги стали дешевле. Странно звучит, но это так. Во-первых, льготные кредиты действительно существуют. Их два вида: для малого и среднего бизнеса (1% и 8,5% годовых) и для системно значимых компаний из федерального списка (5% годовых). Да, их дадут не всем. Но тем, кто докажет возвратность средств – дадут. Если вы уже закредитованы – есть хороший шанс получить рассрочку или рефинансирование кредита на выгодных условиях. Банки готовы на многое, чтобы не портить кредитный портфель «просрочкой».

К чему я это все. Мир не остановился. Да традиционный рынок сжался и надолго. Но перспектива в том, что изменилась форма потребления труда и его результатов – с офиса и магазинов на удаленку и онлайн. А это – голубой океан. В нем еще нет высокой конкуренции. При этом снизилась налоговая нагрузка и подешевели займы. И что в этом плохого? Дело за малым – реорганизовать бизнес под новую логистику доставки продукта потребителю.

44
Начать дискуссию