В коридорах Минфина этим летом постоянно расхаживают представители очень крупного бизнеса с мрачными лицами. Приходят на совещания разных комитетов и межведомственных комиссий, по вопросам международных расчетов.
Оптимизма у всех участников почти нет. А дела с международными расчётами идут все хуже и хуже. Причем эта ситуация бьёт уже не только по импортерам, про часто пишут. Страдает уже и экспорт, но в меньшей степени.
Сложности по оплате импорта повышают цены импортных товаров. Это ускоряет инфляцию, но при этом мешает девальвации рубля, сильно сокращая спрос на валюту. Что с этим делать пока не знает никто!
В этих условиях ЦБ почти гарантировнно продолжит повышать ставку.
К чему все это приведёт:
👉 Перестраивание и усложнение транзакционных цепочек и логистики повышает цену импорта.
👉 Высокая ставка практически блокирует качественное импортозамещение, так как долгосрочные инвестиции в бизнес не идут.
👉 В каких-то категориях проблема может быть смягчена полным отказом от всей категории импортных товаров. Но в ряде категорий может начаться дефицит на уровне 1980х годов времен СССР.
В этих условиях инвестиции в российский фондовый рынок становятся крайне рискованными. И неудивительно, что крупный капитал и инсайдеры почти полностью вышли из акций и из облигаций еще в мае-июне, полностью освободив поляну для непуганных новичков физиков, пришедших в рынок на росте 2023 года.