"Морозилка" для денег бизнеса. Часть 1.

Где же бизнес любит замораживать деньги? Давайте поговорим о двух самых «любимых морозилках» для торгово-производственных компаний: дебиторка и склад. Как финдир могу сказать, что именно эти две темы вызывают самые ожесточенные споры с коммерческим отделом.

Сегодня про запасы

Часто бизнес забывает о том, сколько старья и неликвидов лежит на складе. Глаз замыливается и не видит аккуратно сложенных в углу сто лет назад товаров. Но по факту, это ж деньги.

Метрика для быстрого отслеживания: Оборачиваемость запасов

Как ни странно, формул много, рассказываю ту, которую люблю я и которую понимают нефинансисты:

Оборачиваемость запасов в днях = запасы ( в деньгах на дату) / себестоимость проданных товаров за период * Дней в периоде

Например,

1) Из баланса или из отчета об остатках на складах берем сумму запасов на конец месяца – 4 млн

2) Из отчета о прибылях и убытках берем себестоимость проданных товаров за последний месяц – 2 млн

Считаем: Оборачиваемость запасов в днях = 4 млн / 2 млн * 30 дней = 60 дней.

Эта цифра говорит о том, что при таком темпе продаж запасов хватит на 60 дней.

Что с этой цифрой делать:

- Сравнить с предыдущими периодами (как компания управляет запасами, лучше/хуже)

- Сравнить с ожидаемым периодом доставки. Например, товар можно привезти за 2 недели. Зачем тогда так много хранить? Возможно, лучше закупить товар два раза более мелкими партиями, чем заморозить большую партию надолго? Стремимся к Just-in-time (концепция из книги «Дао Тойота», хотя, говорят, придуманная экономистами Госплана еще в 1930-х)

- Проанализировать также в разбивке на виды запасов или даже по номенклатуре (1С позволяет это делать)

- Ставить задачи продавать / утилизировать то, что давно лежит, так как складские помещения можно использовать более эффективно.

- потери из-за перепроизводства (произвели лишнее, не можем продать);

- потери из-за лишних запасов (закупили лишнего);

- потери из-за выпуска дефектной продукции (которая тоже теперь лежит как запас).
Мой опыт: «Выкручивая» отчет об оборачиваемости из 1С, сортируем по убыванию количества дней, выделяем 5-10 первых позиций, которые и есть «задание» на реализацию для коммерческого отдела / задание на утилизацию складу.

Зачем это делать:

Экономия денег. Запасы – это замороженные деньги. Чем быстрее они оборачиваются, тем меньше средств компании «зависает» на складе. Это позволяет высвободить оборотные средства для других целей. С одним клиентом мы так «нашли» оборот за месяц.

Улучшение качества продукции. Быстрая оборачиваемость запасов - актуальная / свежая продукция. Это особенно важно для товаров с ограниченным сроком годности или подверженных порче.

Повышение эффективности бизнеса. Оптимизация запасов позволяет сократить расходы на хранение, уменьшить риск потерь из-за неликвидов, повысить скорость реагирования на изменения спроса.

И еще один не самый очевидный эффект – улучшение коммуникаций и взаимодействия между подразделениями – финансовым, коммерческим, логистическим. Ведь совместный труд – он объединяет @Матроскин
А как вы? Давно стирали пыль с запасов и смотрели на показатель оборачиваемости?

Начать дискуссию