В мире EdTech уже стал новой нефтью: а у нас?

Лонгрид о рекордах и тенденциях в EdTech 2020.

Для того, чтобы создавать поистине великие компании, необходимо думать глобально и иметь определенный масштаб амбиций. 2019 год стал бумом интереса к EdTech в России со стороны и предпринимателей и инвесторов, но оглядываясь на мировой рынок и достижения больших гигантов, сделавших своих основателей миллиардерами, мы осознаем, насколько наш рынок еще маленький и насколько нам еще не хватает этого масштаба мысли.

В 2020 году можно с уверенностью сказать, что компании, которые создают Education Technology (EdTech), бьют все рекорды и находятся на передовой изменений парадигм в мировом масштабе. В этой статье рассмотрим, что происходит в EdTech в мире, какие можно наблюдать тенденции развития рынка и какие направления все-таки смогут выйти на передний план в России.

Unicorn HolonIQ webs-site
Unicorn HolonIQ webs-site

Мировые рекорды и беспрецедентные сделки

На сегодняшний момент EdTech — это огромные венчурные сделки, ежегодно растущие объемы мирового рынка и большое количество миллиардеров, созданных в этом секторе.

Пятьдесят восемь. Хотите верьте, хотите нет, но это количество мега-венчурных раундов EdTech-компаний суммой более $100 млн.

На прошлой неделе Zouyebang (作业 帮) закрыл мега-раунд за $750 млн. Еще неделей ранее Byju стал первым EdTech «Decacorn» (десятирогом?) стоимостью более $10 млрд. В прошлом квартале Yuanfudao (猿 辅导) завершила серию G стоимостью $1 млрд — крупнейший в мире фандрайзинг образовательной компании.

По состоянию на 2 июля 2020 года в мире насчитывается 19 единорогов EdTech (все — компании из Индии, Китая, США), которые за последнее десятилетие совместно собрали более $9 млрд общего финансирования.

Не все 42 компании, которые раскрыли мега-раунд стоимостью $100 млн, раскрыли свою оценку, многие поднялись ниже порога оценки Unicorn, а другие намеренно избегают маркировки Unicorn. Вместе 42 компании, которые собрали 58 мега-раундов, получили финансирование от инвесторов почти на $16 млрд.

Мега-раунды в EdTech  HolonQ
Мега-раунды в EdTech  HolonQ

Приведенная выше диаграмма показывает динамику финансирования 42 образовательных компаний, которые собрали 58 венчурных раундов в $100 млн. в этом десятилетии. Каждая точка представляет раунд финансирования, линии представляют отдельные компании и связывают их соответствующие раунды финансирования.

Китайские компании — красным, США — синим, индийские — зеленым, а Юго-Восточная Азия + Африка (Andela — ориентированная на Африку, базирующаяся в США) — желтым.

Хронология событий

Holon Q дает обзор мега-раундов за последние десятилетия: единственный мега-раунд в нулевые был базирующейся в Пекине образовательной группой Ambow, которая в октябре 2008 года собрала $103 млн, полагая, что сектор образования будет развиваться, несмотря на мировой финансовый кризис.

В период между 2012 и 2014 годами Lynda.com стал прорывом после 17-летнего самостоятельного финансирования (не взяв ни копейки со стороны внешних инвесторов), и достигнув дохода в $100 млн к 2012-му. Затем Lynda подняла свой первый раунд и первый мега-раунд в отрасли за десятилетие, в январе 2013 года.

2014–2015 годы в США были периодом пикового финансирования, в общей сложности 10 мега-раундов. Это был также период, когда Китай вырос, более чем утроив свои инвестиции в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Сектор прорвался к новому потолку с 200 миллионами раундов от таких, как iTutorGroup.

В 2016–2017 годы США консолидировались после пикового ажиотажа со стороны основных инвесторов в 2015 году, в то время как Китай, Индия, Юго-Восточная Азия и Африка стали показывать собственный бурный рост. VIPKid получил статус Unicorn в середине 2017 года, заработав $250 млн почти через 12 месяцев после первого раунда в $100 млн в августе 2016 года.

А затем наступил 2018 год. Мега-раунды стали новым нормальным явлением, и Китай вырвался вперед, поскольку VIPKid установил новый рекордный раунд в $500 млн в июне 2018 года, который должен был превысить ByJu из Индии, когда 10-летняя компания привлекла $540 млн в декабре 2018 года.

К тому времени, когда наступил 2019 год, мы все ожидали заморозки на венчурном рынке Китая, но чтобы проснуться в первом квартале на мега-раунды Zhangmen ($350 млн), DaDa ($255 млн), Andela ($100 млн) и открытии второго квартала раундом серии E для Coursera на $103 млн.

Во втором полугодии 2019 года продолжился всплеск мега-раундов от Knowbox ($150 млн), ByJu’s ($150 млн), VIPKid ($150 млн), Чиху ($434 млн), Руанггуру ($150 млн) и Гильдии ($157 млн).

С наступлением нового десятилетия было много дискуссий, споров и размышлений о том, что, возможно, сейчас мы увидим период консолидации и закалки мега-инвестиций. Но мы мало знали о том, что 2020 год принесет.

Covid-19, бум видеозвонков и онлайн — образования, в результате чего 1 полугодие 2020 года ознаменовалось возрождением мега-раундов, в среднем один мега-раунд на $100 млн в месяц.

В течение шести месяцев у EdTech появился свой собственный Decacorn Yuanfudao, установивший новый рекорд раунда в $1 млрд.

Макротенденции, которые стимулируют бум EdTech

Образование уже давно превратилось из школьного кирпичного здания в глобальную индустрию, готовую к быстрому росту. Инвесторы и компании в сфере образования признают глобальные макро-тенденции, которые будут продолжать стимулировать рост:

  • Рост населения в развивающихся странах
  • Растущий спрос на образовательные технологии, инструменты и услуги
  • Увеличение оцифровки для улучшения результатов и эффективности
  • Возможности решения ключевых проблем в отрасли, которые делают для многих образование недоступным (удаленность от места жительства, стоимость образования, аттестация)

Все эти причины являются предпосылками для становления огромных развивающихся образовательных рынков, и те компании, которые решают проблемы доступности массового образования, от начального до высшего, уменьшают неравенство, позволяют проводить аттестацию и получать востребованные профессии каждому, становятся глобально успешными.

Какие глобальные тенденции в развитии образования уже можно наблюдать из за развития EdTech

Развитие технологий влияет на тенденции рынка образования, его эволюцию, пишет Forbes. В результате массового развития образовательных технологий уже в ближайшем будущем на горизонте десятка лет:

1. Образование станет более доступным для всех. По оценкам ООН, в мире насчитывается более 263 млн детей, которые не получают очного образования. Хотя для этой статистики есть много причин, таких как физический доступ к учебным заведениям, существуют также проблемы с соответствующими материалами, условиями обучения. Обучение в режиме онлайн делает обучение доступным даже для отдаленных районов и через любые границы.

Изготовление цифровых материалов намного дешевле, перевод учебников на любые языки станет более осуществимым с точки зрения затрат. И EdTech делает доступным обучение в соответствии с личными потребностями каждого человека — существуют технические решения для студентов с физическими или умственными особенностями.

2. Обучение будет оптимизировано на основе анализа больших данных. Анализируя данные о том, как используются цифровые учебники или выполняются задания и упражнения, можно узнать, как улучшить обучение и какие инструменты неэффективны.

Большие данные, машинное обучение и искусственный интеллект уже позволяют глубоко персонализировать контент для индивидуальных потребностей обучения и легко увидеть, где ученики нуждаются в большей поддержке, как усваивают конкретные материалы, где нужно сделать дополнительные задания.

3. Появится больше свободы для творчества и нестандартного обучения. Технологические инструменты могут освободить учителей от административных задач, таких как аттестация и тестирование, лекции, в пользу развития индивидуальных отношений с учениками — все это можно осуществлять автоматически с помощью ИИ, чат-ботов.

Преподаватели смогут дать учащимся более дифференцированный опыт обучения за пределами установленной учебной программы с помощью самых разных захватывающих технологических инструментов (игровые механики, дополненная и виртуальная реальность, робототехника и другие).

4. Школы, учебные заведения будут все более автоматизированными. Автоматизация будет по-прежнему изменять школы по мере внедрения более интеллектуальных инструментов, включая технологию распознавания лиц для участия в учебном процессе, автономный анализ данных для принятия решений об обучении, поэтому учителям не нужно анализировать данные, а также помогать автоматизировать административные задачи.

Когда учащиеся взаимодействуют с онлайн-технологиями, они оставляют цифровой след, который информирует аналитику обучения. Но автоматизация также поможет контролировать расходы на строительство за счет автоматического управления системами освещения и отопления, охлаждения, а также поможет обеспечить безопасность учащихся с помощью автоматизированных систем школьной безопасности.

Какие тенденции в EdTech ждут нас уже в 2020 году?

Что означают недавние инвестиции, слияния и поглощения, а также рыночные изменения для тенденций в 2020 году? Что мы можем ожидать увидеть в 2020 году и далее?

Учитывая размер, сложность и разнообразие рынка EdTech, существует почти неограниченное количество тем для изучения. В своем анализе трендов Стив Саутвик, CEO и основатель Pointful Education, выделил две главные темы, которые охватывают все категории и этапы, будут иметь большое влияние на широкие тенденции в области технологий в 2020 году: онлайн-обучение и новые технологии.

Тенденция №1: онлайн-обучение ускорится в 2020 году

В течение последнего десятилетия было много ажиотажа, связанного с онлайн-обучением, — от ранних прогнозов о том, что половина школьных курсов будет преподаваться онлайн к 2019 году, до объявления 2012 года «годом MOOC» (массовый открытый онлайн-курс). Однако после того, как мы прошли через «разочарование», можно утверждать, что онлайн-обучение переживает ренессанс, недавняя инвестиционная активность, безусловно, подтверждает это.

Игроки ранней стадии, поддерживаемые венчурным капиталом, стремятся разрушить аспекты высшего и корпоративного обучения. Недавний фандрайзинг Outlier, MasterClass, Osmosis, Coursera и Degreed демонстрирует высокий интерес к онлайн-обучению со стороны инвесторов. Каждая из этих компаний очень отличается по своему подходу к онлайн-обучению, ориентируясь на разных учащихся.

Outlier предлагает вводные курсы на уровне колледжа, а Osmosis — дополнительные видеоролики для студентов и специалистов здравоохранения. Разнообразие компаний показывает, что преимущества онлайн-обучения практически безграничны.

Игроки в онлайн-обучении K-12 продолжают расти органично и за счет M&A. Хотя в пространстве K-12 онлайн-обучение, казалось бы, отошло на второй план по сравнению с некоторыми из таких модных концепций как обучение на основе компетенций, персонализированное обучение или социально-эмоциональное обучение, сделки и покупки в этом сегменте продолжаются.

Рынки Индии и Китая привлекают огромные суммы капитала в VC Раундах и IPO. Сотни миллионов онлайн-учащихся в этих странах предоставляют огромные возможности, но сторонним игрокам трудно проникнуть на рынки и конкурировать с отечественными гигантами. Изучение языка, онлайн-репетиторство и технологические навыки будут оставаться главными темами в Индии и Китае.

Тенденция №2: новые технологии начнут вносить свой вклад в образование

Современные новаторы продолжают искать способы, с помощью которых передовые технологии могут улучшить опыт учащихся.

Иммерсивные технологии вызывают интерес инвесторов. Сбор средств от таких компаний, как Labster и Interplay Learning, демонстрирует интерес и потенциал виртуальной реальности (VR) в образовании.

Interplay Learning, которая привлекла $5,5 млн в 2019 году, обеспечивает обучение VR и 3D, главным образом, для работы с системами отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и солнечных установок. И Interplay участвует в относительно небольшом сегменте одной отрасли.

То, что они привлекли инвестиции, показывает огромный потенциал подобной технологии для прикладного образования, поскольку для и для других профессий создается все больше приложений.

Приложения дополненной реальности (AR). Опираясь на популярность Pokemon Go! , его создатель Niantic Labs привлек $245 млн в 2019 году и продолжает инвестировать в приложения для обучения в области AR.

Использование искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения в образовании: адаптивное обучение. В то время как предыдущие попытки адаптивного обучения, такие как Knewton, не оправдали высоких ожиданий, новые игроки привлекают капитал для создания решений для конкретных ниш на рынке edtech.

Эти инструменты на основе ИИ, такие как Quizlet, Kidaptive, KidSense и Querium, которые применяют системы машинного обучения для улучшения качества образования. Для преподавателей, оценивающих использование этих инструментов в классе, первостепенное значение имеют вопросы, касающиеся алгоритмического уклона, рисков для конфиденциальности и эффективности.

Робототехника в образовании взрослеет. Комплекты роботов для класса превращаются в относительно насыщенную категорию (от стартапов до Lego), но в целом предоставляют учащимся возможность освоить STEM и навыки программирования.

Другие продукты, такие как Roybi, используют роботов и искусственный интеллект, чтобы помочь в раннем обучении и овладении языком. Robotify, которая обучает программированию и робототехнике в виртуальной среде, — еще одна компания, стремящаяся решить проблемы с затратами и аппаратными средствами содержания парка обучающихся роботов в школе.

Блокчейн. Также наблюдается рост числа компаний с решениями на основе блокчейна для образовательного пространства, в первую очередь использующих неизменность блокчейна для обеспечения и проверки степеней и полномочий.

Две компании с неплохим сбором средств и поддержкой на сегодняшний день включают Credly и Learning Machine, в то время как консорциум узнаваемых имен, таких как ZipRecruiter и Upwork, недавно запустил Velocity Network.

Приведенный ниже график от HolonIQ показывает экспоненциальный рост этих областей в образовании, ожидаемый в течение следующих пяти лет.

Прогноз роста технологических ниш в образовании HolonIQ
Прогноз роста технологических ниш в образовании HolonIQ

Какие перспективы развития EdTech в России?

Почему онлайн-образование и EdTech в России часто воспринимаются как два разных мира? Почему у нас не получают такой популярности решения — аналоги иностранных гигантов?

В России мы все еще топчемся на онлайн-образовании в формате создания онлайн-школ и доставки образовательного контента через давно существующие инструменты: это те же лекции и задания, только в онлайн, и возможно, в игровой форме.

EdTech должен трансформироваться и предложить качественно другие образовательные форматы: микролернинг, использование нейротехнологий, интернета вещей для обучения.

Возможно, одна из проблем медленного перехода к развитию именно технологий в образовании в России — это то, что EdTech как бизнес проигрывает, являясь достаточно дорогим в разработке. К тому же, по сравнению с такими странами как Индия, Китай, африканские страны, у нас, во-первых, нет такой плотности населения, а во-вторых, нет целых районов без какого-либо доступа даже к начальному образованию.

Более того, Индия и Китай имеют ряд культурных особенностей, которые делают образование социальным лифтом. Без образования, или необходимой аттестации ты не можешь претендовать на то, чтобы стать частью определенного слоя общества, получать работу в разных сферах. В России образование как социальный лифт не работает.

У нас же неплохо развиваются платформенные решения, LMS, где платформа — это техническая разработка, которая выступает транспортом контента (iSpring, SkyEng), хорошо показывает себя сегмент обучения иностранным языкам, много решений создается в сегменте корпоративного образования, но этот сегмент не насколько массовый, есть решения VR, AR и разработки носимых устройств, например, для трекинга внимания.

Я бы сделал ставку на популярность платформ тестирования, профориентации, рекомендательных сервисов по траектории обучения и карьеры. Решения, которые смогут строить персонализированные траектории развития образования и карьеры, которые умеют работать с биг датой, станут востребованными, потому что мы продолжаем сталкиваться с периодами неопределенности все чаще, и у людей однозначно есть спрос на помощь на этом пути.

Имея образовательную и карьерную цель человеку важно начать в этом ориентироваться, получать знания и применять их. Здесь поможет модульное образование, образовательные программы, которые собирает для вас система, необходимые тестирования и сертификация для подтверждения ваших знаний, опыта, обеспечивающие вас рекомендацией для будущих работодателей — это все те ниши, которые пока еще не созданы.

Вместо выводов

Edtech — это крупная и разнообразная отрасль с широким спектром возможностей на протяжении всего жизненного цикла бизнеса, хотя постоянные риски (регулирование, циклы финансирования, конкуренция) должны оставаться во внимании игроков.

Достижения в области онлайн-обучения и новые технологии будут продолжать развивать рынок, и я склонен к тому, что еще появится ряд новых ниш и сервисов второго и третьего порядка для образования, которые займут свое место на рынке, в том числе в России.

В конечном счете, лучшими компаниями, инвесторами и влиятельными лицами в этом пространстве станут те, кто поставит студента в центр.

2222
15 комментариев

Российское онлайн образование — срубить бабла по быстрому. Штампуются маркетологи, таргетологи, аналитики, дизайнеры, программисты, ровно как до это штамповались юристы, экономисты, бухгалтера.

Кардинально мало что изменилось, сменилась форма и содержание, а результат тот же. Множество «спецов» с какими-то дипломами онлайн университетов/школ/курсов, с отсутствием понимания основ и элементарного понимания как что устроено.

7

Штамповать программистов вполне хорошее дело)
Да и есть много хороших мест, мы вот гимнастику онлайн делаем. Рынок созреет лет через 5 и появятся шикарные российские платформы, если государство не влезет.

1

В тему призывается лучший продакт России - Ivano Digital.

5

лучший продакт Вселенной

сегодня просто целый день людей поправлять приходится

1

"чтобы создавать поистине великие компании, необходимо думать глобально и иметь определенный масштаб амбиций."

когда такое читаю, не могу понять что конкретно нужно делать? как именно думать?

3

Я здесь имею в виду следующее: есть предприниматели, которые создают обычные малые и средние бизнесы - это могут быть очень хорошие и высокодоходные бизнесы для своих основателей и даже их частных инвесторов. Но если говорить про "венчурные проекты", VC-baked компании - стоит сразу иметь амбиции более высокого масштаба. Если вы создаете продукт для российского рынка, то вы должны планировать стать монополистом, номер 1 рынка (как например, HeadHunter на российском рынке рекрутинга, вышедшие на IPO в прошлом году). Если вы делаете проект в узкой нише, думайте сразу о захвате этой ниши в международном масштабе, об экспансии зарубежных рынков. Например, если в Израиле создается, например, ИИ для логистики, то они не делают и даже не тестируют продукт на своем локальном рынке (он очень маленький), основатели сразу думают - какой рынок мы захватываем первый? Сначала выходим на Сингапур, Австралию, затем США. Еще известный пример израильского стартапа - конструктор сайтов Wix - работает на многих рынках. 

4

Спасибо за интересный обзор - сами готовимся к запуску в этом направлении!