Как не платить НДС в 2025? На примере агентства недвижимости в городе Энск.

Меня зовут Лина Залевская, я налоговый консультант, специалист по управлению финпотоками в малом бизнесе, ну, и бухгалтер, конечно. В этой статье — взгляд в будущее, в 2025 г., где уже есть НДС у компаний с оборотом свыше 60 млн. рублей, где собственник все еще находится на стадии торга и ищет выходы.

В статье я опишу один из самых частых запросов на консультациях: в миру он называется “дробление”.

•• Как налоговый консультант, я обязана подсветить риски.

•• Как бухгалтер — просчитать себестоимость мероприятия.

•• Как специалист по управлению финансами — взвесить экономию, расходы и риски, и дать рекомендацию.

Как не платить НДС в 2025? На примере агентства недвижимости в городе Энск.

Итак, запрос клиента:

Стандартное агентство недвижимости в городе Энск, в котором есть выручка около 200 млн по году, план по росту до 300 млн, и… нет работников. Риски по отсутствию работников — тема другой статьи, здесь мы не будем их касаться, но это не значит, что их нет.

Задача: устроить 2025 год так, чтобы не платить НДС.

Спрашиваю: а что конкретно хотите, уже, наверное, есть мысли? (улыбаюсь — знаю, что соседка наверняка подсказала).

Отвечают: да, есть еще один ИП, и можем ООО в Москве открыть (отвечает с уверенностью).

Спрашиваю: такие риски и такие расходы, просто чтобы не платить сверху 5%? Дешевле выйдет платить НДС. Это еще и проще, чем жить с тремя компаниями.

Дробление. Что это такое и зачем? Теория.

Дробление бизнеса — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными организациями и ИП, контролируемыми одними и теми же лицами, с целью минимизации налогов.

Такое разделение:

▪ осуществляется с использованием спецрежимов;

▪ направлено исключительно (или по большей части) на занижение налогов.

Простыми словами: у вас точно дробление, если на вопрос инспектора “А зачем вы, милок, разделили свое агентство на 2 ИП и еще одну ООО”, вы можете ответить только “А мне так по налогам дешевле”.

Вообще, понятия “дробление” в законодательстве раньше не было. Дробление было, а понятия не было. Непорядок — решили законодатели, и добавили.

Понятия «Дробление бизнеса» и «добровольный отказ от дробления бизнеса» впервые на законодательном уровне появилось в ст. 6 Закона N 176-ФЗ от 12.07.2024 г. Там же прописан порядок проведения налоговой амнистии для компаний, которые добровольно решат отказаться от искусственного дробления. То есть, если вы уже знаете, что дробитесь, и знаете, что видны как на ладони, просто до вас еще руки не дошли, то велкам под амнистию. Но это уже тема другой статьи.

А как налоговая вообще понимает, что это не разные бизнесы, а единый?Не поверите, у них есть регламент и на этот счет.

Например, ФНС в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ определила 17 признаков дробления бизнеса. Однако в реальной судебной практике за 2017-2024 годы таких признаков гораздо больше.

Минимальный перечень признаков дробления:

1. Наличие единого центра управления, который является конечным выгодоприобретателем. Руководит всем один Сергей Николаич.

Формально у организаций могут быть разные руководители и даже учредители, но все знают, что решения принимаются Сергеем Николаевичем. Как это доказать? Легко! Вызов сотрудников на допрос в налоговую инспекцию решает все вопросы.

2. Отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц. Это признак для тех, кто покрупнее. Например, в производственном предприятии на основной ООО вся техника, сотрудники и т.д., а на ИП, которые открываются для патентов — ничегошеньки.

3. Отсутствие основных средств, производственных мощностей, кадровых ресурсов и прочего свидетельствует об имитации деятельности подконтрольных компаний.

4. Прямая или косвенная взаимозависимость.

Например, супруги, дети, родители, братья, сестры, сотрудники — бывшие или действующие. Бывает до смешного — все трое (муж, жена и сын) ходят под одной фамилией, прописаны в одной квартире, и надо же какое совпадение — коды ОКВЭД у них одинаковые, поставщики одни и те же, и даже сотрудники все знакомы друг с другом.

Использование общих ресурсов (основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов.

5. Единое все: юридический адрес, IP-адреса, телефоны, почта, сайт, вывеска, склад, офис, ККТ, счета в одних и тех же банках, общие представители в судах.

И вишенка на торте — это персонал. Сотрудники выполняют одни и те же обязанности в рамках всех компаний-участников дробления. Как правило, это бухгалтерия, юридическая служба, отдел продаж. Или очень часто сотрудники мигрируют из одной компании в другую.

6. Формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление. Например, предоставление транспорта, аренда производственных помещений на безвозмездной основе, беспроцентные займы и т.д. Очень часто имущество используется в деятельности вообще без договора.

7. Единый производственный процесс.

Взаимозависимые компании не могут вести свою деятельность по отдельности друг без друга, а только в составе группы.

8. Один вид деятельности у всех участников дробления.

На этот признак очень часто обращают внимание ФНС и суды.

9. Нет деловой цели разделения.

Под деловой целью подразумеваются разумные экономические причины разделения. Это может быть разделение видов деятельности, разные географические сегменты, условия работы с контрагентам. Отметим, что снижение налоговой нагрузки не является деловой целью (а так хотелось бы..).

10. Взаимные расходы: участники схемы платят по счетам друг за друга.

Например, оплата коммунальных услуг, Интернета, телефона, приобретение оборудования, лицензий 1С, кассовой техники и т.д. Совершенно глупая оплошность.

Как не платить НДС в 2025? На примере агентства недвижимости в городе Энск.

11. Участники схемы применяют специальные режимы налогообложения.

Как правило, это Упрощенная система налогообложения или Патент.

12. Показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальных режимов, но не превышают их.

13. Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала.

14. Данные учёта указывают на снижение рентабельности производства и прибыли, но при этом появляются новые взаимозависимые компании.

Пример из запроса клиента как раз будет: по итогам 2024 года в агентстве 200 000 млн. оборот, а с 2025 нашла коса на камень — резко стало до 60 000 млн. Что случилось? Кризис в отдельно взятом ИП?

15. Разделение покупателей между участниками дробления с учетом применяемой системы налогообложения: с НДС и без НДС с целью снижения налоговой нагрузки. Это когда есть заказчики, которые будут с вами работать только если вы применяете ОСНО. А экономить НДС хочется. Поэтому открывается еще одна компания, где УСН. Или даже ПСН, если деятельность позволяет.

16. Разная наценка при реализации внутри группы компаний.

Как правило, ниже, чем сторонним покупателям. Например, на складе ООО (по документам) есть холодильник, а его нужно продать с ИП, который на УСН. Делается продажа с минимальной наценкой на ИП, а уже с ИП продается без НДС. Теперь понимаете, что (кроме прочего) дает налоговикам прослеживаемость товаров?

17. У взаимозависимых компаний только один поставщик – контролирующая компания.

При этом у подконтрольных компаний всегда есть кредиторская задолженность в адрес этого поставщика.

18. Фиктивность отношений в группе компаний.

Между компаниями установлен формальный документооборот, отсутствует движение товара между участниками группы, документы выписываются задним числом — все это указывает на недействительность сделок.

19. Движение денежных средств к одному субъекту — центру управления бизнесом.

Очень часто прибыль, которая аккумулируется в подконтрольных компаниях, выводится в головную компанию в виде беспроцентных займов. Красиво же.

20. Нет конструктивного разделения площадей.

Традиционно, это проблема общепита и оптово-розничной торговли, сюда также можно отнести и производство. Для общепита распространенная схема оформления бара на одну компанию, а зала обслуживания на другую. Для розничной торговли – несколько магазинов на разных ИП или ООО, а торговый зал один; для опта – один склад хранения товаров для нескольких юридических лиц. Если брать производство, то несколько компаний производят продукцию на одних и тех же площадях без разделения.

21. Необоснованные перечисления внутри группы компаний, необычные виды расчетов.

Это могут быть: перечисления по договорам субподряда, субаренды, беспроцентные займы, погашение векселей, взаимозачеты.

●● Кстати, это можно воспринимать как тест. Сколько у вас там “да”?

Но вернемся к запросу, на основании которого написана эта статья.

Даже если к конструкции (да не будем произносить слово “схема”) с двумя ИП и одним московским ООО подойти с умом, то есть:

▪ Разделить географически. ИП 1 — город Энск, ИП 2 — Энская область, ООО — Москва.

▪ Нанять им разных юристов. Да, сейчас никто не устроен, но по факту люди-то есть (а юристы в этом деле — основной персонал, которого нет).

▪ Сделать так, чтобы эти юристы, агенты и даже бухгалтеры не были знакомы друг с другом и по Гуглу в одном месте одномоментно ни разу не определялись.

▪ Сделать разные сайты с написанной разными юристами политиками конфиденциальности.

▪ Провести прочие мероприятия, обозначающие разную деловую цель.

Но останется 8 “да”, если идти по этому риск-тесту.

А теперь давайте смотреть, ради чего такой риск.

Деятельность среднестатистического агентства устроена так:

Отдел первички. Здесь доход — это агентское вознаграждение от компаний-застройщиков. В нашем случае, 70% от выручки.

Отдел вторички. Здесь доход — это подбор и консультационные услуги, хотя бывает по-разному, иногда это тоже агентское вознаграждение. Соответственно, 30% выручки в нашем случае.

Практика.

140 000 000 р. — выплата от застройщиков, в т.ч. Москва около 40 % (56 000 000 р.)

60 000 000 — оплата за сделки по вторичной недвижимости (Энск).

1. Предположим, что 60 млн. в Энске (вторичка) остаются на старом ИП-1 (который сейчас резко потеряет в доходе по п. 14).

Если вырастет оборот (что прогнозируется), то все равно перейдет на НДС в 2025 г.

2. Также предположим, что при этом 56 млн продаж московской элитки пойдет на новое ООО в Москве, и тоже есть хороший шанс, что будет больше. Расходы все, туда, конечно, не отнести, возьмем со слов клиента — максимум 30%(выплата агентам, которые не сотрудники, а ИП, но это тема другой статьи, как вы помните). Остальное выводим под дивиденды (других вариантов нет, и если вам скажут, что есть, то соврут).

3. Тогда на ИП-2, который вот только открылся и сразу поперло (везунчик), пойдет первичка от застройщиков. И предположим, что к августу он перевалит за 60 млн. (третий кв уже пойдет с НДС).

Давайте на 10 секунд забудем, что это все шито белыми нитками, и посчитаем выгоду заморочного мероприятия. Там еще и база CRM единая.. ладно, опустим пока что.

Примерные расчеты:

Как не платить НДС в 2025? На примере агентства недвижимости в городе Энск.

Итого. В лучшем случае, мы экономим 1 млн. рублей. Да, ООО — это всегда дороже, там прибыль можно забрать только дивидендами. Если кто хочет рассказать мне про займы, то не надо. Особенность займа в том, что его нужно возвращать, и еще налогообложение с сумм материальной выгоды возникает. Невозвращенные займы переквалифицируются в лучшем случае в дивиденды, в худшем — в зарплату.

Что такое расходы на инфраструктуру?

Это содержание нескольких СRM-систем, штата, которому придется быть действительно разным. Кадрового персонала, потому что система усложняется. Аккаунтов в соцсетях (о да, их тоже придется разделить), блогов в Телеге (а как вы собирались делать вид, что это разные бизнесы??). Дизайнеров (или старого умножьте на три, но это уже п. 5 риск-теста), бухгалтерий. И что самое ужасное — все эти разделенные счета, учетные базы, сотрудники, % агентам из разных компаний нужно как-то собрать (консолидировать) в единую управленческую отчетность.

Как не платить НДС в 2025? На примере агентства недвижимости в городе Энск.

Оно вам надо на такой выручке?

И если вы сейчас подумали: «Ага, будет 400 млн, тогда пойду строить конструкцию», то помните — чем больше сумма экономии, тем больше риск, тем больше глаз на вас смотрят. Дальше будете в соцсетях рассказывать, что вы — единая компания, и вот тут наша команда и наш офис?

Эти ребята решили оставить все как есть, заплатить 5% и жить спокойно. Стадия принятия.

Идеи статей, которые родились, пока я писала эту статью:

1. Оборот есть, а сотрудников нет. Что по этому поводу думает мой инспектор?

2. Амнистия по дроблению 2025 г. Брать или нет брать?

Начать дискуссию