Считайте рейты правильно: как не обидеть ни себя, ни заказчика
Мы живем в удивительное время, когда можно часами говорить о data-driven подходах при работе над проектом, а затем поставить стоимость разработки, исходя из «cреднего по апворку».
Какое-то время на старте реально протянуть на рейтах, упавших с неба. Но рано или поздно все-таки придется осознанно их просчитать. Причем не для того, чтобы не уйти в минус или заработать как можно больше. А потому что даже при солидном количестве не менее солидных заказчиков бизнес без этих данных будет оставаться неуправляемой деятельностью, а планирование — мечтами. Но это легко исправить.
Я — Максим Бонцевич, руковожу студией Веб Секрет. Мы не первый год в топ-3 Рейтинга Рунета среди разработчиков мобильных приложений и интернет-магазинов в верхнем ценовом сегменте Беларуси. Успели не только сделать много проектов, но и набить много шишек. Чтобы попробовать упростить жизнь молодым студиям, хотел бы поделиться простым калькулятором, который мы используем для расчета стоимости своих разработчиков. По сути он универсальный и пригодится всем, кто занимается аутсорсом.
Обязательно загляните в него, если:
— вы только собираете команду и пока смутно представляете, как формировать стоимость услуг;
— вы уже не первый день в аутсорсе, но стесняетесь признаться, что от финансовой модели у вас только обещание когда-нибудь разобраться в этом;
— вы хотите сверить собственные расчеты и, возможно, скорректировать их.
Что вы будете знать и контролировать
Потратив полчаса времени и заполнив несколько переменных вы будете видеть:
— себестоимость часа каждого участника команды;
— себестоимость месяца работы: общую и каждого из ваших бойцов в отдельности;
— стоимость часа с учетом желаемой прибыли;
— стоимость поддержки работы офиса на каждого сотрудника.
На что обратить внимание
- Мы заложили в калькулятор возможные риски. Не все можно контролировать и предвидеть, поэтому в наших расчетах всегда заложено 20% «на всякий пожарный». Если проект закончен по плану, они могут пойти на выплату бонусов.
Таким образом, у вас перед глазами всегда будет стоимость участников команды с учетом только основной желаемой прибыли (например, 40%) и с учетом возможных рисков (40% + 20% = 60%). Разумеется, эти показатели вы можете легко менять.
- Расходы на поддержку офиса считаются пропорционально зарплате разработчика. Это поможет избежать грубых перекосов в рейтах, когда «джуна» придется продавать по двойному тарифу, а на стоимость топовых участников эта статья расходов не окажет практически никакого влияния.
Как это работает
В файле всего две рабочие вкладки.
Шаг 1: Параметры
Тут вы вводите основные переменные:
— налоги (у нас в примере мы округлили значение до 50%, но вы можете вставить свои значения);
— желаемую прибыль (пусть будет 40%);
— ориентировочные риски (20%);
— блок с расходной частью: офис, интернет, софт и все, что посчитаете нужным, вплоть до печенек и компенсации абонементов на занятия водным поло.
Обратите внимание, что оплату услуг проект-менеджера тоже можно и нужно включить в расходную часть. Так вы сильно упростите расчеты и сможете оказывать своим клиентам комплексные услуги по прозрачным ценами.
Шаг 2: Расчет рейтов
Тут все еще проще. Вам достаточно заполнить заработную плату разработчиков (в вашем случае это могут быть дизайнеры, верстальщики, смешанные команды).
Мы знаем, что порой часть ребят работает не в штате, поэтому ИП выделены в отдельную колонку. Их зарплата указывается точно в таком же формате, как и штатных.
Готово! Теперь у вас перед глазами все показатели: от стоимости аренды офиса на душу населения до стоимости часа с учетом желаемой прибыли. Вы можете просто округлить значения из последней колонки до целых значений. Это и будет объективная сбалансированная стоимость часа работы конкретного специалиста.
Дальше можете с ней делать что угодно: использовать для финмодели, вставить в коммерческое предложение или умножить на 2 для красоты. Главное — теперь вы знаете эту цифру и стали на шаг ближе к осознанному ведению бизнеса и увеличению прибыли
Копируйте Google таблицу, и меняйте, используйте для своих нужд.
Разумеется, примеров и способов расчетов существует множество, есть и готовые инструменты. Но если вы только начинаете свое дело, или в команде нет финансового менеджера, то наш калькулятор точно сослужит хорошую службу. Копируйте себе — и в бой.
Когда-то давно делали похожий калькулятор.
Проблема для молодой веб студии заключалась в том, что час каждого сотрудника должен был стоить от 1400 руб. Минимум необходимо было продать 120 часов каждого сотрудника в месяц. Но рынок предлагал в среднем от 600 до 1100 руб за час.
На этом моменте все провинциальные вебстудии понимают что нужен офис продаж в Мск или партнёрство с рекламными диджитал агенствами.
Какие странные выводы
А что дает офис в МСК? В чем проблема продавать откуда угодно куда угодно?
Вы не включили главное - неоплаченные часы (чарджебилити/утилизация) и стоимость пресейла. Пока Вы с мелочевкой работаете это еще пролетит под радаром, а вот позвонят Вам из какого-нибудь Сбера и привет расчетам. Еще до кучи больничные - они несколько процентов, но отъедят. Ну и Вы забыли про офисный оверхед - гендир, эйчарщики, пиарщики и т.п.
А еще тут не включены отпуска) Поэтому в конце сделали оговорку. При других масштабах, ну и то не факт, моделях все требует корректировок, не спорю.
Директора, HR, PR в расходах включены. Но опять таки смотря как вы устроите: фикс, оклад + премия.
А про сбер думаю не все ждут от них звонка)
Модель, конечно, прикольная, но игнорирует достаточно много факторов, которые могут повлиять, но для старт - fine.
P.S. Риск после реализации нескольких проектов можно будет просчитать - как среднее отклонение плановой суммы прибыли от фактической.
Не спорю. На моей практике тут точно отпуска не учитываются. Но ничего не мешает доработать табличку под себя. Надеюсь кому-то поможет)