История одного бизнеса

Требование о доплате по УСН, уволившийся бухгалтер и переезд в регион с пониженной ставкой: история одного собственника.

Что случилось?

История одного бизнеса

Ко мне обратилась собственник компании с вот такими проблемами:

1. Пришло требование.

Суть требования – вы подали декларацию за 2023 г. по УСН (доходы-расходы) с доходом 73 млн. по году, а мы видим по банку, что выручка составила 120 млн. Объяснитесь или пересдайте, а лучше и то и другое.

2. Когда собственник уточнила у бухгалтера, что именно происходит, бухгалтер уволилась. Сказала, что база 1С слетела, наверное, косяк из-за этого, и уволилась.

3. Пришла новая бухгалтер, свела заново год, и к доплате вышло 3 млн за год.

4. Еще до требования, весной, была внедрена дичайшая схема: переезд в Калмыкию (там ставка льготная). Требование о доплате за 2023 г. – из Московской налоговой.

Далее цитирую максимально близко к тексту слова собственника:

Я ведь не специалист, я вообще ничего не понимаю в налогах, как я проверю? А новый бухгалтер должна подумать – где я столько денег возьму, ведь нужно что-то придумать! А она механически посчитала и все

Я стала задавать вопросы по деятельности, и мой любимый: а как вы деньги себе (свои) из ООО забираете?

Ответ: договорами займов.

Я: А как займы закрываете?

Ответ: А они долгосрочные.

Я: Допустим, срок долгого займа подошел, что делать будете?

Ответ: Ну бухгалтер что-нибудь придумает, как-нибудь закроет.

Я: А когда это что-то проверят и доначислят НДФЛ за 3 года, окажется, что вы не специалист, и виноват бухгалтер? В мире ровно ноль безрисковых вариантов закрыть займ как-то, кроме как реальными деньгами на счет.

Я: А в Калмыкию то зачем? Такой красный флаг поставили на своей компании, а у вас тендеры, соответствие условиям и т.д. Ладно бы еще учет был чистый, отбиваться только от неделовой цели переезда. А так-то все до кучи сразу.

Ответ: А мне бухгалтер сказала, что так дешевле будет. А я не специалист.

Ответы на все мои дальнейшие вопросы приводили к «виноватым» бухгалтерам. Если вы, как собственник, тоже находитесь с стадии поиска виноватого, то сейчас помогу:

Вы хотите найти того, кто виноват, или выпутаться из неприятной ситуации, которую часто описывают, как одну из частей тела?

В этой конкретной ситуации я сказала: Выберете, чего вы сейчас хотите?

История одного бизнеса

Навести порядок и быть готовыми к проверке в Калмыкии через год (большая вероятность, и Калмыкские налоговики гораздо более неприятные, чем московские, т.к. времени, чтобы быть максимально неприятными, у них больше)

Или

Просто ответить на это требование, чтобы сейчас отстали, не думая наперед?

Мое мнение: В этой ситуации нужно просить отсрочку по уточненке, проводить восстановление учета, смотреть, где и как закрыть хвосты, заявлять о реструктуризации долга, и рассчитываться с бюджетом.

Если не контролировать важнейший отдел компании (финансы и бухгалтерия), не планировать будущие действия (как-то само решится), то последствия всегда будут.

Из-за плохого РОПа можно остаться без сделок, из-за плохого бухгалтера – без компании. Контролировать и РОПа, и бухгалтера – главная функция управления.

Как контролировать бухгалтера:

1. Слушать и слышать (и не спорить, бухгалтер знает все равно больше). Просто спросите о рисках вашей компании – как их видит бухгалтер. Он расскажет, если не боится столкнуться со шквалом отрицания, примерами «ИванПетровичей, которые так делают», и просьбами «войти в положение».

2. Организовать «копилку сомнений», прям совместно с главбухом – выпишите все моменты, где тонко, и организуйте консультацию. Хотя бы один раз в год, заплатите 20-30 тысяч налоговому консультанту, чтобы удостовериться, что бухгалтер не зря переживает. Или зря.

3. Проводите внутренний аудит. Сдали год – потратьте деньги на выборочную проверку. Это нормальная практика, ведь при любом производстве есть отдел контроля качества.

4. Настройте финансовое планирование. В этой конкретной ситуации собственник бы увидел, что сумма налога вовсе не та, что заложена в план. Это и есть простая точка контроля. И собственник попросил бы показать декларацию, и увидел бы, что и выручка в декларации – не та. В этой истории собственник проверят выручку методом скачивания выписки из банка.

Прочитайте это еще раз:

Чтобы понять, какая выручка была на самом деле, собственник скачал выписку банка за 2023 г. Нет вообще никакого учета – ни управленки, ни финансов, ни налогового, как оказалось.

Я не оправдываю первого бухгалтера: очевидный косяк в декларации, еще и схема с Калмыкией. Но в этой ситуации прослеживается явный кризис управления. Первопричина – в руководителе.

Я много раз видела, как из таких кризисов выходят обновленные руководители – настраивают все виды учетов, начинают планировать платежи, и бизнес растет. Хотя, видела и банкротства после таких ситуаций конечно…

Начать дискуссию