Китаю пора переключаться на внутренний спрос

Китаю пора переключаться на внутренний спрос

Замедление американской экономики рискует подорвать экспорт Поднебесной, и первые звоночки уже поступили

С начала года экспорт оставался светлым пятном в экономике Поднебесной, компенсируя низкие внутренние расходы и затяжной спад на рынке недвижимости. Но после трех месяцев ускорения роста, в июле внешние отгрузки замедлились до 7% в годовом эквиваленте, а в месячном выражении экспорт в Штаты слегка упал.

Потенциальное сокращение спроса со стороны США представляет угрозу для Китая, ведь Америка остается крупнейшим импортером товаров из Поднебесной несмотря на годы торговых трений и тарифов, призванных защитить внутренние отрасли двух стран. Более того, замедление в Америке может иметь последствия для всего мира, что в целом ограничит спрос на китайские товары.

В случае ухудшения ситуации в Штатах, Пекину придется скорректировать свои приоритеты – восстановление американской экономики после пандемии позволило Китаю отодвинуть внутреннее потребление на задний план, полагаясь прежде всего на внешний спрос. Теперь же властям придется искать внутренние катализаторы, чтобы добиться целевого уровня роста ВВП.

Неожиданное июльские замедление экспорта сигналит о том, что внешняя торговля не окажет прежней поддержки показателю ВВП в третьем квартале. Усугубляет ситуацию ухудшение перспектив экономики США после скачка безработицы. Ослабление рынка труда и потребительские настроения на многомесячных минимумах оставляют в фокусе американского потребителя, от самочувствия которого будет зависеть состояние экономики. Эффект от падения потребительских расходов не останется в пределах США и отразится на мировой экономике в целом, что конкретно для Китая выльется в ослабление спроса на широкий ряд товаров, от потребительской электроники до одежды и машинного оборудования.

Последствия ослабления спроса американского потребителя будут особенно болезненными для развивающихся рынков, где Китай активно наращивает свое присутствие, а значит, и повышает свою зависимость от развивающегося сегмента. По данным МВФ, в 2017 году, до начала торговой войны с США, порядка 33% китайского экспорта шло на развивающиеся рынки. Сейчас эта цифра составляет 40%.

Еще один фактор риска – рост доли китайского экспорта в мировой промышленной индустрии. На сегодняшний день эта доля превышает 30%, что делает Пекин уязвимым перед глобальным замедлением производства. Более того, масштабные инвестиции КНР в промышленность в сочетании со слабым внутренним спросом оказывают понижательное давление на цены и ведут к перепроизводству в отдельных секторах.

В этих условиях, казалось бы, есть надежда на внешние отгрузки. В июне торговый профицит Китая взлетел до рекордных значений. На этом фоне его торговые партнеры могут принять меры для защиты своих рынков от Пекина. К слову, уже на следующий месяц профицит сузился. Осознавая риски для внешнего спроса, китайские чиновники заговорили о потребности в стимулировании внутреннего потребления. Теперь инвесторы будут наблюдать за действиями властей – если им удастся расшевелить спрос, курс юаня укрепится, а доходность облигаций Поднебесной вырастет.

11
Начать дискуссию