Лайфхаки для родителей: как научить детей финграмотности

Мечта каждого родителя, чтобы его дети были лучше него: умнее, красивее, быстрее, добрее и конечно же более финансово состоятельными! Как и всему другому финансовому успеху также нужно учиться. Известный политик Бенджамин Франклин говорил: «Самые лучшие инвестиции – в знания», поэтому современные родители хотят не только откладывать деньги на светлое будущее ребенка, но и вкладываться в финансовое воспитание своих детей. При этом постоянно повышать собственную финансовую грамотность, ведь дети как «губки» впитывают родительское финансовое поведение, плюсуют полученные знания/умения/навыки на свой индивидуальный опыт и с этим «багажом» выходят в самостоятельную жизнь.

Лайфхаки для родителей: как научить детей финграмотности

Без участия родителей в развитии финансовой грамотности ребенка не может быть и речи, считает начальник отдела брокерского обслуживания МТС Банка Олеся Усольцева, которая собрала основные лайфхаки для «прокачки» финансовой грамотности в семье. Для удобства, она постаралась выстроить их от младшего к старшему возрасту:

  • Помогите ребенку в осознании того несправедливого факта, что желания безграничны, а ресурсы для их исполнения ограничены. Помните из мультика «Мы делили апельсин. Много нас, а он один»?
  • Предложите ребенку понятную денежную единицу. Например, «Стоимость этого конструктора равна стоимости всех продуктов, которые мы съедаем в течение недели».
  • Продемонстрируйте финграмотность на собственном пример – ведите личный бюджет, рационально подходите к покупкам, научитесь инвестировать. Здесь, как с вредными привычками, запрещены двойные стандарты: «Тебе нельзя сквернословить, а мне можно». Если в семье не принято вести семейный бюджет, то заставить ребенка понять, что очередная «мелкая игрушка» отодвигает мечту обладания новым велосипедом или смартфоном будет очень затруднительно.
  • Наличие у ребенка карманных денег. Размер и возраст, когда они у ребенка появятся будет зависеть от психологического возраста ребенка, который вы знаете лучше всех остальных. Но давать ребенку карманные деньги необходимо! Только так он научится ими управлять. Первые карманные деньги должны быть наличными, так как ребенок может их «трогать», физически пересчитывать, копить, разделять на «кучки» – словом, формировать представление о деньгах. Позже можно переходить к знакомству с безналичными деньгами. Вспомните, как мы сами учились считать, сначала были счетные палочки и только потом счет в уме. Самый удобный и распространенный способ перейти к использованию безналичных денег – научить пользоваться банковской картой.
    Родители не должны давать ребенку свою именную карту, т.к. тем самым они нарушают условия договора с банком и формируют у ребенка некорректную модель поведения –использование не принадлежащих ему вещей. Однако, родители могут привязать к своей карте, дополнительную, чтобы видеть и контролировать расходы ребенка. На такой карте можно установить лимит и запрет на покупку товаров в определенных категориях.
    Также необходимо рассказать ребенку азы правил безопасности: нельзя никому сообщать трехзначный код на оборотной стороне карты, публиковать фотографии карты с двух сторон в социальных сетях и так далее.
  • Вовлекайте ребенка в семейные финансы. Например, берите с собой в продуктовые магазины и комментируйте выбор тех или иных продуктов. Объясняйте почему стоимость товаров из одной категории продуктов, но разных производителей отличается (качество, влияние рекламы на стоимость и т.д.). Стоит также рассказать: почему стоимость одного и того же товара в разных магазинах, например, в дискаунтере и премиум-сегмента разная, объяснить про статусное потребление и эмоциональные покупки.
  • Знакомьте ребенка с финансовым жизненным циклом человека. На примере бабушек и дедушек, которые на пенсии, расскажите, что с возрастом человек перестает работать и начинает получать пенсию. Обсудите размер пенсии, хватает ли ее для хорошей жизни, продолжают ли работать бабушки и дедушки и имеют ли они какие-то иные источники дохода.
  • Развивайте предпринимательское мышление. Обсуждайте с ребенком как был произведен тот или иной товара (торт, стул и т.д.), посчитайте себестоимость исходных материалов (легко на примере рецептов приготовления блюд), расскажите о вашей доплате за рекламируемый бренд и за возможность купить «здесь и сейчас», а не в период скидок, подумайте сколько в итоге заработали производитель и магазин и т.д.

  • Учите использовать наряду с картами и другие финансовые продукты: накопительные счета, программы лояльности и т.д.

В России подросток может оформить дебетовую карту с момента получения паспорта гражданина – с 14 лет. С помощью нее он может научится вести свой бюджет, оплачивать покупки, в том числе через свой смартфон – используя современную функцию бесконтактной оплаты NFC. Как правило, у таких карт есть кэшбэк и накопительный счет с доходом на остаток в среднем по рынку до 5% годовых. На нем ребенок может копить.
Еще одним бонусом молодежной карты считается крутой дизайн на выбор

Олеся Усольцева, начальник отдела брокерского обслуживания МТС Банка
  • Знакомьте с миром инвестиций. В этом пункте можно разгуляться при интерпретации для ребенка понятия «инвестиций»:

    - инвестиции в себя. Например, изучение иностранных языков в последствие откроет целый мир и новые горизонты в работе, а значит принесет бОльшие деньги. Хорошая сдача выпускных тестов ЕГЭ дает шанс поступить в престижный ВУЗ на бюджет, а затем получить хорошо оплачиваемую работу. Здесь можно даже просчитать, сколько затратит семья, если придется, например, брать кредит на обучение ребенка;

    - инвестиции в активы (теория). Главное – осознание того, что деньги – это инструмент, который всегда должен работать и инвестировать необходимо в разные активы: валюту, ценные бумаги, драгоценные бумаги или другой бизнес (принцип «не класть яйца в одну корзину»). Если вы знакомы с инвестициями в ценные бумаги, то расскажите ребенку, что вокруг нас много растущих публичных компаний (Сбербанк, Детский мир, Яндекс, МТС и т.д.) и если купить акции таких компаний, то можно владеть частью их бизнеса, либо можно дать компаниям в долг под проценты, купив их облигации, и на этом зарабатывать;

    - инвестиции в активы (практика). Более продвинутым взрослым инвесторам стоит привлекать своих детей непосредственно к процессу инвестирования. Обсуждайте в какие компании (отрасли) стоит вкладывать деньги, принимайте во внимание советы своих молодых консультантов и реализуйте их на практике в разумных пределах и, конечно же, на их карманные деньги.

Обучение финграмотности – процесс постепенный и поэтапный. Помните крылатую фразу из фильма «Семнадцать мгновений весны»?! - «Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности». Терпения и удачи вам, дорогие родители!

44
Начать дискуссию