Бухгалтерский баланс: зачем он нужен и как устроен

Бухгалтерский баланс: зачем он нужен и как устроен

Продолжаю цикл статей, в которых объясняю, как инвестору и предпринимателю читать финансовую отчетность. Сегодня перехожу непосредственно к отчетности и рассказываю о форме, которая показывает имущественное положение бизнеса.

Конечный продукт бухгалтерского учета — финансовая отчетность. Ее изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять, стоит ли иметь с вами дело. Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает состав финансовой отчетности:

  1. Бухгалтерский баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Приложения к ним.

Действующее ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (с путаницей в терминологии) и вступающий в силу с 2025 года ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (уже без путаницы) определяют состав приложений:

  1. Отчет о движении денежных средств.
  2. Отчет об изменениях капитала.
  3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.

Формы финансовой отчетности для российских компаний утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 №66н, но суть их одинакова в любой стране. Сегодня расскажу о назначении и устройстве бухгалтерского баланса.

Зачем нужен бухгалтерский баланс

В прошлых статьях я рассказал об отдельных видах активов и пассивов, с которыми имеет дело бухгалтерский учет. Пришло время собрать их в полезный инструмент для бухгалтера, директора, собственника бизнеса, инвестора, финансиста, экономиста и любого, кто хочет оценить имущественное положение компании. Этот инструмент называется бухгалтерским балансом (Balance Sheet). Он содержит информацию о том, какие активы есть у компании и откуда они взялись.

Баланс основан на капитальном уравнении, напомню его:

Активы = Капитал + Обязательства.

Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заемными пассивами.

Бухгалтерский баланс отражает имущественное положение компании. Анализ баланса позволяет понять структуру и ликвидность активов, обеспеченность собственными и заемными средствами, платежеспособность, финансовую устойчивость и другие важные характеристики бизнеса.

Структура бухгалтерского баланса

Баланс разделен на две части: актив и пассив. Части делятся на разделы, их пять со сквозной нумерацией. Внутри разделов — статьи. Каждая статья — это отдельный вид активов или пассивов. Статьи в активе расположены по степени возрастания ликвидности: чем ниже расположена статья, тем быстрее актив можно продать. В пассиве статьи упорядочены по срочности погашения: чем ниже статья, тем быстрее нужно будет рассчитаться за привлеченное финансирование.

АКТИВ

I. Внеоборотные активы

II. Оборотные активы

ПАССИВ

III. Капитал и резервы

IV. Долгосрочные обязательства

V. Краткосрочные обязательства

В реальном балансе статей может быть больше — я привел только наиболее распространенные. Каждой статье соответствует сумма — это оценка соответствующего актива или пассива. Итог по разделу складывается из сумм по статьям. Итоги по активу и пассиву — из сумм по разделам. Эти итоги равны между собой и называются «валюта баланса».

Пример:

ООО «Рога и копыта» на 1 января 2024 года имеет следующие активы и пассивы:

  • нематериальные активы — 100 000 рублей;
  • основные средства — 200 000 рублей;
  • запасы материалов и товаров — 300 000 рублей;
  • дебиторская задолженность покупателей — 250 000 рублей;
  • деньги на расчетных счетах и в кассе — 150 000 рублей;
  • уставный капитал — 400 000 рублей;
  • нераспределенная прибыль — 50 000 рублей;
  • долгосрочная задолженность по кредиту — 200 000 рублей;
  • кредиторская задолженность — 350 000 рублей.
Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта»
Бухгалтерский баланс ООО «Рога и копыта»

В следующей статье расскажу, зачем нужен и как устроен отчет о финансовых результатах. А если ждать не хочется, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — там это уже давно есть!

44
Начать дискуссию