Мой отзыв о разблокировке счета в Сбербанке. Попалась на 115 ФЗ

Хочу добавить в копилку отзывов о Сбербанке свой, связанный со 115 ФЗ. Как выяснилось, получить блок по этому закону очень просто, а выйти из этой ситуации бывает нелегко, но все-таки можно.

Мне заблокировали счет ИП в Сбербанке по 115 ФЗ в августе. На всякий случай напомню, что в народе его называют антиотмывочным. Дальше расскажу подробнее, как я до этого вообще докатилась, и как — спойлер — проблему решила.

Чем я занимаюсь

Я индивидуальный предприниматель и торгую одеждой на Ozon и Wildberries. Выступаю именно как продавец — закупаю оптом товары из Китая и Кореи , а потом продаю на маркетплейсах. Конкуренцию на этих площадках вы можете себе представить, поэтому я нахожусь просто 24/7 в поиске товаров и поставщиков.

Бизнес веду не одна — есть партнер, который вкладывается в закупку товара. Он периодически переводит мне достаточно крупные суммы. Разумеется, операции проходят по моей личной карте, но часть полученных денег я периодически переводила на счет ИП для других расходов бизнеса. Я не видела в этом ничего плохого, так как считала, что индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, и имеет право в этом статусе вести бизнес. И все было спокойно, пока мои магазины не начали увеличивать обороты.

Счета у меня открыты в Сбере, и 115-ФЗ вроде бы как при такой ситуации ну никак не должен был меня касаться. Переводы я делаю на реквизиты представителей дружественной страны, и здесь совершенно понятно, что все это делается для торговли. Но нет, я очень заблуждалась. Как мне потом объяснили сотрудники банка, внимание привлекает постоянное движение средств по счету. Чтобы вы понимали, как у меня это происходило:

  • партнер переводил мне деньги на личную карту;
  • часть денег тут же уходила на счета поставщиков, часть на счет ИП;
  • получатели переводов в большинстве своем носили китайские и корейские фамилии.

Получилась полная путаница с личным и бизнес счетом. Движение по моим счетам шло постоянно, и однажды меня догнали и придавили. Вместе с блокировкой по 115 ФЗ Сбербанк прислал мне запрос на предоставление документов по сомнительным операциям – а это как раз и были все мои переводы. На сбор бумаг мне давалась неделя.

Сказать, что я запаниковала — ничего не сказать. Остатки на складах нужно отслеживать ежедневно. Если покупатель закажет вещь и не сможет ее получить, площадка сделает отмену заказа. В результате мой рейтинг улетит ниже плинтуса, я получу штрафы, и расхлебывать это придется месяцами. Фактически это грозило крахом всего бизнеса, в который я вложила массу сил и времени.

Еще хуже мне стало, когда я прочитала отзывы о блокировке счета по 115 ФЗ в Сбербанке. Люди писали, что все это может решаться долго, а доказать свою правоту сложно. Но в свежих публикациях люди писали, что Сбер намного лояльнее, чем другие банки и снимает блокировки, если предоставить достаточные доказательства того, что ведешь бизнес честно. Это как-то меня подуспокоило, поэтому я решила позвонить на горячую линию и спросить, что мне делать.

Свет в конце тоннеля

Короче говоря, отзывы о том, что в Сбербанке к нарушившим 115 ФЗ клиентам относятся негативно, не подтвердились. Как только я дозвонилась до оператора, она тут же меня перенаправила на выделенную линию по вопросам комплаенса. Я объяснила свою ситуацию, выход был один – обосновать операции. Проблема заключалась в том, что у меня никаких документов на руках не было. Поставки были по карго через Казахстан, а китайские продавцы в этом случае ничего не прикладывают. Все отказные письма я оформляла уже на месте, а большинство инвойсов после отправки на склады просто летели в помойку. Не считала нужным их долго хранить, так как после оформления заявки я уже и так знала, что и куда отправила. Именно это я и сказала консультанту, на что она мне посоветовала составить письмо в Сбербанк в свободной форме и объяснить, как именно я работаю с маркетплейсами.

Также мне объяснили все мои ошибки и дали советы.

  • Закупка товаров для бизнеса через мой личный счет как физлица — нарушение закона и правил банковского обслуживания. Все операции бизнеса нужно проводить строго через счет ИП.
  • Большинство расходов на бизнес банк рекомендует в безналичной форме через расчетный счет или бизнес-карту, а покупки за наличные деньги оформлять актами.
  • Во избежание неприятностей необходимо вести документооборот, чтобы в любой момент можно было подтвердить любой платеж.

Кстати, в отзывах о нарушениях 115 ФЗ в Сбербанке мне встречалось, что ИП принимали оплаты за товар на личные карты. Так тоже делать нельзя — платежи должны проходить через эквайринг. Меня это не касается, так как деньги я вывожу через маркетплейсы и налоги плачу честно.

Финал

Свое письмо я отправила в банк уже после после проверки специалистами из отдела комплаенса. Мне открыли платежи через 4 дня после отправки письма с условием исправления всех ошибок. Так что история моя завершилась благополучно, но урок я получила очень хороший... Потом даже прошла небольшой онлайн-курс о том, как вести бизнес безопасно. Очень советую – там всего 9 коротких уроков, но с видео, полезными примерами из жизни и рекомендациями.

А вы когда-нибудь сталкивались с блокировкой счета в Сбербанке по 115 ФЗ? Отзывы пишите в комментарии!

Начать дискуссию