Клиентка «Т-Банка» откликнулась на вакансию копирайтера и потеряла больше миллиона рублей

Мошенник под видом работодателя заставил девушку оформить несколько кредитов (спойлер — всё закончилось хорошо).

Клиентка «Т-Банка» откликнулась на вакансию копирайтера и потеряла больше миллиона рублей

Телефонные аферисты все чаще используют сценарий с лже-работой. От лица представителей крупных компаний они обзванивают россиян, чьи резюме лежат на популярных сайтах вакансий, и предлагают сотни тысяч рублей за простые действия. Например, ставить лайки под роликами на «Ютубе» или писать комментарии под товарами на маркетплейсе за 5 000 ₽ в день. Клиентка Т-банка хотела подработать, но в итоге наткнулась на мошенников и потеряла 1 175 000 рублей, которые банк компенсировал в рамках сервиса «Защитим или вернём деньги».

Суть схемы всегда одна — людей заманивают соблазнительными условиями: высокий доход, гибкий график, удаленка. В какой-то момент человека попросят немного заплатить, чтобы начать зарабатывать достойно. Например, купить расходники, оформить зарплатную карту или получить доступ к заказам с повышенным гонораром. В итоге мошенники пропадают, как только получат перевод или коды доступа к банковскому приложению жертвы.

Предложение высокооплачиваемой работы — в топ-3 самых популярных схем мошенничества, по данным Т-Защиты. На реальном кейсе клиентки Т-Банка, ставшей жертвой мошенников, рассказываем, как устроен развод. В какой момент люди теряют сотни тысяч рублей и как клиенту удалось вернуть все до копейки.

Это реальный случай, который произошел с клиенткой Т-Банка. Мы согласовали публикацию статьи, но не используем имена и другие узнаваемые детали в целях безопасности. Послушайте рассказ клиентки или прочитайте историю ниже с комментариями эксперта по безопасности.

Мошенник предложил писать тексты за деньги

Я искала подработку, поэтому разместила резюме на HH.ru. Через какое-то время, мне перезвонили из одной компании и предложили должность копирайтера — писать тексты на заказ за вознаграждение. Для этого нужно было открыть специальный электронный кошелек, на который будут переводить оплату.

Собеседования не было, вместо этого HR мне предложил пройти обучение по «Скайпу», на котором все покажут и расскажут.

Дополнительный источник дохода мне бы не помешал. Я решила, что ничем не рискую, и согласилась на предложение.

«Чтобы завлечь в ловушку как можно больше людей, мошенники обещают работу мечты и идеальные условия. За несколько часов выполнения простейших задач в день соискателю гарантируют внушительную заработную плату, несопоставимую с загрузкой.

Часто обещают должность в престижной компании и высокую зарплату: 100 000⁠—⁠300 000 ₽ в месяц или больше — суммы не имеют значения, платить все равно не собираются. Единственная цель таких предложений — привлечь максимальное количество людей, которые думают, что легко справятся с работой и быстро получат много денег.

Чтобы приступить к обязанностям, достаточно просто ответить рекрутеру. Все проходит подозрительно быстро. Вы откликнулись на вакансию, а на следующий день вас уже нанимают зачастую даже без собеседования. Настоящий работодатель будет присматриваться к вам гораздо дольше — и даст возможность присмотреться к себе».
Олег Замиралов, руководитель центра экосистемой защиты Т-Банка

Чтобы открыть зарплатный кошелек, меня попросили оформить кредит

Встречу в «Скайпе» назначили на следующий день. Я не видела собеседника — слышала только голос, который давал указания. Меня попросили запустить приложение Т-Банка для оформления самозанятости и создания электронного кошелька, на который будут переводить зарплату.

Чтобы все настроить, представитель компании посоветовал оформить «Кубышку» (это запас денег от банка, которые можно потратить на любые нужды — прим. редакции) и перевести деньги на специальный счет. Главное — поставить перед суммой ноль, чтобы ничего не списали.

Мошенник попросил меня перевести деньги на специальный счет, чтобы активировать электронный кошелек для зарплаты

Я послушно выполнила указания. Со счета пропали деньги. «Не знаю, почему так произошло. Сейчас будем разбираться», — сказал мой собеседник и попросил сделать еще один перевод. Якобы это поможет выяснить причины неполадки. В итоге деньги списали еще раз.

«У мошенников есть несколько способов выманить деньги. Первый — это взносы. Жертву просят заплатить, чтобы начать работу. Предлоги бывают разные: для оплаты страховки, обучения или создания зарплатного кошелька, как в случае с клиентом Т-Банка.

Это уловка. Честный работодатель вычтет все комиссии, налоги и сборы из зарплаты. Мошенники не согласятся так делать. Например, скажут, что это противоречит политике компании или не одобрит бухгалтерия. Если у вас нет денег, предложат оформить кредит.

Второй способ — установка приложения для работы, через которое, например, можно получать новые задания или переписываться с руководителем. На самом деле это программа удаленного доступа. С ее помощью преступники видят все, что происходит на телефоне другого человека. Например, какие СМС он получает и какие вводит пароли для входа в банк.

Третий способ — взлом банковского счета. Во время собеседования или обучения мошенники просят включить демонстрацию экрана, зайти в приложение банка и показать реквизиты карты якобы для перевода зарплаты в будущем или оформления самозанятости.

На самом деле в этот момент преступники пытаются войти в личный кабинет жертвы. И для этого им нужен только код из СМС, который они смогут увидеть во время звонка.

Иногда мошенники просят поделиться экраном, просто чтобы контролировать действия жертвы и следить за каждым ее шагом, как в случае с клиенткой Т-Банка»
Олег Замиралов, руководитель центра экосистемой защиты Т-Банка

Как мне вернули деньги

После вопросов «Что все это значит?» и «Где мои деньги?» мне ответили, что все на электронном кошельке. Прямо сейчас потраченное можно вернуть — достаточно перейти по ссылке из сообщения и активировать свой аккаунт. Правда, для этого потребуется еще перевести какую-то сумму по номеру карты.

«Система защиты банка несколько раз блокировала операции по счету. Наши сотрудники связывались с клиенткой и отговаривали идти на поводу у мошенников. Но девушка не слушала.

Звонки от службы безопасности по видеосвязи и телефону, а также встречи с нашими представителями помогают переубедить 95% клиентов, оказавшихся под воздействием мошенников. Но порой аферисты настолько сильно втираются в доверие, что люди не верят сотрудникам банка и настаивают на проведении операции».
Олег Замиралов, руководитель центра экосистемой защиты Т-Банка

Я не сразу поняла, что столкнулась с мошенниками. Сложно сказать, чем бы все кончилось, если бы мне еще раз не позвонил сотрудник Т-Банка и не отговорил от дальнейших ошибок. Когда я поняла, что произошло, написала заявление в полицию.

Когда надежда вернуть деньги почти умерла, мне позвонили из Т-Банка и сказали, что полностью компенсируют украденное рамках сервиса «Защитим и вернем деньги», который подключен к банковскому счету. У меня был шок, что такое возможно. Боже, как хорошо, что есть такой сервис. Я считаю, что важно его развивать.

«Чтобы защитить клиентов от телефонных мошенников, в Т-Банк работает несколько эшелонов защиты. Один из них — „Нейрощит“.

Технология на основе искусственного интеллекта анализирует звуковую волну во время разговора, а после сравнивает информацию с внутренней базой данных и ищет паттерны общения мошенников. Если подозрительных совпадений много, разрывает разговор.

В этой истории преступник использовал схему обмана, которой еще не было в „Нейрощите“, поэтому ему удалось дозвониться до клиента, войти в доверие и перевести общение в „Скайп”.

Мы добавили в сервис этот сценарий — теперь защита работает и на такие ситуации.

Клиентке полностью компенсировали украденное — 1 175 000. Все потому, что у нее был подключен сервис „Защитим или вернем деньги“.
Олег Замиралов, руководитель центра экосистемой защиты Т-Банка

«Защитим или вернем деньги» — первый в России сервис, который определяет мошенничество во время звонка с вероятностью более 99% и с помощью технологий защищает клиентов от телефонных аферистов. А если мошенники все-таки украдут деньги, банк компенсирует потери.

Сервис запустили в сентябре 2023 года. За это время он спас почти полмиллиарда рублей, которые клиенты банка пытались отдать мошенникам. Еще 10 млн рублей банк компенсировал тем, у кого преступники все-таки украли деньги.

2020
1313
33
22
66 комментариев

Рекламная статья, с целью попиарить Тинькофф. Что в ней правда, а что вымысел копирайтера не узнать. Пиксели на экране любой вымысел стерпят. Мошенники конечно зло, но почему банки и МВД до сих пор не отловили таких мошенников, если каждое их действие оставляют кучу цифровых следов, ведущих прямиком к действующим персонажам, остается загадкой.

18
Ответить

Ну так это же их блог, почему нет-то. Мне интересны статьи на страницах компаний на виси, я читаю. Ну а мошенники... если грамотно маскироваться, то никого никто не найдет. От этого и ценны новые законопроекты или вот такая фишка с возвратом как тут описана (вроде это выходит за рамки закона о возвратах украденного).

1
Ответить

Вот-вот

Ответить

Мне тоже присылали предложения и работе. Я хотел их потроллить, писал, что мол, да, мне интересно. Но они после этого не отвечали

7
Ответить

Даже не знаю кому повезло: вам или им)

4
Ответить

Схема, конечно, жесть. Как можно было в такое поверить, да еще кредиты оформить...

7
Ответить

Мне писали и предлагали ставить лайки на ютубе за деньги

6
Ответить